15 мая 1935 года в 6 часов 2 минуты из депо столичного метро вышел первый поезд. Московское метро - первое в нашей огромной стране - сегодня отмечает свой день рождения.
Столичный метрополитен - это больше 300 станций и эта цифра постоянно растет. Почти полсотни из станций признаны объектами культурного наследия.
При этом, красивы и уникальны в нем не только станции, но и вагоны. Например, созданный при участии Государственной галереи им. Третьякова, похожий на музей поезд "Акварель".
Внутри вагонов - репродукции картин, да и снаружи он украшен прекрасными орнаментами.
Другой поезд посвящен литературе и оформлен в виде библиотеки - с изображениями книг, цитатами классиков и их портретами. Есть поезда, посвященные воинской славе нашей Родины - например, "Курская дуга" и "Народный ополченец".
«Народный ополченец» - самый старый из действующих в метро Москвы тематических составов, и единственный, оставшийся с советских времен.
Поезд, посвященный народному ополчению и деятельности метро в годы ВОВ, был запущен на Замоскворецкой линии в 1988 году.
Вспомним, что родина метро находится на берегах Атлантики. Уже в сороковых годах позапрошлого века в Англии был представлен проект первого в мире метрополитена. Осуществить задуманное удалось лишь 20 лет спустя. Первым метрополитеном, открытым на континенте стало метро Будапешта. Московская ветка стала шестнадцатой по счету в мире, следом за ней в 1950м открылось метро в Стокгольме, затем в Афинах и в канадском Торонто.
Итак, Москва, 15 мая 1935г. Открытие метро стало настоящим прорывом! Это был настоящий праздник, с демонстрациями и торжествами.
Первая ветка – легендарная красная – шла от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Маршрут, по которому ездили четырех-вагонные составы, был чуть больше 11 километров и включал в себя 13 станций.
Во время войны метро спасало жизни, функционируя как бомбоубежище. А еще...оно эти жизни помогало дарить - больше двухсот малышей родилось в нем в годы войны, пока мамы укрывались от воздушных налетов.
...В последующие несколько лет заработали еще четыре участка, а в послевоенные годы запустили и Кольцевую линию. В марте 1954 года закончилось ее сооружение, позволившее связать основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцо, состоящее из 12 станций, замкнулось с открытием "Белорусской - кольцевой" и "Парка культуры - кольцевой".
Тогда же впервые были пущены семивагонные составы. Всего к этому времени были открыты целых 49 станций метро. Многое из того, что сегодня кажется нам само собой разумеющимся, тогда, понятно, лишь входило в обиход. Например, станций названия стали объявлять в поездах с 1956 года. К 1961 году все станции были оборудованы турникетами для входа пассажиров. В 1950-1960-х годах получили развитие и радиальные линии, связавшие уже самый центр города с активно строящимися новыми жилыми районами. Так, с 1970-х годов такие линии продлевались в районы Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино и Алтуфьево. В 1995 году было открыто движение по Люблинской линии, в 2003 году - по Бутовской.
Тридцать лет, с 1961 года, 5 копеек стоила поездка в московском метро, которую оплачивали монетой, опускаемой в прорезь турникета. 2 апреля 1991 года проезд в метро стал стоить 15 копеек и монета 5 копеек утратила свое значение традиционной платы за проезд. Уже в 1992 году были введены жетоны метро из стали, покрытой медью, с диаметром и весом пятикопеечной монеты и характерной для «пятачка» ребристой боковой гранью.
Карта метро – наиболее меняющаяся составная нашего города. В 2024 году в Москве запланировано открыть 11 станций метро новой радиальной Троицкой линии. Конечной станцией станет Троицк, который вошёл в состав Москвы в 2012 году. Характерно, что и новые станции не уступают красоте и величию самых первых в истории нашего метро.
Столичное метро одно из не только самых красивых, но и самых удобных в мире. В московском метро можно бесплатно заказать сопровождение для тех, кому это сложно – многодетным семьям, пожилым людям и т.д.
Метро - самый популярный городской вид транспорта в Москве. Его доля в перевозке пассажиров в столице составляет около 48%. По объему пассажиропотока система входит в пятерку наиболее загруженных метрополитенов мира. В 2022 году в среднем она перевозила в сутки 5,6 млн человек. В самые загруженные дни Московский метрополитен перевозит до 10 млн пассажиров! Минимальный интервал движения поездов - 90 секунд, средняя скорость - 48 км/ ч.
По протяженности линий московское метро уступает только китайским станциям в крупнейших городах Поднебесной, занимая пятую строчку мирового рейтинга.
С днем рождения, любимое метро!