Военрук. Зарница.

Владимир Войновский

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Сквозь оконное стекло школы за игрой следили внимательные глаза, наполненные горечью воспоминаний и в то же время радостью за подрастающее поколение, преподавателя начальной военной подготовки. Да, в те времена был такой предмет, в сокращении «НВП», а преподавателей этого предмета называли – военруками. Ребята просто называли учителя воеводой.

          Играющие мальчишки и девчонки не знали его имени, так как им было еще далеко до девятого и десятого класса, в которых преподавалось «НВП». Зато все знали, что этот дедушка был участником Великой Отечественной войны. И не просто участником, а летчиком-штурмовиком, наносящим серьезные потери противнику, управляя боевой машиной «Ил-2». Эти подробности в школе знали все. На праздничных линейках, посвященных дню Советской армии и дню Победы, а иногда и просто собрав вокруг себя ребятишек, военрук рассказывал про свою фронтовую молодость.

          Он постоянно имел военный вид. На нем была надета офицерская кожаная куртка, которую носят только летчики. А на его голове была фуражка, с голубым околышем и эмблемами в виде крылышек.
Подойдя к нам, военрук отрывисто сказал:

- Здравствуйте! Предъявить оружие к осмотру!

          Это он обратился к мальчишкам, держащим в своих руках деревянные предметы, отдаленно напоминающие автоматы.

          Мы его не поняли и переглянулись. Военрук лукаво и чуть самодовольно улыбнулся и повторил свою просьбу:

- Покажите, чем вы тут воюете.

          Мальчишки наперебой стали протягивать ему свое вооружение.

- Отставить! – сделав серьезное лицо и насупив брови, произнес учитель. – Это что за полное отсутствие дисциплины? Эх вы, солдаты.

          Принимая по очереди из рук ребят протянутые ножки и спинки от стульев и парт, он внимательно осматривал их, что-то бурчал себе под нос и возвращал владельцам.

- Кто же воюет таким старьем? – все стояли молча, не зная, что ответить. – При наличии дисциплины… Старшим назначаю, - он еще внимательнее обвел взглядом ребят и указал на одного из нас, - вот этого смышленыша. Он выглядит постарше остальных.

- Командовать умеешь?

- Ага.

- Ни "ага", а "так точно"! И выпрямись.

- Так точно! - повторил мальчишка и, испытывая большое уважение к этому человеку, как только мог, выпрямился, выпятив вперед мальчишескую грудь.

- Вот! Солдата сразу видно, – довольно произнес учитель. – Теперь. В колонну по одному. Становись.

          Он помог разобраться нам по росту и построиться в колонну. Поведал и помог усвоить такие команды как «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Проведя начальную военную подготовку для самых маленьких, он скомандовал:

- За мной. Шагом. Марш!

          Мы вошли в пустую школу и подошли к кабинету «НВП». Над дверью, обитой металлом и выкрашенной в желто-коричневый цвет, горела лампочка.

- Сигнализация. Без меня в этот кабинет входить никому нельзя, - пояснил учитель.
Когда дверь распахнулась, лампочка заморгала. Военрук быстрым шагом прошел внутрь и поднял телефонную трубку. Через секунду он что-то четко и коротко сказал.

          Мы, сгрудившись в кучку, наблюдали за ним, не решаясь, переступить порог кабинета.

- Это что за отсутствие полной дисциплины? А ну-ка, старший, построй всех в одну шеренгу.

          Строить никого не пришлось, так как «начальная школа» не прошла даром. Мальчишки и девчонки выровняв носики своих ботиночек и сапожек по ровной линии, быстро разобрались в шеренгу. Учитель открыл вторую дверь, находящуюся в кабинете и, войдя в нее, скомандовал:

- Ко мне. По одному.

          Ребята, стоящие с правого и левого концов шеренги чуть наклонившись, посмотрели друг на друга, и самый смелый, сделав шаг вперед, прошел в кабинет. Через секунду он вышел счастливый и улыбающийся. В руках он держал настоящий автомат времен Великой Отечественной войны. Все мальчишки знали из фильмов, что он называется «ППШ».

          Взгляды стоящих в шеренге были «прикованы» к холодному металлу автомата.

- Следующий! Ну, что вы там? – раздался из глубины кабинета голос учителя.

          Этот голос вывел всех из оцепенения. Следующий мальчишка просто влетел в кабинет. Вышел он не менее счастливый. Еще бы, он держал в руках настоящий, современный автомат «АКМ». Мы смело заходили в кабинет. Каждый выходил из него, неся в своих руках настоящее оружие.

          До позднего вечера мы под пристальным взором ветерана продолжали играть на пришкольном участке. В наших детских руках были не палки и обломки мебели, а настоящее боевое оружие. Нам казалось, что в этот момент мы мгновенно стали взрослее.

          Игра была окончена сдачей оружия. Мы бережно ставили его в оружейную пирамиду и с грустью покидали пределы кабинета «НВП».
О том, что с нами произойдет такое чудо, никто и не мечтал.

Зарница


          В один из вечеров, когда военрук учил мальчишек разбирать и собирать автомат Калашникова, к нему в гости пришел офицер с пограничной заставы.

