Никита Сергеевич Михалков – противоречивая фигура в отечественном кино. Я бы разделил его творческую карьеру на насыщенный период до «Сибирского цирюльника» и резкий уход в морализаторство после него.
Фильм вышел на сломе эпох, на перекрестке тысячелетий под слоганом: «Он русский. Это многое объясняет». Эту фразу можно применить ко всему позднему наследию знаменитого режиссера.
В России правит Александр III. «Сибирским цирюльником» назвали паровую самоходную лесопилку. Американскому авантюристу Маккрэкену хочется производить ее в больших объемах за счет средств из российской казны.
В Москве оказалась его помощница Джейн, которая должна познакомиться с генералом Радловым и с помощью своих женских чар добиться от него разрешения на реализацию проекта по разработке нового технического устройства. Но девушка влюбилась в юнкера Андрея Толстого, который случайно помешал Маккрэкену реализовать его планы.
Впервые в своей карьере мастер камерного кино Никита Михалков замахнулся на масштабную постановку. Ему даже пришлось лично договариваться с российским президентом Борисом Ельциным, чтобы на полсуток отключить сияющие кремлевские звезды, попадающие в кадр. Такое ранее случалось в истории России единожды, когда началась Великая Отечественная война.
Никита Сергеевич в фильме перевоплотился в самодержца. Самый консервативный российский монарх Александр III вдруг стал добрейшим и милейшим человеком, благо своего природного обаяния Михалков не терял никогда.
На этот раз тонкий вкус подвел Никиту Сергеевича. Его погубили наполеоновские замашки и желание стать новым «генералом» отечественного кинематографа после ухода Сергея Бондарчука.
Михалкову не удалось повторить эффекта экранизации «Войны и мира». Да это и не нужно было делать. Он снял много прекрасных фильмов в камерной манере, которая стала его авторской фишкой. Никита Сергеевич умеет работать с актерами-индивидуальностями, но не с толпами людей в массовке.
Из удач «Сибирского цирюльника» следует выделить Алексея Петренко. Его генерал Радлов получился просто превосходным, открытым и эмоциональным. Сцена его кутежа запоминается надолго и является одной из самых удачных в фильме.
Эта роль изначально предназначалась Юрию Богатыреву, но он не дожил до съемок. Сама судьба распорядилась, чтобы пьяный генерал Радлов в компании медведей появился на экране в великолепном исполнении Алексея Петренко – выразителя подлинного русского духа.
Выбор Олега Меньшикова на главную роль я считаю неудачным, прежде всего по возрасту. Он выглядит намного старше юнкеров, которые по фильму являются его одногодками. Талантливый актер убедительно смотрится лишь в последних сценах картины, где его состарили.
После «Сибирского цирюльника» Михалков снял такую же пафосную вторую часть «Утомленных солнцем» и морализаторскую экранизацию рассказов Бунина «Солнечный удар». Лишь в камерном фильме «12» ему удалось немного приблизиться к уровню своих картин, снятых до «Сибирского цирюльника».
Интересно, а какое у вас отношение к позднему периоду творчества Никиты Михалкова?
Ещё популярные статьи:
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Хорошего вам дня.