8,9K подписчиков

Как снять кино за 5 дней. Откровения российского Эда Вуда

Эд Вуд – легендарная фигура в американском кинематографе. Он вошел в историю не благодаря киношедеврам. Напротив, Эд получил звание худшего кинорежиссера США. Но это сомнительное достижение прославило его имя на десятилетия.

Разумеется, любой западный продюсер, вкладывая средства в съемки, стремился получить с этого определенную прибыль. Можно снять блокбастер, затратив огромные деньги, а затем окупив его широким прокатом и прочими доходами.

Эд Вуд. Фото kino-teatr.ru
Эд Вуд. Фото kino-teatr.ru

Эд Вуд пошел другим путем. Чтобы получить хоть какую-то прибыль, режиссер по максимуму удешевлял съемки. Любопытно, что уже после смерти Вуда, Тим Бертон снял байопик, бесхитростно названный "Эд Вуд". Так вот, на съемки этой картины потратили в 100 раз больше денег, чем на все фильмы самого Вуда вместе взятые.

Но и в СССР / России нашлись последователи легендарного американца. Конечно, во времена развитого социализма такого быть не могло. Средства на производство фильмов выделяло государство. Оно же следило за качеством продукции, не позволяя тому падать слишком низко.

Все изменилось в конце 80-х годов прошлого века. Госкино перестало выделять деньги на съемки, отправив кинодеятелей самостоятельно зарабатывать на хлеб.

Вот так и возникло явление под названием "кооперативное кино". И первопроходцем и видным деятелем этого сорта кинопродукции стал Анатолий Эйрамджан.

Фото peoples.ru
Фото peoples.ru

Начинал он как сценарист. Работал над такими фильмами как "Самая обаятельная и привлекательная", "Где находится нофелет?", не самое выдающееся кино, но вполне смотрибельные комедии.
А затем Эйрамджан решил сам стать генералом на съемочной площадке, переквалифицировавшись в режиссера. Его режиссерский дебют –
"За прекрасных дам!" вошел в историю, как первый коммерческий фильм СССР.

"За прекрасных дам!" 1989 г.
"За прекрасных дам!" 1989 г.

Далее он снял еще много подобных фильмов. Бюджет съемок опускался все ниже, в ту же сторону стремилось и качество выдаваемой им кинопродукции.

Для снижения себестоимости режиссер постоянно сокращал число съемочных дней. Нормой для Эйрамджана было снять очередную картину за 8-12 дней.

А рекордом стала лента под названием "Стрела любви", произведенная за 5 дней! Все действие фильма происходит в купе поезда. Играли здесь примечательные личности: это и "наш Пьер Ришар" Аркадий Укупник, и вечная муза эйрамджановских творений Екатерина Зинченко, и даже сам Леонид Куравлев. Всего было задействовано аж 9 актеров, включая самого Эйрамджана.

"Стрела любви" 2002 г.
"Стрела любви" 2002 г.

В съемочной группе у режиссера тоже не было избытка персонала. Анатолий сам с гордостью потом рассказывал, что если у других режиссеров на площадке были задействованы 40-60 человек, то он вполне обходился 6.

Как это бывало на практике. Жена режиссера по образованию инженер. Но на съемках она была гримером и звукооператором. В фильме "Импотент" она также танцевала на площадке. А в еще в одной картине мужа пела песню.

Сцены обычно записывали с первого дубля. Многие актеры просто не успевали выучить свой текст, приходилось им, подобно в театре, суфлировать.

Фильмы Эйрамджана, мягко говоря, не были шедеврами. Год из года планка для творений "российского Эда Вуда" падала все ниже. Но несмотря на это, поклонники его продукции всегда находились среди невзыскательной публики. Некоторые продукты эпохи кооперативного кино до сих пор повторяют на телеканалах.