- Здравствуйте, товарищи! – по-военному громко и четко приветствовал он ребят.

- Здравия желаем! Здрасьте! Привет! Здравствуйте, дяденька! – каждый на свой лад, кто спокойно, а кто и перекрикивая остальных, поздоровались с офицером, не на шутку развеселив его.

- Так, ребята! Минуточку внимания. Мы с товарищем офицером выйдем в мой кабинет, а вы спокойно занимайтесь. По очереди, в том порядке, что я определил, выполняйте разборку и сборку автомата, - и военрук с пограничником вышли из класса.

          Мы по очереди подходили к ученическому столу и в отведенный промежуток времени разбирали и собирали автомат. Ожидающие своей очереди и те, кто уже отработал упражнение, бегали по классу.

- Это еще что такое? Что за шум? Прекратить немедленно это безобразие, - в класс вошли и застыли на пороге военрук с офицером.

- Да-а-а, а мы хотели из них сделать пограничный отряд. Чтобы они помогали солдатам нести нелегкую, но почетную службу по охране Государственной границы. Разве с такой дисциплиной можно им доверить настоящее боевое оружие? – военрук повернулся к офицеру.

- Считаю, товарищ подполковник, ребята хорошие. При наличии дисциплины получится отличный отряд юных пограничников.

          Ребята притихли, прислушиваясь к разговору взрослых. О каком отряде идет речь? О чем говорят взрослые? Да как же их поймешь?

- Ребята, меня зовут Игорь Андреевич. Мое звание – старший лейтенант. Я служу в пограничных войсках. Многие меня знают. С некоторыми мы уже встречались и не один раз разговаривали возле заставы и на контрольно-пропускном пункте. По просьбе вашего учителя военного дела командир нашей заставы принял решение о создании из учеников школы пограничного отряда, - начал свою речь офицер. – Присаживайтесь за парты. Чего вы стоите? Кто ответственный за оружие, соберите автоматы и положите их на первую парту.

         Образовалась тишина. Все приготовились слушать офицера. Военрук занял место за учительским столом, офицер присел рядом с военруком, вытащил из портфельчика тетрадку, взял ручку:

- Давайте по очереди: четко произносим фамилию и имя.

          Тот, на кого смотрел офицер, вставал и громко называл свою фамилию и имя. Офицер аккуратно заносил данные в табличку, предварительно разлинованную в тетрадке.

          Начались первые уроки военных команд и военной дисциплины. Занятия проводились два раза в неделю. Всегда ребятам уделялось много время и внимания со стороны учителя, офицеров и солдат заставы. Мальчишки и девчонки занимались строевой и физической подготовкой. Иногда ездили на полигон для стрельбы из винтовок. Работали на переносных радиостанциях, учили азбуку Морзе.

          Отряд пополнялся новыми членами. Ребята придумали название своему отряду, выучили песню. Со временем каждый имел свою военную специальность и свои обязанности. За год мальчишки и девчонки превратились в хорошо организованную, дисциплинированную команду.

          Каждый нес дозор на контрольно-пропускном пункте заставы, проверяя паспорта. Наблюдали за прибрежными водами и прилегающей к поселку территорией через мощные оптические приборы на вышке.

          В конце учебного года директор школы и командир заставы объявили о проведении военно-спортивной игры «Зарница». Вся школа была поделена на красных и синих. Соревнующиеся команды поделены на отряды, во главе которых встали члены отряда юных пограничников.

          Целую неделю участники соревновались в беге, прыгали в длину и в высоту, метали гранаты, и кидали мячики. А еще они перетягивали канат и стреляли из пневматических винтовок.

          Наступил завершающий этап «Зарницы». «Красные» должны были оборонять полигон на заброшенной заставе, а «синие» должны были захватить его.

          Выступление отряда «синих» из поселка к объекту было назначено на девять часов утра. За час до этого «красные» вышли к полигону и закрепились на нем. Разведка «синих», не дожидаясь назначенного часа, малыми группами двинулась вперед под прикрытием маскировки. Дозор «красных» удалось обойти. С помощью переносных радиостанций они передавали обстановку в лагере противника своему главнокомандующему.

          Радисты «красных» вели радиоперехват переговоров надвигающегося противника. Их дозорные зорко следили за передвижением разведки и головных отрядов «синих». Расстояние между отрядами сокращалось. И вот наступил миг, когда члены противоборствующих команд в рукопашной схватке должны били срывать друг с друга погоны красного и синего цвета.

          Со стороны это была настоящая битва. Девчонки и мальчишки боролись, кувыркались и гонялись друг за дружкой. Оборона «красных» не выдержала и сдала свои позиции. «Синие» праздновали победу.

          И победителей и побежденных уже ждала полевая кухня. Из ее трубы шел дымок. А вокруг распространялся запах вкусной солдатской каши.
Плотно отобедав, все участники «Зарницы» выстроились в одну большую колонну и с задорными песнями вернулись в поселок.
Вам интересно кто победил? А разве это важно? Главное - счастливые лица детей.