57,9K подписчиков

Был шокирован, когда увидел ЭТО на дороге. Физика или уловка маркетологов?

1,6K прочитали
Мотоцикл с двумя колесами впереди
Мотоцикл с двумя колесами впереди

Мотоцикл - это транспортное средство, оснащенное двумя колёсами. При этом колеса расположены вдоль одной линии. Поэтому, когда речь заходит про это чудо-чудное и видишь фразу два колеса, то немного удивляешься. Вроде как это и есть правильная конструкция!? Ведь два колеса. Но нет... Колеса в итоге три.

Возможно вы встречали на дорогах такой непонятный мотоцикл. У него два передних колеса вместо одного, но расположены они не так, как у классического трайка. Здесь как будто кто-то взял и совершенно случайно добавил ещё одну вилку при неправильной сборке. Выглядит всё как издевательство или что-то похожее.

Можно подумать, что это результат не совсем удачного эксперимента, но когда такое чудо выпускает гигант типа Yamaha, в голове сразу проскакивает понимание осмысленности решения. Вряд ли крупный производитель с мировым именем сделает что-то просто так.

Поэтому, оставим в стороне все рассуждения о причудливом внешнем виде, который совсем не похож на нормальный мотоцикл и который лично я бы себе никогда не приобрел, а попробуем найти какие-то конструктивные преимущества или недостатки. Что физика говорит о таком варианте исполнения?

Сразу очевидны следующие моменты:

  • Мотоцикл будет тяжелее, чем стандартный вариант
  • Дополнительное колесо будет создавать большее трение и энергии для перемещения будет нужно больше. Даже несмотря на то, что покрышки впереди стали уже, чем на обычных моделях, общая площадь поверхности стала больше.
  • Обслуживание системы будет сложнее и дороже. Представьте себе схему рулевого управления...
Тут схема для трицикла, но и с разбираемым вариантом конструкция рулевого управления сильно усложняется
Тут схема для трицикла, но и с разбираемым вариантом конструкция рулевого управления сильно усложняется
  • Потеряется главное преимущество мотоцикла - юркость. Увеличится и угол поворота, что помешает маневрировать среди машин в пробке.

Но для чего тогда было это делать? Какой был физический смысл, если пока мы видим одни лишь дополнительные проблемы и лишнее удорожание. На удивление, некоторые преимущества и правда есть. Смогут ли они перевесить минусы? По моему скромному мнению нет. Дело в том, что мотоцикл он на то и мотоцикл, чтобы имея некоторые недостатки, получать ощутимые преимущества типа легкости и маневренности или небольшого расхода.

Такая конструкция обеспечила бы следующее:

  • Стабильность движения на подобной системе будет значительно выше. Впереди у мотоцикла получается независимая подвеска - каждое колесо амортизируется своей вилкой. В итоге если одно колесо налетит на камень или небольшой парапет, то второе продолжит держать контакт с дорогой. Поэтому, такие проблемки, как расколбас на снятом асфальте, где осталась гребенка, а руль прыгает в разные стороны, тут просто исключён. Хотя, на мой взгляд, опыт вождения и навыки вполне решают вопрос стабильности и у обычного мотоцикла.
Второе колесо помогает на повороте, увеличивая угол
Второе колесо помогает на повороте, увеличивая угол
  • Положить на бок такой мотоцикл сложнее. По неопытности райдер может заходить в поворот и переборщить с максимальным углом наклона. Если асфальт мокрый или под переднее колесо попадёт мокрая разметка, то мотоцикл просто выскочит из под тебя. Когда колеса впереди два, то выскочить ему будет почти нереально. Второе колесо всегда будет страховать при скользких поворотах. Да и вообще на скользких покрытиях такая схема будет намного более уверенной. Скажем, если вы постараетесь прокатиться по льду, то ощутите всю прелесть и выскальзывания переднего колеса, и невозможность нормально повернуть. Шипованная резина в классическом варианте решила бы эту проблему, но можно и увеличить количество колёс.
  • Исключены неприятные последствия воблера или шимми. Если вам доводилось когда-то испытывать это поганое явление на мотоцикле, то вы знаете, насколько это чревато серьезным падением. В некоторых случаях даже правильно работающая система может входить во что-то типа резонанса и колесо начинает буквально вилять. Помогает или проскочить эту скорость, увеличив её, или аккуратно оттормаживаться. Если колеса впереди два, то таких губительных последствий не будет.
  • Эффективность торможения этого котопса точно выше. Ведь основную роль играет именно передний тормоз. Тут их сразу два. Помимо того, что не будет характерного неравномерного приложения тормозного усилия, которое приводит к децентрированной нагрузке на оси колеса, тут у нас ещё и общая площадь соприкосновения с асфальтом выше.
Непонятное что
Непонятное что

Что же, получается основными преимуществами, если кратко, являются стабильность движения, меньшая вероятность завалить мотоцикл на скользкой дороге, более качественное торможение, безопасность выше. За это мы расплачиваемся большим весом, большим расходом, сложностью обслуживания, более высокой ценой и потерей ряда характерных для мотоцикла преимуществ (скажем, перетащить такую штуку через ручей в лесу сложнее). Отсюда следует, что подобная конструкция была бы удобна для новичка, да и то при движении по дорогам с хорошим покрытием, где можно просто страховать себя от мокрой разметки или таких неприятных форс-мажоров, типа воблера.

Из незначительных преимуществ конструкции можно отметить больший объем бака, который мы можем расположить при такой широкой "морде" без потери общей эргономики, и общую увеличенную грузоподъемность. Права касательно большого бака - расход у этой штуки тоже выше, поэтому тут следует провести расчёт. Скорее всего весь "перелив" сожрёт переднее колесо.

Тут уже совсем перебор
Тут уже совсем перебор

Однако, если говорить про трайки и трициклы, то тут есть некоторое преимущество. Всё-таки на фоне полноценного мотоцикла на трёх колёсах, который уже больше тянет на малолитражку, чем на мотоцикл, эта штука сохраняет некоторые преимущества. Он и маневреннее, и легче. Но при этом классический трайк был бы значительно стабильнее, поэтому всё относительно.

⚡ Обязательно подпишитесь на Telegram проекта! Там самое интересное по теме.

✅ Поддержать проект монеткой или задать вопрос можно тут! Здесь же я публикую фрагменты будущей книги, которую могут читать подписчики

👉💖 Ставьте лайки материалу, подписывайтесь на проект!