1K подписчиков

«Сто лет тому вперед». Почему этот фильм зря ругают?

5,2K прочитали

С очередной кинокартиной по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» я познакомился примерно так же, как с экранизацией по мотивам мультфильма «Бременские музыканты» — спустя значительное время после выхода. Это когда кино вроде бы еще крутят в кинотеатрах, но в зале вместе с тобой сидит от силы человек пять. И, как и в прошлый раз, это сыграло дурную шутку. Только здесь кардинально противоположную. К этому времени кино, как правило, посмотрело значительное число зрителей, и отовсюду доносятся мнения о фильме. Но о «Бременских музыкантах» шли вполне положительные отзывы, а об «Сто лет тому вперед» шла дурная молва. Поэтому и первый фильм я смотрел с долей здоровой надежды, а второй — с некоторым скепсисом. И моя реакция на фильмы была также кардинально противоположной. Если при воспоминании о «Бременских музыкантах» до сих пор хочется плеваться, то, посмотрев «Сто лет тому вперед», я еще некоторое время отказывался покидать зал, прослушивая «Прекрасное далеко» в новой аранжировке. Равно как и еще три человека из имеющихся пяти.

Пример плохого отзыва от руководителя сайта ANTROPOGENEZ.RU Александра Соколова
Пример плохого отзыва от руководителя сайта ANTROPOGENEZ.RU Александра Соколова

«Черт побери», подумал я, «выходит, действительно много плохих примеров кинематографа. Так почему ругают именно этого, не самого плохого его представителя?» Тогда я решил, что всё дело в том, что у людей просто сохранились нежные ностальгические чувства к бессмертному произведению советского кинематографа «Гостья из будущего». Всё, что хоть как-то грозит посягнуть на эти чувства, будет наталкиваться на неминуемое отторжение. Но, с другой стороны, уже с самого начала фильма становится ясно, что это не дословная экранизация повести-оригинала и уж никак не ремейк «Гостьи из будущего», это именно что самостоятельное произведение по мотивам повести. Так почему не рассмотреть его именно как самостоятельное произведение вне контекста полюбившихся с детства книги и фильма? Ведь знаменитое «Сияние» Стэнли Кубрика весьма любимо и почитаемо зрителями, хотя также далеко от изначального произведения. Настолько, что даже сам Стивен Кинг ругал его. Да и не стоит далеко ходить, большинство советских фильмов по книгам являются именно что по мотивам, что «Проданный смех» 1981 года, что «Пеппи Длинный чулок» 1984 года также имеют с оригинальными литературными произведениями порой лишь общее название, полностью переписывая сюжет. Так почему их за эту оригинальность любят, а новую «Сто лет тому вперед» ругают?

Дарья Верещагина в роли Алисы Селезневы
Дарья Верещагина в роли Алисы Селезневы

На самом деле, помимо «эффекта утенка», есть вполне объективные причины критики «Сто лет тому вперед».

Во-первых, это типичная клишированность «подросткового кино» и рояли в кустах. Спрятавшись в прошлом со страшнейшим орудием, способным путешествовать во времени, мама Алисы Селезневой Кира не находит для хранения этого страшного вещества места лучше, чем в школе, в своем кабинете, за картиной в нычке без замка, пароля или чего-нибудь еще. Да это же «потрясающая» идея, только табличку «космиона здесь нет» забыла поставить. А в конце обязательно находится «гениальный сюжетный ход», когда школьник из будущего заставляет главного злодея совершить глупость, потому что он только на словах гениальный злодей с гениальным планом, а на деле — идиот. И как он не попадал себе на глаза раньше, возвращаясь в прошлое, чтобы сообщить пиратам план грядущего сражения? Подобная клишированность действительно есть в фильме и действительно смотрится неуместно.

Во-вторых, фильм с рейтингом 6+ полон весьма взрослых, а где-то даже неоднозначных тем. В самом начале пират Весельчак У убивает стражников межгалактической тюрьмы, а одному даже отрезает руку. С этой рукой он, присвистывая, идет убивать/спасать своего бывшего капитана Глота. Такой себе детский фильм.

В-третьих, вышеупомянутый Весельчак У, которого сыграл Александр Петров, действительно очень раздражающе кривляется. Нет, персонаж получился неплохой, о чем поговорим позже, но вот эта его манера смеяться просто тошнотворна. Если у персонажа прозвище «Весельчак», это не значит, что он должен выглядеть порой хуже, нежели Колокольников в роли Коровьева.

Эти и ряд других огрехов у фильма и в самом деле в наличии, но они все равно не отменили того чувства удовлетворения от просмотренного фильма, что я испытал, выходя из кинотеатра. Чем же хорош фильм? Почему его зря ругают?

