1,2K подписчиков

Джазовая сторона Скэтмэна Джона

В данной статье я решил немного отдохнуть от немецкой музыки, хотя к немецкому краут-року я скоро вернусь. Но сегодня, в порядке исключения, я хочу вспомнить старого-доброго Скэтмэна Джона.

В данной статье я решил немного отдохнуть от немецкой музыки, хотя к немецкому краут-року я скоро вернусь. Но сегодня, в порядке исключения, я хочу вспомнить старого-доброго Скэтмэна Джона. Его я уже упоминал в своей давней статье, где я рассказывал о музыкантах, решивших поменять свою музыкальную направленность в какой-то момент карьеры. Вот и герой данной статьи Скэтмэн Джон, до того как «выстрелить» в середине 90-х своими танцевальными хитами, которые все вы знаете, был самым настоящим джазовым пианистом, играющим в ресторанах и на круизных лайнерах. В 1986 году он даже выпустил пластинку John Larkin, которая на тот момент времени была никому не нужна, но сегодня винил с данной записью, предлагающей ознакомиться с другой стороной музыканта, имеет раритетную ценность. Вот об этой джазовой стороне американского музыканта и певца я хочу поговорить. Конечно, в памяти людей Джон Ларкин (это настоящее имя певца) остался тем «Скэтмэном», который ворвался в мировые чарты в 90-е своими зубодробительными скороговорками вроде Scatman (Ski-Ba-Bop-Ba-Dop-Bop). Но далеко не все осведомлены о том, что Джон был гениальным и виртуозным пианистом, который в пении стал придерживаться скэта – джазового типа пения, когда вокалист имитирует музыкальные инструменты. Мастером скэта была, например, джазовая певица Элла Фицджеральд, кумир детства Джона. Другим кумиром музыканта был великий трубач Луи Армстронг, также мастер скэта и вообще один из отцов основателей джаза. С такими учителями Джон Ларкин многому научился.

В данной статье я решил немного отдохнуть от немецкой музыки, хотя к немецкому краут-року я скоро вернусь. Но сегодня, в порядке исключения, я хочу вспомнить старого-доброго Скэтмэна Джона.-2

Джон Пол Ларкин с детства страдал заиканием. Дошло до того, что над ним стали надсмехаться одноклассники в школе. Сам маленький Джон очень переживал по этому поводу. Позже в интервью он рассказывал, что он не мог нормально ответить у доски. Все это наложило отпечаток на юного Джона. Он не мог полноценно общаться с людьми. Тут то на помощь пришла музыка. Джону мама с детства напевала на ночь колыбельные песни. Джон уже тогда пытался подпевать, схватывая на лету мелодию. Когда он немного подрос, ему купили пианино. Именно пианино стало спасительным пристанищем для застенчивого заики Джона, который мог компенсировать недостаток в общении игрой на инструменте. Можно сказать, что он стал общаться с людьми через музыку. Как я уже выше написал, его кумирами были именитые джазмены. С течением времени Джон усвоил джазовую технику скэт и полноценно стал играть на пианино. Он переехал в Лос-Анджелес, стал играть джаз на концертах и в клубах. Джон Ларкин тогда не думал о своем здоровье, но в конечном счете, решил завязать с пагубным образом жизни. Тут большую роль сыграли два фактора. Первый – его близкий друг Джо Фарелл умер в 1986 году от саркомы костей. Джона Ларкина смерть близкого друга привела в чувство. Второй момент – жена музыканта Джуди вытащила в буквальном смысле его из этого ада. Еще надо учитывать, что среди джазменов была большая конкуренция. Многие, не пройдя этот отбор, бросались во все тяжкие. Джон Ларкин, будучи от природы одаренным музыкантом, имеющим слух и ритм, также пострадал от того, что его музыкальные работы не были оценены. Вот тут мы подходим, собственно, к самой музыке Джона. В 1986 году выходит его полноценный джазовый альбом под названием John Larkin на лейбле Transition. Запись материала велась в 1984-85 годах. Здесь несколько бронебойных джазовых композиций, слушая которые удивляешься, почему на тот момент все это оказалось никому не нужным. Хотя, если поразмыслить, можно сделать вывод, что такой джаз, исполняемый Джоном и товарищами, действительно не пришелся ко двору в середине 80-х гг., когда на музыкальной сцене главенствовала совершенно другая музыка. Но эта ламповость записи сегодня подкупает как раз своей черно-белой палитрой, когда джаз играли уставшие дядьки в шляпах и в прокуренных помещениях. Слушая опус Ларкина, именно такие картины себе создаешь в голове. Трек с этого альбома под названием The Misfit, написанный самим Джоном, демонстрирует высокий уровень владения инструментом музыканта, а также данный номер показывает нам вокальные возможности Джона Ларкина. Будущий Скэтмэн под конец композиции начинает кричать что есть мощи, максимально расщепляя свой голос ( металлисты могли бы ему позавидовать). Вообще, у самой композиции очень увесистое и тяжелое звучание. Виртуозные пассажи на пианино отлично дополняются саксофонной партией, которую на этой пластинке исполняет друг Джона, вышеупомянутый Фарелл. Быстрый темп сменяется более спокойным, а под конец, как я уже выше написал, Ларкин начинает чуть ли не скримить. Этот номер можно назвать бибопом высочайшего класса.

