3K подписчиков

ЗАПРЕТНЫЕ КЛИПЫ 90-х: почему их не пустили в эфир?

3,5K прочитали

В 90-е в мире музыке не так уж много чего запрещали. То ли градус эпатажа был ниже, то ли общество было более толерантным. Если бы Аркадий Укупник сегодня выпустил песню про «Сим-Сим отдайся», его бы сразу же обвинили в мизогинии и отправили в ссылку ко всей зашедшей не в ту дверь компании. А тогда это казалось по-своему забавным и никакие оскорбительные подтексты в песнях нелепого кудряша не считывались.

В 90-е в мире музыке не так уж много чего запрещали. То ли градус эпатажа был ниже, то ли общество было более толерантным.

Поэтому, чтобы музыкальный клип не пустили в эфир в 90-х, надо было сильно постараться. На западе видео чаще всего могло попасть в немилость по одной из трёх причин: эротика, насилие или религия. В постсоветской России диапазон был несколько уже: эротика, эротика или эротика. Оно и понятно – после распада СССР и радикального ослабления цензуры, российский шоу-бизнес посчитал своим долгом взять на вооружение обнаженку и использовать её как инструмент для привлечения внимания к артистам. Только вот некоторые российские продюсеры даже в сексуально раскрепощенные 90-е умудрялись переборщить с откровенностью, в чем сегодня мы с вами и убедимся. Мы отправимся на 30 лет назад - в эпоху расцвета MTV и жадных продюсеров, готовых раскручивать своих подопечных любой ценой - и пройдёмся по музыкальным клипам того времени, которые не прошли цензуру по причине излишней откровенности. Причём, в подборке будут как западные, так и отечественные образцы.

Madonna - Justify My Love

Открывает сегодняшний выпуск королева тонкого и изящного эпатажа Мадонна с клипом на песню 90-го года Justify My Love. Черно-белый клип с ярким сексуальным подтекстом стал четвертым видео в истории американского MTV, запрещенным к показу. До этого, в 80-е, такой чести удостоились только два клипа Queen и один клип группы Megadeth. Видео для Мадонны снимал французский фэшн фотограф и клипмейкер Жан Батист Мондино, и бэкграунд мира моды здесь прослеживается весьма отчётливо. Снято всё безумно красиво, провокационно, но при этом не пошло – видео деликатно ходит по грани, при этом не пересекая её.

А вот руководство MTV посчитало иначе, и клип отказались пускать в эфир, что безумно расстроило саму Мадонну, вложившую в видео много денег и сил. Сначала она публично обвинила MTV в ханжестве, но очень быстро поняла, что запрет ей только на руку, и уже через два года выпустила концептуально похожий клип на песню Erotica, который опять снимут с эфира, и о котором опять будут говорить.

Позже, в 2000-х, MTV вернет Justify My Love в ночной эфир, а журнал Rolling Stone включит клип в число ста самых красивых музыкальных видео в истории.

Кстати, с этой песней связан ещё один необычный скандал. На протяжении всей композиции слышен мужской бэк-вокал. Узнали голос? Это молодой Ленни Кравиц, который написал и слова, и музыку к Justify My Love, а также полностью её спродюсировал.

Ленни Кравиц образца 90-х
Ленни Кравиц образца 90-х

Но как позже выяснилось, слова он написал не сам, а позаимствовал их из текста любовного письма своей девушки, поэтессы Ингрид Чавез. Мисс Чавез этот факт, естественно, не понравился, и она подала в суд на Кравица и Мадонну, в результате чего была включена в число авторов песни и до сих пор получает авторские отчисления.

Анжелика Варум - Вавилон

В это же время, в 90-м году, где-то на стыке СССР и постсоветской России композитор Юрий Варум пишет для Аллы Борисовны Пугачевой три песни – «Осенний Джаз», «Художник, что рисует дождь» и «Городок». Пугачева от этих песен отказывается, и тогда Юрий Варум решает переквалифицироваться в музыкального продюсера и бросить все силы на продвижения своей дочки Маши. И вроде для успешного старта были все предпосылки – Юрий Варум был действительно талантливым композитором, а дочка Маша была весьма одаренной певицей с необычным для российский эстрады вкрадчивым джазовым вокалом.

Юрий и Анжелика (Мария) Варум
Юрий и Анжелика (Мария) Варум

Но время диктовало свои условия, люди требовали хлеба и зрелищ (по крайней мере, так считал Юрий Варум), поэтому он решает задвинуть музыку на задний план, переименовать Машу в Анжелику с явной отсылкой к известной французской серии фильмов, и шокировать общественность. В 91-м году Варум старший за большие по тем временам деньги снимает для дочки первый клип на песню «Вавилон», в котором Анжелика в прозрачном пеньюаре, накинутом на голое тело, расхаживает между полностью обнаженными девушками в шезлонгах.

