Hades 2 в раннем доступе: а нужно ли оригинальной игре продолжение?

Пиковый онлайн в Steam перевалил за сто тысяч. Положительных отзывов аж 94 процента. Критики уже ставят игре высочайшие оценки. Другие инди-студии в панике переносят собственные релизы. Ответ, казалось бы, очевиден. И тем не менее такой спор вокруг игры существует. Потому что оригинальная Hades была не просто качественным успешным рогаликом. Для многих она стала открытием, игрой года. Для нас в том числе. Поэтому логично спросить со второй части, а достойна ли она вообще носить имя Hades.

У Hades всё ещё нет аналогов

Миллион роглайков и роглайтов вышло до Hades. Ещё столько же появилось за прошедшие четыре года. Новые наверняка выходят прямо сейчас, пока вы читаете этот текст. В инди-секторе это сегодня один из самых популярных жанров и некоторая усталость от него в воздухе уже ощущается. А Hades и в первой части в базовых рогаликовых механиках никаких невероятных инноваций не предлагала. Просто была сделана на очень высоком уровне.

Но в отличие от других игр жанра, Hades представляла многослойную, толково прописанную историю, связанную с игровым процессом напрямую. С весомым набором интересных персонажей, у которых динамика прослеживалась не только с главным героем, но и друг с другом. Все шикарно озвучены, для всех написаны не скучные диалоги, которые не хочется проматывать. Да ещё и в таком количестве, что временами казалось, что это всё какая-то продвинутая нейронка генерирует — сотня забегов за плечами, но при каждом возвращении в хаб вот тебе новые реплики и микроистории. Поэтому проигрывать в Hades не обидно: да, придётся вернуться домой и начать всё с начала… но зато новые диалоги и кусочки истории с лором ждут!

За четыре года, прошедших с выхода Hades, ничего подобного на том же уровне никто не сделал. Даже коллективный геймерский разум на Reddit не может предложить фанатам Hades альтернатив — вот куча рогаликов не хуже, но нарративно все на порядок слабее, если нарратив вообще есть. Разве что Returnal приблизилась. Так что Hades заслужила сиквел хотя бы по этой причине. В первую очередь по этой!

Пиковый онлайн в Steam перевалил за сто тысяч. Положительных отзывов аж 94 процента. Критики уже ставят игре высочайшие оценки. Другие инди-студии в панике переносят собственные релизы.

Однако пока история в Hades 2 кажется менее цепкой, чем в первой части

Написана, озвучена и подана она не хуже, но есть пара нюансов. Во-первых, серьёзно вырос масштаб и накал страстей — история стала более интригующей, но менее «личной». В первой части мы в роли Загрея, сына Аида, пытались сбежать из подземного царства, а по пути распутывали клубок семейных тайн. По сути, у нас и врагов-то не было, только родственные недомолвки и вытекающие из них недопонимания — и боролись мы именно с ними.

Во второй части главной героиней выступает дочь Аида — Мелиноя. Со времён оригинальной Hades прошло много лет. За это время успел вернуться сражённый во время титаномахии отец всех олимпийцев Кронос. Он отхлестал по щекам Аида, пленил его и всю его семью и теперь сидит на троне, пока его армия мёртвых осаждает Олимп. Вынести ещё в младенчестве успели только Мелиною, и теперь она мстит. Действующих лиц стало больше, многие боги теперь не только портретами изображены, но и лично показываются, интриг и скрытых смыслов хватает, как и персонажей из первой части. Очень интересно! Но уже не так камерно и уютно. По поводу происходящего во второй части личных переживаний вырабатывается меньше. Хотя фирменный стиль разработчиков в подходе к греческой мифологии всё ещё ощущается — хорошее сочетание юмора и свободы творчества с драмой и глубоким исследованием темы.

