Найти тему

Усталость, лень, депрессия

Сегодня проговорим про лень, хроническую усталость и депрессию. Сходу, кажется, что это просто разные степени одного и того же состояния и соответственно одного и того же конфликта.

Сегодня проговорим про лень, хроническую усталость и депрессию. Сходу, кажется, что это просто разные степени одного и того же состояния и соответственно одного и того же конфликта. Но это не совсем так.

Хорошо бы отчетливо понимать, что все состояния нашего тела, которые наше сознание постфактум описывает как страсть, желание, радость, удовольствие, удовлетворение, спокойствие, печаль - страх, отвращение, раздражение, ненависть, злость и т.д. Есть ни что иное как определенный гормональный коктейль который тело управляемое подсознанием, автоматическими частями нашего мозга и родовыми программами создает для того что бы направить наше сознание в русло нужного, запрограммированного и отточенными в течении тысячелетий стратегиями выживания, поведения. То есть, если тело посчитало, что в данной ситуации с данным человеком необходимо позаботится о защите своих границ, то простимулированное гормонами и нейромедиаторами сознание начнет ощущать гнев, ненависть и раздраженность. И подберет из своего набора подходящее «оправдание/определение» - «то, что происходит - несправедливо», «он/она/они ведут себя со мной нечестно». Это позволит синтезировать во мне злость. Злость эквивалентна разрешению выделить энергию на активные действия- орать, бить, драться, защищаться. Человек сознательный проконтролирует свою злость и попытается ее выразить в социально приемлемой форме или законсервирует у себя в теле. Человек осознанный просто пронаблюдает телесную реакцию. Во всех красках отследит сформированные телом гнев и раздраженность, проживет эти состояния, не давая своего согласия на формирования злости. Что позволит ему выйти за рамки и взглянуть на ситуацию с разных углов и точек зрения. Как ни странно, но большинство событий вообще не требует наших ответных действий и реакций и не стоят потраченных на это сил. Например, странно злится на то, что пошел дождь или неожиданно для вас наступило утро просто потому, что так всегда делали ваши родители.

Ок с тем, как работает механизм вроде разобрались.

Теперь попытаемся осознать какие стратегии пытаются нам помочь реализовать тело, подсознание, и родовые программы погружая наши сознания в гормональные коктейли лени, усталости или депрессии.

Что бы энергично и эффективно куда-то или к чему-то двигаться у меня должны быть:

1. Цель (Конечная точка или желаемое состояние)

2. Стимул (Ради чего я это делаю, каким я в итоге буду себя чувствовать).

3. Маршрут , дорожная карта или рецепт.

Именно так это выглядит для сознания. Но тело и подсознание не оперируют словами, они оперируют образами. То есть переводя на телесный язык: пряник, кнут и понимание что получить пряник возможно.

Начнем с лени. Лень это потеря стимула. Кнут, которым я себя все время подстегивал почему-то перестал работать. Например, дети выросли и им больше не нужно столько моей заботы, которая позволяла мне чувствовать себя нужной. Постепенно состояние лени и апатии становится привычным. Я бью себя кнутом и стимулирую пока это дает мне возможность чувствовать себя определенным нужным мне образом. Например, героем, ученным, гуру, отличным отцом или прекрасной мамой. Если цель все еще есть, и маршрут вроде рабочий, но тело начинает видеть, что в результате я не получу достаточной степени нужного мне состояния, то есть не закрою свою потребность полностью - тело «включит» лень. Стратегия тела- заставить меня полежать, почитать, посмотреть телек или в окно. Тело дает сознанию время переработать, перегенерировать стимул. Согласовать его с реальностью и обстоятельствами. Не даром в состоянии лени так хорошо грезится и мечтается. Так можно стать фанатом макраме или родить третьего, но обычно всех спасает огород и помидорная рассада.

Усталость. У меня есть цель, стимул и маршрут, но двигаясь по намеченному маршруту я вдруг понимаю, что не приближаюсь к цели, насколько бы сильно не стимулировал себя. Надпочечники тут же перестают вырабатывать гормоны, отвечающие за активность. Глупо тратить силы, тело знает, что возможно нужно просто попробовать в другое время или в других обстоятельствах и тормозит вас. Когда же все варианты испробованы, то есть маршрут точно не рабочий, а ситуация стала похожа на историю с мухой, бьющейся в стекло усталость становится хронической. С точки зрения тела лучшая стратегия оставаться на месте и беречь силы пока не изменятся обстоятельства. Например, рано или поздно кто-то откроет форточку. Ощущение Усталости в течении дня формируется точно также, а вот цели и стимулы на день и на всю жизнь очень разные.

