Найти тему
Юлия Н. Шувалова

С днем рождения, Метро Москвы!

15 мая 1935 года была запущена первая, "красная", линия Московского метро. Я приняла участие в репортаже канала ТВЦ об искусстве в метро. Но, поскольку репортаж небольшой, а рассказывать о метроискусстве можно бесконечно, привожу часть текста, который я составила, готовясь к записи. Кстати, очень люблю за это канал ТВЦ, что можно подготовить свои ответы и подобрать интересную информацию.

Между прочим, это уже второй репортаж с моим участием о Московском метрополитене. Предыдущий, тоже для "Настроения", был о новых памятниках Москвы. Мы вначале отсняли материал о памятнике С.Я. Маршаку на Лялиной площади, а потом поехали в Рассказовку, к памятнику "Писатель и метростроевец". В итоге, Маршак практически не появился, не в последнюю очередь, думаю, потому, что в моем рассказе о памятнике в Рассказовке (!) был прекрасный фрагмент, который не упоминался в официальных репортажах об открытии. Я выяснила, в честь какой именно Натальи назвали ротор, который составляет композицию памятника, а корреспонденты ТВЦ нашли фотографию этой прекрасной женщины - Натальи Корниенко, более 30 лет водившей поезда по "красной" ветке метро, с которой все и началось 15 мая 1935 года.

О метромозаиках


"В метро, из-за постоянной вибрации и колебаний температур, невозможно было использовать живопись или фрески, поэтому мозаика сразу же стала излюбленным способом художественно оформить вестибюли станций. Мы встречаем богатейшие мозаичные панно на Киевской, Новокузнецкой, Павелецкой, Маяковской, т.е. на многих станциях первых очередей. Но и позже эта технология широко использовалась, достаточно вспомнить станцию «Добрынинская» или «Комсомольская»-кольцевая.

Над первыми мозаичными композициями работали лучшие или лучших, в частности, Александр Дейнека, выдающийся советский живописец, монументалист, скульптор, график. Панно по его эскизам изготавливались в мастерской Владимира Фролова в Ленинграде. Фролов был потомственным мозаичистом, его отец работал над мозаикой для Храма Спаса-на-Крови. К сожалению, Фролов погиб во время ленинградской Блокады.

Немного об отдельных станциях. "Маяковская" - это гимн пятилеткам и советскому авиастроению. Рядом – Ходынский аэродром, Дейнека любил авиацию. Как маринисты писали корабли и море, так и Дейнека писал небо и самолеты. 34 панно «Сутки советского неба» иллюстрируют жизнь советского человека второй пятилетки. Магистральная тема – «движение вверх»: это одиночные самолеты, и самолетные группы, игра в волейбол и метание шеста, колыхание ржи под дуновением ветра. Для колонн станции использовался металл для изготовления дирижаблей, и таким образом, вся станция, от панно до архитектуры, - это единый порыв советского общества к освоению новых рубежей.

Панно на станции «Новокузнецкая» предназначались для «Павелецкой». Заказ на них был сделан еще в мирное время и выполнялся в той же мастерской В. Фролова. После его смерти панно были переправлены в Москву и использованы для украшения «Новокузнецкой». Однако сама станция была открыта в 1943 году, ее тема – подвиг советского народа, фронта и тыла, в борьбе с врагом. Этой борьбе посвящена и монохромная флорентийская мозаика в конце вестибюля по эскизу художника Бориса Покровского.

Примечательно, что первые станции выполнялись как покои настоящих дворцов, но, понимая, что москвичам непривычно спускаться под землю, Дейнека в своих мозаиках использует нижний ракурс при изображении фигур, чтобы пассажир буквально «видел небо», поднимая взгляд к потолку. На панно на «Новокузнецкой» изображены «Лыжники», «Авиаторы», «Строители», «Сталевары».

Георгий Опрышкин создал панно на станциях «Белорусская» и «Киевская». В частности, на «Белорусской» представлены сложные, но дивной красоты сцены трудящегося белорусского народа: мы видим, как работают вышивальщицы, спортсмены и так далее. Его же мозаика на станции «Арбатская» - это последний пример почитания Иосифа Сталина.

Наконец, великий Павел Корин, уроженец Палеха, стал автором мозаичных панно для станции «Комсомольская»-кольцевая. На панно изображены великие русские военачальники в той последовательности, в какой их упомянул И.В. Сталин в своей речи в ноябре 1941 года: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов. За ними следовали В.И. Ленин, Взятие Рейхстага и Парад Победы. Станция и панно создавались еще при жизни Сталина, в начале 1950-х, но с началом борьбы против культа личности все изображения Иосифа Сталина с панно убрали".

Юлия Н. Шувалова, 15 мая 2024 года

При цитировании и/или перепечатке ссылка на автора обязательна.