Ну а второй момент — главная героиня. Мелиное не хватает обаяния Загрея, который ходил по царству мёртвых на мрачной иронии, смешно цапался с отцом и трепал за ушком Цербера. В Мелиное слишком много пафоса и чрезмерной учтивости. Кроме Кроноса и ещё одного спойлерного персонажа она ни с кем не в контрах, хотя её саму любят не все. Пытается иногда шутить, но получается как-то вяло — даже Сцилла со своей рок-группой её затмевает. Да что уж там, слепой циклоп Полифем её затмевает! Можно долго закапываться в сравнения, но суть простая — недостаток той самой эфемерной харизмы. Хотя если бы мы не знали Загрея, может, это и не так сильно бросалось бы в глаза.

В Hades 2 и на поверхности полноценно побегать можно — в релизной версии до самого Олимпа дойти должны
В Hades 2 и на поверхности полноценно побегать можно — в релизной версии до самого Олимпа дойти должны

Прокачку и боевую систему в Hades 2 переделали

И настолько, что все споры касательно того, стоит ли игру считать «DLC к первой части за фуллпрайс» (а есть и такие) кажутся совсем уж глупыми. Базовая прокачка в Hades была линейной. Во второй части мы собираем и улучшаем карты с различными бонусами, но все прихватить на забег не получится. Углублённое билдостроение начинается уже здесь.

Всё оружие новое и каждое по-прежнему заметно меняет геймплей. У каждого теперь есть по четыре атаки — две обычные и две заряженные. Усиленные удары тратят полоску маны, который в оригинале вообще не было. Помимо этого появилась возможность использовать сигил — AoE-заклинание, которое в обычной версии останавливает врагов, а в заряженной ещё и наносит им урон. Ну и рывок теперь исключительно одинарный. Зато на спринт переходить можно — и некоторые новые способностями завязаны именно на нём. Новая система гораздо глубже и обширнее, а в сочетании с прокачкой и разбросанными по уровням дарами богов позволяет наклепать десятки очень разных билдов уже сейчас. По ощущениям от боёвки Hades 2 похожа на Hades 1 ровно до того момента, пока ты не запустишь первую часть, чтобы сравнить и освежить — это довольно разные игры.

Но вот что лучше: аскетизм оригинала или богатство второй части — вопрос обсуждаемый. Особенно учитывая, что под новую систему менеджмента маны и активного использования «спеллов» в целом сильно переделали баланс. Врагов больше, они сильнее, боссы и рядовые «жирняки» постоянно топчут арены, заливая всё АоЕ-атаками — порой в режиме бесконечных уворотов жить приходится минутами. Некоторые комнаты получаются слишком долгими, а боссы (особенно два финальных) ну чересчур душными. Нет в Hades 2 той стремительной «лёгкости», сочетающейся с высокой сложностью.

  • Даррен Корб всё ещё большой молодец, радует гремящей басухой в сочетании с этникой, сочными риффами и очень прилипчивыми песнями — саундтрек в Hades 2 великолепный

Есть у меня претензии и к внешнему виду игры, всё ещё прекрасному, узнаваемому, но не такому яркому и аккуратному, как в первой части. Разросшиеся масштабы некоторых локаций (в первую очередь Полей Скорби) тоже вызывают вопросы. Hades 2 временами как будто в Diablo превращается. А ей оно надо? А нам? Но всё это пока что объясняется двумя простыми словами: «Ранний доступ». Hades 2 достаточно вылизанный релиз, без багов и проблем. Но многое в игре не доделано — от сюжета, у которого сейчас нет финала, до портретов и моделек персонажей.

Первая часть вытачивалась с помощью комьюнити два года и стала шедевром во многом благодаря этому. Вторая в сравнении с ней кажется более вторичной и спорной, но в целом держится отлично. А это ведь только ранний доступ, который будут допиливать минимум год! Многое ещё будет исправлено и переосмыслено — в конце концов Дуза, один из лучших персонажей первой части, получила максимум реплик именно благодаря пожеланиям фанатов. Но уже сейчас можно сказать, что с первым в своей карьере сиквелом Supergiant Games справилась.

Денис Майоров, Disgusting Men.