Александр Петров в роли космического пирата Весельчака У
Александр Петров в роли космического пирата Весельчака У

На самом деле, чем быстрее вы забудете «Гостью из будущего» и начнете принимать фильм как самостоятельное произведение, тем больше его плюсов вы увидите. А этих плюсов куда больше, нежели минусов!

Во-первых, это интересная и захватывающая история. Забудьте вы этот миелофон, здешний частица-артефакт «Космион» — штука куда как более опасная. И нам на конкретном примере показывают, в чем опасность, если эта страшная вещь попадет в руки к пиратам. Они смогут менять исход сражений в свою пользу, даже если проиграют их. По ходу фильма мы видим, в том числе, и вариант будущего, в котором пираты побеждают. Такое себе будущее, на самом деле. Приправив эти путешествия со временем парочкой удачных (и неудачных, к сожалению, тоже) сюжетных поворотов, драматическими моментами и интересной развязкой, фильм выдал весьма крепкое повествование. И это точно плюс киноленты.

Во-вторых, это игра актеров. Они весьма неплохо играют, начиная от родителей, заканчивая учителями. У каждого персонажа прописан свой характер, и актеры вполне удачно его разыгрывают. В этих персонажей веришь, это ли не самое главное? Конечно, есть и минусы, как ранее упомянутое кривляние Весельчака У, но тебя одинаково радует и игра Марка Эйдельштейна, сыгравшего Колю Герасимова, так и Дарьи Верещагиной, сыгравшей саму Алису Селезневу. Это уже другая, повзрослевшая Алиса, и уже не из коммунистического будущего. Но она очень органично смотрится.

Глот смотрит на построенный им мир
Глот смотрит на построенный им мир

В-третьих, это, безусловно, интересные антагонисты. Современному кино сложно сделать запоминающегося негодяя. Последним был пресловутый Танос, которого даже вспоминали в этом фильме. Здешние образы Весельчака У и Глота определённо небезинтересны. Да, это уже не булычевские пираты Крыс и Весельчак У, но у этой парочки определённо есть химия. Вечно каламбурящий Весельчак прекрасно сочетается с безэмоциональным Глотом, а последний, в самом деле, внушает страх. Он без лишних сантиментов избавляется от противников, чем самым заставляет себя как минимум уважать. Нужно убить Колю Герасимова, чтобы завладеть космионом? Извини, дружок, ты заслужил умереть быстро, нужно избавиться от надоедливого профессора Селезнева, пожалуйста, для циничности еще изобразим (именно это слово) глумление над горем Алисы. Единственным минусом, помимо финальной глупости главного злодея, являются остальные обезличенные пираты. Все как один поголовно в черных балахонах и с мечами. В остальном же достаточно интересная получилась парочка. Я вообще позабыл, когда в современном кино видел удачного злодея, а ты погляди…

В-четвертых, это отсылки на оригинальные культурные произведения. Да, я уже писал, что стоит рассматривать это кино как самостоятельное произведение, но совсем обойтись без отсылок — это уже кощунство! И таких отсылок очень много. Далее ряд примеров.

Алиса и Коля в новой, недружелюбной Москве имени Глота
Алиса и Коля в новой, недружелюбной Москве имени Глота
  1. В самом начале, когда в Солнечную систему прилетает инопланетный курьер, некоторыми обзорщиками почему-то называемый Громозекой (видно, из-за четырех пар рук, как в фильме «Лиловый шар»), на его борту играет мелодия из «Тайны третьей планеты».
  2. Ряд главных героев взяты именно из кино и мультфильма. Так, оригинальный Коля Наумов, в «Гостье из будущего» ставший Колей Герасимовым, получает здесь фамилию именно из «Гостьи», а не из книги. Из нее же в фильм перекочевал робот Вертер (если угодно — дрон). Не андроид, а именно робот. Главный злодей зовется здесь не Крысом, а именно Глотом, чье имя взято напрямую из мультфильма «Тайна третьей планеты».
  3. Когда Коля Герасимов попадает в будущее, мы можем увидеть тот самый флип, на котором летал его тезка из пятисерийного фильма «Гостья из будущего», а попав в здешний вариант Космозоо, он иронично вспоминает именно крокодила, единственного зверя, которого мы увидели в том фильме. Саму Алису он так и называет — гостьей из будущего.
Очень важное по сюжету дерево
Очень важное по сюжету дерево

В-пятых, фильм перенесен в наше время и играет уже на совсем другие чувства и эмоции, нежели предыдущая экранизация повести. Новая кинокартина для нового поколения.

Вот и получается, что плюсов у картины куда как больше, нежели минусов, надо только отключить режим синдрома утенка и дать фильму себя удивить. Он сможет.