38,3K подписчиков

Друзья хотят покушать, пойдем, приятель, в лес — впечатления от Rotwood

Новая игра авторов Don't Starve и Oxygen Not Included — с проверенным геймплеем, фирменным безумием и приятным ценником

Новая игра авторов Don't Starve и Oxygen Not Included — с проверенным геймплеем, фирменным безумием и приятным ценником Компания Klei Entertainment — удивительные люди.

Компания Klei Entertainment — удивительные люди. Они начали делать независимые игры еще, кажется, до того, как в принципе появился такой термин. При этом в их портфолио почти нет сиквелов. За 19 лет существования у Klei были и относительно проходные игры, и ставшие классикой хиты вроде Don't Starve — но канадская студия не желает зацикливаться на одной серии или жанре. Были и платформеры, и тактика, и симуляторы колонии...

В последние годы складывается впечатление, что в своих экспериментах Klei последовательно старается попасть в конъюнктуру — ее предыдущая игра Griftlands вышла во времена популярности жанра карточных батлеров. Ну а Rotwood появилась спустя неделю после того, как издатель Devolver указал в годовом отчете солидные прибыли от Cult of the Lamb, roguelike-экшена, на который так похожа новая игра Klei. А еще она вышла за неделю до Hades 2. Совпадение? Да какая разница!

Несмотря на жанровую чехарду, а в сущности, и благодаря ей, Klei накопила достаточно опыта, чтобы сделать компетентно скроенный рогалик. Классные бои с использованием холодного оружия придумывали еще в Shank, да и в Don't Starve сражения были пусть и не самыми затейливыми по механике, но разнообразными благодаря различной продуманной экипировке. А собственно roguelike-механика с чередой последовательных сражений не так давно была в Griftlands. Если совсем уж умничать — то еще в Invisible Inc.

Базовый геймплей Rotwood нет смысла описывать долго: есть последовательность локаций-арен, на них деремся с противниками. В промежутках иногда попадаются локации мирные — где мы встречаем торговцев или других персонажей. В конце каждой серии таких арен — обязательная встреча с боссом, а если где-то по дороге герою (или героям — игра сделана с большим упором на кооператив) случается умереть, он возвращается на базу, где прокачивает экипировку — и все сначала.

В боях тоже все знакомо: основная атака, альтернативная атака, слабенькая запасная атака, кувырок и одна склянка с лечебным зельем. В награду за прохождение каждой арены выпадает разный лут для прокачки и торговли, но главное — знакомые по примерно любой игре жанра модификаторы, которые дают герою новые способности и/или бонусы к параметрам. Попадаются интересные: например, один взрывает всех врагов на экране каждые Х ударов, а другой открывает под ногами героя порталы всякий раз, когда тот делает кувырок.

Новая игра авторов Don't Starve и Oxygen Not Included — с проверенным геймплеем, фирменным безумием и приятным ценником Компания Klei Entertainment — удивительные люди.-2

В целом — вообще ничего нового, но накопленных навыков Klei хватило, чтобы прямо со старта раннего доступа получилась приятная, цельная игра. Она классно нарисована и анимирована в фирменном узнаваемом стиле. По сюжету на лес, в котором жили милые антропоморфные существа, напала страшная гниль, которая превратила лесных обитателей в плотоядных мутантов. Кровожадный чеснок, неистовые кусты, безумные гибриды земноводного с кабачком — все пытается вас укокошить. И героев, и злодеев Rotwood хочется немедленно распечатать на 3D-принтере и поставить на полку — или отдать играть детям. Во всяком случае, мои дети, проходя мимо экрана с игрой, неизменно замирали перед ним на несколько минут. А детей не проведешь: видимо, у художников и правда получилось.

Сражаться с монстрами тоже приятно и интересно. В игре есть четыре типа оружия и три элемента брони, которая, в свою очередь, бывает легкой, средней или тяжелой. Вес имеет значение: легко бронированный герой носится по локации, словно белка на пожаре, а тяжелый — еле подпрыгивает. Оружие тоже ощутимо меняет геймплей, и если копье и молот работают вполне предсказуемо, то два других вида приглашают к экспериментам.

Первый — пару тяжелых боевых мячиков — предлагается метать во врагов: мячи отскакивают от них, а герой может отбить снаряды обратно, устраивая на локации смертельный пинбол.