С эстетической точки зрения видео, конечно, нельзя сравнить с Мадонной, но для молодой России 90-х это было ярко, неожиданно и смело. Настолько смело, что даже при отсутствии централизованной государственной цензуры телеканалы отказались пускать клип в эфир. В итоге он отправился в архив, и лишь в 2000-х всплыл в сети. Говорят, что даже Леонид Агутин узнал о существовании этого видео лишь в 2016-м году от журналистов, и сильно удивился. Ну а Юрий Варум после этого своеобразного PR-провала пошёл более логичным путём и стал делать упор на музыкальную составляющую. Так в репертуаре Анжелики Варум появились те самые «Городок», «Осенний Джаз», «Ля Ля Фа» и другие композиции, ставшие со временем классикой российской поп музыки.

Michael Jackson - Black or White

В 91-м году Майкл Джексон выпускает видео на песню Black or White, и оно становится мини революцией в видеопродакшене. На съёмки были потрачены немыслимые по тем временам 4 миллиона долларов, что на момент выхода сделало клип вторым по стоимости за всю историю – дороже был только клип Мадонны на песню Express Yourself. В видео были задействован живые львы, африканские племена, находящийся на пике славы Маколей Калкин и уникальная, только что изобретенная анимация морфинга – плавного превращения объектов в кадре, которая и сегодня выглядит впечатляюще. При этом посыл у песни был максимально позитивный и воодушевляющий: мы все одинаковы, вне зависимости от расы и цвета кожи.

Но у Майкла Джексона была известная особенность – он, как правило, выпускал не клипы, а целые короткометражные фильмы длинной в 10-15 минут, так как был не ограничен в финансах и творческой фантазии. Поэтому видеоряд к самой композиции длился только 6 минут, а хронометраж клипа составлял 11 минут. «Что же происходило в оставшиеся 5 минут?» - спросите вы. Происходила какая-то дичь.

После окончания песни, черная пантера превращается в Майкла Джексона, который затем идёт в темный переулок и начинает громить всё вокруг, кричать и исполнять свои знаменитые танцевальные движения с подтягиванием промежности к пупку. Происходит это всё в полной тишине, без какого-либо музыкального сопровождения, что делает происходящее еще более странным и нелепым. И у зрителей, и у телеканалов при виде этой картины возник единственный вопрос: «Зачем?».

Майкл с той самой пантерой. Она тоже удивлена концовкой клипа.
Майкл с той самой пантерой. Она тоже удивлена концовкой клипа.

Добрая по своей сути песня про толерантность вдруг завершается видеорядом с неприкрытой агрессией и слишком уже вызывающими танцами – именно эти неуместные трогания Джексоном самого себя стали официальной причиной запрета полной версии клипа. И хотя открытой обнаженки в клипе не было, ряд кадров, в том числе застегивание ширинки в порыве танца, продюсеры MTV посчитали слишком уж неоднозначными.

MJ и Маколей Калкин на съемках
MJ и Маколей Калкин на съемках

Сам Майкл озвучил довольно странный аргумент: мол, эти 5 минут изображают анималистические инстинкты пантеры, ставшей человеком. Но в итоге принёс извинения, обрезал клип до 6 минут, а через несколько лет выпустил обновлённую версию, где странные танцы были скорректированы, а на машины и стекла, которые крушит Джексон, с помощью компьютерной графики были добавлены расистские лозунги, что хотя бы делало агрессию в кадре более оправданной.

На-На - Фаина

От одной странной истории переходим к другой странной истории. В 92-м году у уже раскрученной к тому моменту российской группы «На-На» выходит провокационный клип на их главый хит – песню «Фаина». По сюжету герою Станислава Садальского, простому неухоженному работяге, снится сон, в котором происходим древнеегипетская трэш-оргия с девушками, карликами, змеями, американской полицией и каннибализмом. Причём, откровенные сцены здесь явно пересекают грань изящной эротики и в больше степени похожи на софт-порно. В силу понятных и справедливых ограничений, здесь я могу поделиться только урезанной версией клипа, но полная версия на просторах сети вполне легко находится.

Также многие до сих пор помнят финальные кадры клипа, в которых троллейбус с высоты падает в воду – бессмысленный и беспощадный артхаус начала 90-х. Продюсер «На-На» Бари Алибасов рассказывает, что он снял первый высокобюджетный клип в постсоветской России, вложив в съемки 50 000 долларов и задействовав студию Мосфильм. Также Алибасов утверждал, что в это видео он вкладывал глубокий культурный и социальный подтекст: оргия является отсылкой к фильму «Калигула» Тинто Брасса, форма американского полицейского намекает на геополитическое сближение с США, а падающий в воду троллейбус – это и вовсе метафора распада Советского союза. Но народ всю эту глубину не осознал, Алибасов стал получать гневные письма от фанатов «На-На», и ему пришлось снять клип с эфира. Позже была смонтирована обрезанная и отцензурированная лайт-версия, которая представлена выше.

