316,3K подписчиков

Никто не подходил к этому самолёту, хотя он готов к бою: мы угнали его в полк. Вдруг приехало начальство: оказалось это не простая машина!

15K прочитали

Николай Чувин в 1939-м году был принят в Чугуевское авиационное училище после окончания Брянского аэроклуба. Готовили в этом училище истребителей. Выпустили Николая с сержантскими лычками в марте сорок первого, за три месяца до начала войны.

Распределили его в истребительный полк, в нем он и встретил войну. Летал на истребителе И-16. Когда вскоре их полк отозвали с фронта для переобучения на штурмовиках Ил-2, на его счету было уже 69 боевых вылетов. Переучились быстро, уже осенью штурмовой авиаполк начал воевать под Брянском.

Николай Чувин в 1939-м году был принят в Чугуевское авиационное училище после окончания Брянского аэроклуба. Готовили в этом училище истребителей.

Штурмовик Ил-2 был новым самолетом, пошедшим в серию перед самой войной. Поэтому его силуэт был еще не очень знаком зенитчикам. Уже в одном из первых боевых вылетов по двойке Ил-2, в которой Чувин был ведущим открыли огонь свои же зенитчики, повредив оба самолета. Тем не менее, они удачно атаковали цель с бреющего полета.

На второй заход Николай пошел уже один, у второго самолета были разбиты рули управления и маневрировать он практически не мог. Во второй атаке на низкой высоте Ил-2 Чувина тоже зацепил верхушку сосны, которая заклинила руль поворота. На аэродром, впрочем, они вернулись благополучно, а уже во второй половине дня Николай повел уже шестерку штурмовиков на ту же цель.

Самолет по мнению ветерана нес довольно приличную бомбовую нагрузку, до 600 килограммов. В их полку предпочитали брать на боевой вылет 400 кг бомб и 4 штуки 132 мм РСа. А вот к конструкции были претензии. Некоторые из них ему довелось высказать даже самому Ильюшину, на что главный конструктор очень обиделся.

Случилось это в 1942-м году. Чувин приказом командира 3-ей Воздушной Армии был включен в состав делегации, которая должна была вручить переходящее знамя ВЦСПС работникам Куйбышевского завода, выпускающего Ил-2. После официальной части мероприятия состоялся праздничный обед, который организовали заводчане.

На нем, кстати, присутствовали и Министр авиационной промышленности СССР Демичев и главный конструктор Ил-2 Ильюшин. Звучали речи, выступил и Николай Чувин. Отдав должное высоким характеристикам самолета, Николай упомянул и о недоработках, которые, по его мнению, требовалось срочно устранить. В основном это касалось выдавливания масла из механизма установки шага винта и пеногасительного бачка общей масляной системы.

Штурмовик Ил-2. Фото в открытом доступе.
Штурмовик Ил-2. Фото в открытом доступе.

В результате меньше, чем через час полета переднее стекло фонаря кабины загрязнялось так, что что-либо разглядеть через него было невозможно. Это делало практически невозможным ни прицеливание, ни даже ориентирование. Ситуация усугублялась тем, что фонарь кабины при открытии не фиксировался. Это было опасно. Николай описал эту ситуацию в своем выступлении:

«Выполняя посадку в сложных метеоусловиях, с забрызганным маслом лобовым стеклом, летчик открывал фонарь кабины и вынужден был придерживать его головой. Если он ошибался в расчете и садился, с "козлом", то фонарь больно бил его по голове. Бывали и смертельные случаи».

Ильюшину это очень не понравилось, но Николай отнесся к произошедшему довольно философски:

«После этого выступления Ильюшин набросился на меня. Я еще подумал, что он так сердится, я же правду сказал. Ругай не ругай, а исправлять надо».

Отметил ветеран и то, что тактика применения штурмовиков в начале войны была очень несовершенна. Это очень мешало использовать все возможности самолета и снижало эффективность его боевого применения:

«Мы летали на бреющем. С бреющего полета выйти точно на цель было сложно. Это заставляло ведущих осторожничать, не маневрировать по высоте, направлению и скорости, что приводило к потерям. Кроме того, штурмовка производилась с малых высот - 15-20 метров от земли. Над целью находились очень короткое время, что также снижало эффективность огня. Только в 1943 году штурмовать стали с высоты 900-1100 метров, что было более эффективно», вспоминает Николай Иванович.

Штурмовик Ил-2 проектировался не для воздушных боев, специализация у него была совершенно другая. Да, он был защищен довольно прочной броней, но тяжелый и не очень маневренный. Николай Иванович с этим не вполне согласен. За 164 боевых вылета, что он сделал на Ил-2 он провел 18 воздушных боев, в которых сбил 8 самолетов, в том числе два истребителя. Еще 16 немецких самолетов он уничтожил при штурмовке аэродромов.

Таким Ил вернулся с боевого задания. Фото в открытом доступе.
Таким Ил вернулся с боевого задания. Фото в открытом доступе.

За войну Николая Ивановича сбивали 11 раз. Он был четыре раза ранен и получил три контузии. Однако, живучесть штурмовика он оценивает высоко. В одном из вылетов он полетел на штурмовку танковой колонны под прикрытием пятерки истребителей. Но их атаковала восьмерка немецких истребителей Ме-109.

Пять из них связали боем истребители прикрытия, а три зажали штурмовик и начали поочередно атаковать и расстреливать. Ему удалось тогда уйти на бреющем вдоль русла речки под защитой высоких берегов. Но потом техники насчитали в самолете около трех сотен пробоин, полтора десятка из которых были больше 15-20 сантиметров в поперечнике. До аэродрома штурмовик дотянул, но восстановлению уже не подлежал.

Вспоминает Николай Иванович и довольно забавный случай. Выписавшись из госпиталя после очередного ранения, он поехал на тыловой аэродром, надеясь, что там окажется транспортник, летящий в сторону дислокации его полка и его возьмут пассажиром. Ему повезло, на этом аэродроме он встретился с однополчанами, летевшими в Москву за новыми штурмовиками.

Среди них оказался и Вано механик его самолета. Сослуживцы взяли его с собой. Принимали новые самолеты на Щелковском аэродроме. И тут его механик обнаружил на дальней стоянке вполне исправный и заправленный штурмовик Ил-2, к которому за день никто не подошел. То же самое и на второй день. Николай решил его угнать в свой полк. Договорившись со старшим группы, он взлетел вместе с ними и благополучно прибыл на фронт. Вдруг приехало начальство: оказалось это не простая машина! Это был заводской самолет, на котором проверяли очередную доработку конструкции. Но обошлось без последствий:

«Я доложил командиру полка о "приобретенном" самолете. Он разрешил летать, и я выполнил на нем 34 боевых вылета. Но вскоре прибыл представитель завода - самолет был экспериментальный, и когда его хватились быстро вычислили где он находится. Приехав к нам, представитель потребовал составить акт о боевых испытаниях, что мы с удовольствием сделали. Самолет остался у нас, а он с актом отправился на завод», вспоминает ветеран.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Ил-2 в атаке. Фото в открытом доступе.
Ил-2 в атаке. Фото в открытом доступе.

Закончил войну Николай Иванович Чувин в звании Гвардии майора. Список его боевых наград впечатляет: три ордена Ленина, орден Боевого Красного знамени, два орденаа Отечественной войны I степени.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, насколько боеспособным был Ил-2?