Новая игра авторов Don't Starve и Oxygen Not Included — с проверенным геймплеем, фирменным безумием и приятным ценником Компания Klei Entertainment — удивительные люди.-3

Второе оружие — не то дробовик, не то мортира из цельного ствола дерева — не позволяет носителю кувыркаться. Чтобы уклониться от атаки соперника, нужно выстрелить по нему в упор в режиме дробовика — отдача отбросит героя назад, позволив избежать урона и сделать еще несколько выстрелов. К этой особенности быстро привыкаешь как к новому способу перемещения и начинаешь с ней играть, главное — не забывать перезаряжаться.

Разумеется, оружие и броню можно и нужно сочетать, пробуя разные тактики боя. Иногда выбор диктуют особенности региона. Скажем, прямо во втором встречаются враги, дующие на героев мощным ветром, и тут без тяжелой брони будет непросто (но если очень хочется надеть легкую — никто не запретит). Ну и, конечно, очень весело играть в кооперативе, пытаясь собрать дрим-тим из персонажей различных специальностей.

Экспериментировать, по законам жанра, предстоит и с окружением, и с упомянутыми модификаторами. Есть ловушки, в которые можно как попасться самому, так и заманить в них врагов. Еще одна важная деталь: для врагов в Rotwood действует режим дружественного огня, так что их ярость можно и нужно использовать против их же товарищей.

Учитывая, что ранний доступ Rotwood продается за вполне смешные деньги (в российском регионе — меньше 500 рублей), нет никакого желания обвинять Klei в эксплуатации жанровых штампов — тем более, что это и не штампы вовсе, а база. К ней разработчики добавили свойственную им нотку безумия (земноводные-кабачки! чеснок-убийца!) и к тому же позволили себе ряд экспериментов с экономикой и прокачкой.

Новая игра авторов Don't Starve и Oxygen Not Included — с проверенным геймплеем, фирменным безумием и приятным ценником Компания Klei Entertainment — удивительные люди.-4

И вот тут сказываются особенности раннего доступа — игра нуждается в тонкой настройке, особенно в части баланса. Прогрессия в Rotwood пролегает через тернии гринда, в рамках которого можно надолго застрять на первых двух боссах, возвращаясь к ним снова и снова. Так задумано специально: авторы предусмотрели новые подвиды монстров и уникальные ресурсы для прокачки на усложненных версиях пройденных локаций. Новое оружие и броню можно найти только в магазине, который попадается на пути между боями (в лагере покупать новые вещи нельзя, только улучшать). Ассортимент строго ограничен, так что если вам нужно более мощное копье — надо снова и снова отправляться в экспедицию, пока у лавочника не попадется нужный предмет.

Такой принудительный «день сурка» вполне можно сделать интересным, если в новых заходах есть много свежего контента. Та же Hades решает эту проблему нарративно — новыми интересными подробностями, которые игрок узнает о мире и его героях с каждым новым посещением Преисподней. В Rotwood сюжетной составляющей пока очень мало, а путь к ней лежит через бойню с нечистью в лесу. Да, новые версии старых врагов бывают интересными, но пока их недостаточно — на пятый или десятый заход нет-нет да и начинаешь клевать носом. Разработчики, кажется, сами об этом догадываются, поэтому разрешают покинуть уровень в любой момент, вместе с купленными вещами и собранными ресурсами. Без убийства босса награда будет меньше, но иногда это помогает сэкономить время. Впрочем, для прокачки некоторых видов экипировки нужны ресурсы, выпадающие именно из боссов.

Понятно, что пока в игре многого не хватает: например, у прокачки лагеря сейчас почти исключительно декоративная функция. Про вялый сюжет мы тоже уже упоминали. В отзывах в Steam ходят слухи, что в совсем ранней, закрытой версии игры было гораздо больше контента — вполне вероятно, авторы сознательно удалили что-то из варианта для раннего доступа, чтобы вернуть после доработки.

Что касается самой Klei, то спустя буквально три дня после выхода игры она выпустила новость-манифест, в которой пообещала игрокам многие улучшения по мотивам собранной обратной связи. Пока что повода ей не верить нет: такими же бледными выглядели на первых порах все ее игры в раннем доступе, от Don't Starve до Griftlands. И хотя этот формат и дает разработчикам множество шансов испортить игру, нужно напомнить, что совсем уж провальных проектов у Klei пока не было. Поэтому если вы не решили, надо ли покупать ранний доступ Hades 2, то Rotwood, которая стоит раза в два меньше, будет гораздо менее рискованным вложением.