Депрессия. Это потеря цели. Разочарование в цели, к которой я двигался. Осознание недостижимости цели. Внешняя дискредитация цели, например родительские предписания. Подавление цели супругом. Конфликт нескольких целей, биполярка => периодическая депрессия. Самонаказание - отказ от достижения своей цели из-за чувства вины. Вторичные выгоды от не достижения цели.

Здесь очень много тонкостей и нюансов. Попробуем на примере. Цель, манифестируемая сознанием - я хочу быть известным актером. Для нашего подсознания и уж тем более тела пустой звук. Подсознание будет оперировать набором картинок, дополненных ощущениями. Вот я стою на сцене Большого, вот простираю руки и декламирую, вот за кулисами глядя на меня от счастья рыдает мама, или скупую слезу утирает отец, читая мое имя в первых строчках титров на экране IMAX. Или вот - любая моя фраза со сцены ComedyClub взрывает зал хохотом, люди трясутся и протирают уголки глаз на уже красных лицах, а я с легкостью и слегка отстранено накидываю им еще и еще.

Чувствуете пропасть между целью к которой стремится сознание и картинкой, чувственным моментом, ощущением, состоянием за которое готово "платить" подсознание?

Так вот! Служу я себе в театре, периодически зовут в кино, и карьера в общем то идет в гору и все хорошо, как вдруг откуда ни возьмись жуткая депрессия, запой и возможно даже наркотики. Жизнь к ебеням.

А просто в какой-то момент я отчетливо увидел, рассмотрел, осознал, почувствовал - да так что поверило даже тело, что я никогда не смогу быть по-настоящему смешным, ну не дал Бог таланта. Или мама никогда не признает во мне великого актера, потому что она сама «великая актриса». А может отчетливо уловил как глубоко похер отцу на мое имя в титрах.

Все алё приехали. Будущее, которое так лелеяло подсознание, которое однажды было назначено целью и смыслом всей жизни ёк... Только вот мозг этого всего в своем сознании не отсек. Конфликт потери будущего - незаметный ласковый убийца.

В зависимости от глубины трагедии и силы разочарования, тело начинает либо просто потихоньку притормаживать, либо дергает стоп-кран этого электропоезда, несущегося в уже совсем пустую бездну. Стратегия тела проста - очень глупо оказываться там, где тебя ждет пустота, холод и разочарование.

Мы в психосоматике прекрасно знаем, что любой конфликт может быть проявлен в диаметрально противоположных формах и выражениях. А вот в медицине и в миру хроническая активность как заболевание не фигурирует. Несмотря на то, что некоторых так и хочется послать лесом со словами: «Сука, да с чего ж ты такой активный то...» Особенно когда это твой начальник. Сами эти люди считают, что они-молодцы и постоянно, бегут, плывут, едут. Проще всего это понять на пожилых, которые тоже без причины начинают вскакивать в 5 утра. Когда впереди маячит только определенное будущее, и ты даже знаешь маршрут до уже оформленной на кладбище могилки - появляется очень мощный стимул, который просто не дает тебе расслабляться. Подсознание этих людей тоже увидело и оформило цель, но вот сознанию эта цель очень не нравится. Все свои действия эти люди совершают из глубочайшего замаскированного не признаваемого страха. Обычно это страх души перед неизбежной неотвратимой трансформацией.

Как чинить? Для начала стоит определится что у меня? Лень, усталость или депрессия. Бывает, что все сразу. Поэтому важно ответить на вопрос-когда.

Если понять, когда это началось, то можно с легкостью обнаружить событие, в результате которого я потерял пряник, кнут или понимание куда же дальше двигаться.

Да что я вам вру? Мало какой толковый психолог сможет вам в этом помочь. Самому еще сложнее. Иначе бы не существовало такой палитры антидепрессантов и спектра пограничных состояний. Единственный ваш верный союзник тело. В момент «когда» - оно однозначно отреагировало телесными симптомами и болячками, а вот уже раскопав их и вооружившись справочником по психосоматике можно достаточно достоверно определить типы конфликтов и тональности переживаний вашего самого трепетного, самого ранимого и близкого к вашей душе Я.

Тут бы и сказочке конец, но я, друзья, очень ленюсь, хронически устаю и депрессую, когда вы не записываетесь ко мне на консультации, не лайкаете, не репостите и не комментируете мои посты, не рекомендуете меня друзьям и знакомым.

Получить консультацию автора

Больше статей и видео о причинах заболеваний в моих

Instagram: @cause_in

YouTube: www.youtube.com/@cause_in

Автор: © Дмитрий Николаевич Козин, 2022г.

Специалист по психосоматике, трансгрессолог