Триумф Возрождения. Единственная работа Джованни Беллини в России заняла своё место на экспозиции итальянского искусства в Эрмитаже

154 прочитали



К Международному Дню музеев, 18 мая 2024 года, на экспозиции итальянского искусства в Эрмитаже заняла своё постоянное место «Мадонна с младенцем» кисти Джованни Беллини, одного из выдающихся мастеров эпохи Возрождения.

Джованни Беллини «Мадонна с младенцем»
© Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» © Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем». В процессе реставрации © Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем». В процессе реставрации © Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем». До реставрации © Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем». До реставрации © Государственный Эрмитаж, 2024

Единственная работа прославленного мастера в России, она в течение двух столетий оставалась в запасниках музея из-за плохого состояния сохранности: многочисленные старые реставрации, в том числе перевод живописи с деревянной основы на холст, осуществленный в XIX столетии, полностью перекрывали авторскую композицию и искажали оригинальную палитру.

Понадобилось три года исследований и упорного кропотливого труда художника-реставратора Лаборатории научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа Николая Владимировича Малиновского, чтобы картина обрела, без преувеличения, «второе рождение» и по праву заняла место в галерее живописи Венецианского Ренессанса. Тем самым рассказ о становлении Возрождения в Венеции теперь начинается не просто с произведения её крупнейшего живописца, но учителя и предтечи тех художников, чьи работы выставлены в следующих залах: Джорджоне, Чимы, Лоренцо Лотто, Тициана.

На протяжении 70–80-х годов XV века тема «Мадонны с младенцем Иисусом на руках» в творчестве Беллини занимает совершенно особое место. Именно Джованни Беллини суждено было придать этому образу такую поэтичность, жизненную убедительность и человечность, какой до того не удавалось добиться ни одному из его предшественников. Располагая созданные в этот период художником картины в хронологическом порядке, становится понятным, как Беллини искал и комбинировал разнообразные выразительные средства, призванные передать тончайшие оттенки связывающих мать и ребёнка чувств через жесты, взгляды, настроить по единому камертону окружающий их мир.

Эрмитажная «Мадонна» естественным образом становится одним из логических звеньев в этом ряду образов: «Мадонна Монд» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна Морелли» (Академия Каррара, Бергамо) по времени предшествуют ей (1480–1485), и можно проследить, как художник меняет направление освещения, помещая источник света то слева, то справа, тем самым усиливая или, наоборот, смягчая игру света и тени на лице Марии, в складках плаща, за её спиной – на занавесе, отделяющем фигуры от пейзажного фона.

Джованни Беллини «Мадонна Монд», Национальная галерея, Лондон 
© The National Gallery, London, 2024
Джованни Беллини «Мадонна Монд», Национальная галерея, Лондон © The National Gallery, London, 2024
Джованни Беллини «Мадонна Морелли», Академия Каррара, Музей Бергамо
© The Fondazione Accademia Carrara, 2024
Джованни Беллини «Мадонна Морелли», Академия Каррара, Музей Бергамо © The Fondazione Accademia Carrara, 2024

Пейзажу во всех подобных композициях отведена особая роль в создании неповторимой элегически-меланхоличной атмосферы, аккомпанирующей задумчивому созерцанию, в которое погружена Мадонна. Глубокая нежность и затаённая грусть воплощены в её сосредоточенном взгляде, в руках, оберегающих сына: ими она поддерживает его головку, которую ребёнок ещё не научился держать («Мадонна Монд»), или трепетно прижимает к себе его тельце («Мадонна Морелли») – здесь младенец выглядит постарше, – или поддерживает обеими рукам сына, уже самостоятельно стоящего на парапете («Мадонна с деревцами», Галереи академии Венеции – около 1487). Примечателен и уникален жест Мадонны на эрмитажной картине: руки Марии сцеплены «в замок», как будто нерасторжимо связывая её с сыном, который трогательно прикасается к щеке матери.

Джованни Беллини «Мадонна с деревцами»,  Галереи академии Венеции © Gallerie dell’Accademia of Venice, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с деревцами», Галереи академии Венеции © Gallerie dell’Accademia of Venice, 2024

Благодаря проведённой реставрации открылась оригинальная палитра Джованни Беллини: великолепный синий тон мафория Мадонны, написанный ультрамарином, подчёркнут интенсивно-зелёным цветом шёлкового занавеса, отогнутый борт которого оторочен золотистой каймой. На этом цветном фоне броским белым пятном выделяется рубашечка Иисуса с тщательно проработанными складками, с закатанными рукавами – она замечательно оттеняет нежные краски детской кожи, золотистые кудри и ярко-синие глаза мальчика. В проёме окна слева за спиной Марии открылся прекрасный вид на возвышающийся на холме замок – мотив, часто встречающийся в работах Беллини и, по всей вероятности, имеющий реальный прототип – как изображённый в «Мадонне Монд» замок Монтефьоре в Реканати.

Теперь можно внимательно рассмотреть и другие примечательные детали, введённые художником в композицию: резной барельеф с растительным орнаментом, идущий вдоль нижнего края окна, прожилки мрамора во врезных вставках на каменной раме парапета, в которых художник поместил свою подпись – IOANNES / BELLINVS. В центре, в медальоне, изображена женская фигура в шлеме, с копьём в левой руке и фигуркой Виктории в правой, с прислонённым к колену щитом, надпись под ней гласит, что представлена Dea Roma – богиня Рима. Однако, слово «ROMA» написано через «V», что указывает на возможную связь с ещё одной римской богиней – Руминой или Румилией, покровительницей кормящих матерей. Вероятно, таково было желание и намерение неизвестного заказчика – ведь подобные небольшие работы создавались, как правило, для частных, домашних капелл знатных венецианских семей, а многие из них полагали себя потомками знаменитых фамилий римских патрициев.

Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» (Мадонна с красными херувимами), Галереи академии Венеции © Gallerie dell’Accademia of Venice, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» (Мадонна с красными херувимами), Галереи академии Венеции © Gallerie dell’Accademia of Venice, 2024

Эрмитажная «Мадонна с младенцем» создана Джованни Беллини на рубеже девятого и десятого десятилетий XV столетия и, несомненно, предшествует такой капитальной и знаменитой работе мастера, как «Мадонна с красными херувимами» (Галереи академии Венеции) – обобщающий итог поисков наиболее глубокого и монументального образа, жизненно-убедительного и одновременно лишенного всякой прозаичности, возвышенно-прекрасного в своей совершенной красоте и величии – подлинного символа наступающего нового века и Высокого Возрождения.

Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» © Государственный Эрмитаж, 2024
Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» © Государственный Эрмитаж, 2024

Автор: Ирина Сергеевна Артемьева, кандидат искусствоведения, хранитель коллекции венецианской живописи, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Картину можно увидеть в Главном музейном комплексе, на экспозиции итальянского искусства, в зале №217.

#Эрмитаж_экспозиции #искусствоВозраждения #Эрмитаж_реставрация #ДеньМузеев2024