316,5K подписчиков

«Немцы боялись штыковых боёв не только из-за храбрости воинов РККА: была у советских винтовок неприятная особенность»- откровения ветерана

9,3K прочитали

Окончить Орджоникидзевское военно-пехотное училище, куда он был направлен после призыва в армию Владимиру Вечирко не довелось. В июне сорок второго, когда немец рвался к Волге из курсантов сформировали полк и бросили его под Сталинград.

На реке Донец, где этот полк прикрывал отход войск из Ростова он и принял свой первый бой. Владимир был пулеметчиком. Когда на них началась атака немецких танков ему со вторым номером пришлось отбиваться бутылками с зажигательной смесью. Им удалось поджечь три танка, но и Владимир получил ранение в руку.

Окончить Орджоникидзевское военно-пехотное училище, куда он был направлен после призыва в армию Владимиру Вечирко не довелось.

В госпитале он пролежал до августа. Как раз перед его выпиской поступил приказ всех не успевших закончить училище курсантов направить на лейтенантские курсы Сталинградского фронта. Обучение закончилось в декабре. Свежеиспеченных младших лейтенантов вернули на фронт и раскидали по разным частям. Владимира назначили командиром взвода пулеметчиков.

С вооружением были проблемы. В его взводе было всего два пулемета, хотя по штату на роту положено четыре. Боеприпасов тоже не хватало, патроны берегли. Трофейные немецкие к нашим пулеметам не подходили по калибру.

Были в роте и винтовки СВТ. Их не очень любили. Слишком чувствительна к грязи. Если в нее случайно попадало хоть немного песка, приходилось разбирать и чистить, иначе она тут же отказывала.

Сравнивая немецкие и наши пулеметы, ветеран отдает предпочтение немецким «МГ-34» и «МГ-42». Они были воздушного охлаждения. Но, самое главное, были безотказными. У «Максима» же были отказы. Чаще всего происходил перекос матерчатой ленты. Задержку в стрельбе приходилось устранять вручную, доставать ленту и выравнивать.

Более современный пулемет Горюнова был, как и немецкие воздушного охлаждения и легче и удобнее «Максима». Но лента осталась та же самая, тканевая и ее точно также могло перекосить.

Сталинград занимает особое место в воспоминаниях ветерана. Бои были очень упорные, немцы бомбили их позиции круглосуточно. Все вокруг горело день и ночь.

«Сталинград научил нас воевать. Если раньше мы шли взводами, ротами напролом, то теперь мы изменили тактику: одно отделение проходит, второе прикрывает; потом второе идет, а первое прикрывает. Там мы за каждый дом, за каждую стенку дрались. Я три раза ходил в штыковую атаку», вспоминает Владимир Константинович.
Пулеметчики в Сталинграде. Фото в открытом доступе.
Пулеметчики в Сталинграде. Фото в открытом доступе.

Со слов ветерана немцы боялись штыковых боёв не только из-за храбрости воинов РККА: была у советских винтовок неприятная особенность. От четырехгранных игольчатых советских штыков оставались раны, которые трудно поддавались лечению и заживали гораздо дольше. Осталась в памяти одна такая атака. Он пошел в нее потому, что разрывом бомбы, сброшенной с немецкой «Рамы», разбило пулемет. Нашим бойцам было всего по 18-19 лет, но несмотря на то, что немцы были гораздо здоровее, они их все же победили. Правда напряжение было такое, что после боя у них из рук не могли вырвать винтовки.

В этих боях он получил контузию. В госпиталь ехать отказался, не хотел бросать свой взвод, которым командовал. Самочувствие было очень плохое, но контузия понемногу отошла. Потом были тяжелые бои за Калач. В этом сражении город несколько раз брали советские войска, но немцам удавалось отбросить их обратно. Победа все же осталась за нашими, и они пошли дальше на Украину.

После Каховки довелось штурмовать Сиваш. Владимир Константинович запомнил довольно необычный случай, который произошел перед этим. Пресной воды в этих местах было очень мало. На нейтральной территории оказался татарский домик возле которого был колодец с питьевой водой. Но подобраться к нему не получалось ни у немцев, ни у наших бойцов.

«Мы с одной стороны, немцы с другой. Мы пытаемся подобраться – немцы стреляют, немцы пытаются подойти к колодцу – мы стреляем. Тогда немцы крикнули нам: «Русские, идите за водой. Мы стрелять не будем. Только вы тоже не стреляйте, когда мы пойдем». Командир разрешил. Мы сходили, набрали канистры, а потом немцев пустили. А командующий как узнал, разозлился: братание с противником, считай. Вот он и дал приказ прорвать оборону» так рассказывает про начало штурма ветеран.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Вечирко Владимир Константинович. Фото в открытом доступе.
Вечирко Владимир Константинович. Фото в открытом доступе.

От Сиваша его часть прошла с боями до Севастополя. Под Севастополем он был еще раз ранен и после выздоровления попал на курсы усовершенствования офицерского состава, после которых командовал уже ротой. Воевал на 4-ом Украинском и 2-м Прибалтийском фронтах. Освобождал Польшу и Чехословакию. Последний, третий раз тяжелое ранение он получил под Моравской-Остравой за две недели до окончания войны, 25-го апреля. В госпитале пролежал на этот раз почти восемь месяцев, до декабря. Выписали его инвалидом второй группы.

После войны около семи лет проработал в колхозе, а когда в 1952-м году решил перейти их сельского хозяйства в промышленность пришлось отказаться от инвалидности, инвалидов в производство тогда не брали. Восстановил группу только в 1975-м году, а еще через десять лет, когда ему исполнилось шестьдесят три года ушел на пенсию.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, почему немцы избегали рукопашных схваток?