На этом же альбоме есть протяжная и спокойная песня John Coltrain– оммаж другому великому джазмену Джону Колтрейну. В этом номере Ларкин также показывает нам свои вокальные данные, под конец песни надрывно крича под торжественные аккорды на пианино.

Softly As In A Morning Sunrise– еще одна композиция. И снова филигранное пианино Ларкина, напоминающее стиль пианиста Маккоя Тайнера, вступает в острый диалог с саксофоном Фарелла.

Last Night I Dreamed – пример более спокойного джаза на этом альбоме. Здесь нет бешеного темпа, зато есть более спокойная, не такая рваная и авангардная, мелодия; Джон Ларкин здесь поет более спокойно и непринужденно. Правда, под конец он снова пускается в хрип, явно подражая тут кумиру Армстронгу, а также в скэт.

Love Cry – очень напряженная инструментальная сюита, а Angels Flight представляет из себя cмелый джаз с надрывным и рваным саксофоном и авангардными пассажами на пианино самого Ларкина.

Кроме самого Джона и саксофониста Джо Фарелла тут также играют такие музыканты, как Боб Хариссон (бас) и Кларк Вудард (ударные).

У Джона Ларкина было еще два альбома: John Larkin Sings (1990), который был выпущен только на кассете, а также работа под названием Listen to the Scatman, записанная в том же 1990 году, но выпущенная лишь в 2001 году. На последней мастер скэта Джон поет и исполняет различные джазовые песни, в том числе джазовые стандарты вроде Just Friends или же So What Майлза Дэйвиса.

Таким образом, данные работы предлагают нашему вниманию другого Скэтмэна, а именно талантливого джазмена Джона Пола Ларкина. Джаз всегда шел рука об руку с американским музыкантом. В 1990 году музыкант переезжает в Берлин. Там он участвует как джазовый пианист в различных концертах, выступает на круизных лайнерах.

В данной статье я решил немного отдохнуть от немецкой музыки, хотя к немецкому краут-року я скоро вернусь. Но сегодня, в порядке исключения, я хочу вспомнить старого-доброго Скэтмэна Джона.-3

Именно в начале 90-х гг. джазмену Джону поступило предложение от его агента Манфреда Зарингера перезапустить свою карьеру, а именно смешать в своем творчестве пение скэт и современные ритмы евродэнса. То, что музыкант был шокирован данным предложением, значит, ничего не сказать. Но, обдумав предложение, Джон согласился. Так на свет родился «Скэтмэн Джон». Это был новый проект музыканта, который решил пустить свой талант на новые, более молодежные рельсы. Но, несмотря на новое танцевальное направление, Скэтмэн Джон даже и не думал расставаться с джазом. Более того, его фирменное пение скэт осталось при нем, а также строгий костюм со шляпой, явно намекающие на джазовое прошлое исполнителя. Но это уже совсем другая история. Под псевдонимом «Скэтмэн Джон» музыкант выпустил три альбома (Scatman’s World, 1995; Everybody Jam!, 1996; Take You Time, 1999), а также ряд синглов, которые в прямом смысле слова оккупировали хит-парады. Это упомянутая Scatman (Ski-Ba-Bop-Ba-Dop-Bop), в которой певец рассуждает о своем недуге (заикании) и обращается к детям, также страдающим такой проблемой; это и Scatman’s World, а также оммаж его давнему кумиру Луи Армстронгу Everybody Jam!. Джон Скэтмэн через стиль евроденс хотел достучаться до молодежи, разговаривая с ними и делясь с ними опытом. Он сам в этом признавался. Это была его сверхзадача. Он, имея за плечами большой жизненный опыт, разговаривал с молодыми людьми, мотивировал их действовать, несмотря на проблемы. К сожалению, бешеный успех, свалившийся на музыканта в 52 года, оказался недолог. В 1999 году певец отправился в концертный тур в поддержку последнего альбома. На одном из концертов он потерял сознание. Скончался он 3 декабря 1999 года в своем доме в Лос-Анджелесе. Ему было 57 лет.

Своей статьей я хотел сказать, насколько талантливым был данный музыкант. Пускай он и остался в памяти как исполнитель веселых танцевальных хитов из 90-х., Джон все же был истинным джазменом. Его жизнь удивительна и причудлива: человек всегда хотел быть частью мира джаза, но в итоге прославился как исполнитель евродэнса. Но даже в легкие танцевальные ритмы он привносил толику задумчивости и светлой грусти. Таким он уж был – веселым и грустным одновременно. А уж частью джазового мира он давно стал.