На-На с бессменным руководителем в лице Бари Алибасова
На-На с бессменным руководителем в лице Бари Алибасова

Есть подозрение, что уже тогда Бари Каримович баловался «Кротом», потому что его рассказ не особо вяжется с реальностью. В 92-м году выходит фильм под названием «Великое замыкание, или Детонатор». Если вы хотите сохранить свою психику в целостности, лучше его не смотреть, так как любой современный артхаусный фильм по сравнению с этим покажется примитивной и прямолинейной картиной. Вот синопсис сюжета, который прямо сейчас предлагает Кинопоиск.

«На землю из космоса падает странный предмет. Его падение сопровождается сильным взрывом, который порождает на Земле хаос. В дело вмешивается сотрудник КГБ Рэм Безымянный, обладатель совершенной телесной и универсальной психической природы, который трансплантируется прибором внеземного происхождения в самые невероятные места пространства и времени. Поскитавшись по мирам, супергерой благополучно возвращается на родину в 90-е годы.»
Станислав Садальский в фильме «Великое замыкание, или Детонатор»
Станислав Садальский в фильме «Великое замыкание, или Детонатор»

Даже не пытайтесь осмыслить это, просто примите тот факт, что фильм снимался на студии Мосфильм, одну из главных ролей играет Станислав Садальский, а древнеегипетская оргия, карлики-фашисты, каннибалы, и даже падающий троллейбус – это всё кадры из «Великого замыкания». По сути, всё, что сделал Алибасов – взял нарезку сцен из этого кино, доснял несколько откровенных сцен с участниками «На-На» и Садальским в тех же декорациях, и выпустил это всё под видом первого высокобюджетного клипа. Ну а является ли такой ход продюсерским гением или банальным разводом зрителей и, вероятно, инвесторов – пускай каждый решает для себя сам.

Ирина Аллегрова - Войди в меня

В 95-м в жизни Ирины Аллегровой происходят сразу два важных события – она становится бабушкой, и у неё выходит клип на песню «Войди в меня». По сюжету героиня Аллегровой ходит по ночному музею, в котором картины и статуи оживают и предаются страстной любви, которая во всех подробностях показана в видео. Почти что «Ночь в музее», эротик-версия. На фоне видеоряда Аллегрова томно постанывает и призывает лирического героя войти в её влажные сны.

Мне не удалось доподлинно установить, был ли клип запрещен в эфире ТВ, поскольку данные разнятся. По одной версии, клип запретили, по другой – в эфир пошла отцензурированная версия. Также встречается утверждение, что «Войди в меня» - первый музыкальный клип в истории российского шоубиза, который предварялся дисклеймером 18+. Режиссёром, кстати, выступил Тигран Кеосаян, некогда талантливый режиссер, сегодня изображающий из себя абсолютно несмешного юмориста и мужа Маргариты Симоньян.

Игорь Николаев - автор песен про влажные сны и палочки-выручалочки
Игорь Николаев - автор песен про влажные сны и палочки-выручалочки

Но если копнуть еще глубже, то открываются совсем уж неожиданные подробности. Все эти строчки про влажные сны и вхождение в зной написал главный покровитель дельфинов и усачей Игорь Николаев. Которому в 90-х явно не помешал бы хороший психоаналитик, так как тремя годами ранее он уже написал для Наташи Королевой песню про палочку-выручалочку, на которую даже не решились снимать клип из-за слишком явного сексуального подтекста. Так что это он только концертах «Песня года» пьет за любовь, а на самом деле фантазирует совсем о других вещах.

Prodigy - Smack My Bitch Up

В сегодняшней подборке нельзя не упомянуть клип, часто признаваемый самым скандальным в истории современного телевидения, Smack My Bitch Up от Prodigy. Думаю, его помнит любой, кто смотрел российское MTV в конце 90-х. Что, кстати, парадоксально, так как во всё мире, в том числе на американском MTV, клип был запрещён к показу, но российский телеэфир почему-то оказался более снисходительным - у нас его показывали вполне свободно. И запретили его не столько из-за откровенных сцен, которые, в общем-то, можно было вырезать на монтаже, сколько из-за полного набора всего нежелательного: насилие, в том числе сексуализированное, кадры внутривенного употребления запрещенных веществ, вандализм, женоненавистничество, провокационный текст - в общем, джек-пот из запрещенки.

Самое удивительное, что при всей своей противоречивости, это один из самых удачных примеров провокации в истории музыки. Prodigy лишь привлекли к себе ещё больше внимания и закрепили за собой статус культовых электронщиков, а режиссер клипа, швед Юнас Окерлунд, был замечен в мире большой музыки, и впоследствии стал одним из главных клипмейкеров современности. Так что в умелых руках эпатаж и провокация становятся по-настоящему мощным инструментом раскрутки.

The Prodigy
The Prodigy

Конечно же, выпуск не смог вместить всю запрещенку того времени, поэтому, как всегда, взываю к вам. Помните ли вы какие-то еще откровенные и провокационные клипы из 90-х? Обязательно пишите в комментах, я всё внимательно читаю. А сегодня на этом всё, с вами был канал «Спасибо, послушаю», до встречи в следующих выпусках.