613,3K подписчиков

Открыл тестостерон, но отказался от Нобелевки: кто такой Адольф Бутенандт, о котором кричали немецкие газеты в 1939 году

182 прочитали

Открытие тестостерона - главного мужского гормона - стало революционным событием в области биологии и химии, за которым стояли годы экспериментов и один увлеченный ученый. За открытие половых гормонов немецкому биохимику Адольфу Бутенандту присудили Нобелевскую премию в 1939 году, однако гитлеровский режим не позволил ему сразу забрать награду. Этот ученый имел весьма противоречивую славу, однако это не отменяет его вклада в науку: сделанное им громкое открытие позволило контролировать рождаемость и найти ключ к лечению многих заболеваний, связанных с репродуктивной системой мужчин и женщин.

    Открыл тестостерон, но отказался от Нобелевки: кто такой Адольф Бутенандт, о котором кричали немецкие газеты в 1939 году
Открыл тестостерон, но отказался от Нобелевки: кто такой Адольф Бутенандт, о котором кричали немецкие газеты в 1939 году

Начало карьеры

Успешная карьера любого ученого начинается с хорошего образования. Адольф Бутенандт прекрасно понимал эту простую истину, а потому за всю свою жизнь удостоился порядка 14 докторских степеней. В юности он начал проявлять интерес к биологии и химии, учась в Марбургском университете, а затем защитил диссертацию в Гёттингенском университете под руководством нобелевского лауреата Адольфа Виндауса, химика органика, известного открытиями в области витаминов.

Исследование Бутенандта было посвящено инсектициду, обнаруженному в корнях токсичного бобового растения островов Тихого океана - дерриса эллиптического. Звание доктора позволило ему стать преподавателем в Гёттингене и в Технологическом институте в Данциге (сегодня Гданьск, Польша). Поначалу молодого доцента особенно вдохновляла тема использования разными организмами молекулы холестерина, однако позже он увлекся изучением половых гормонов.

   Адольф БутенандтWikiCommons
Адольф БутенандтWikiCommons

После Первой мировой войны в Веймарской республике, в связи с упадком уровня жизни, экономическим кризисом, инфляцией, возникшими в обществе идеологическими течениями, а также псевдонаучными расовыми теориями, вопрос контроля рождаемости с помощью гормональных контрацептивных препаратов стал как никогда актуален. Фармацевтические компании-монополисты делали деньги на высоком спросе, выпуская дорогие, но малоэффективные "продукты". В одной из таких организаций работал Бутенандт, однако ему удалось навсегда изменить принцип действия средств контрацепции.

Открытие эстрона

В начале 1930-х, работая в лаборатории известной фармацевтической компании и изучая мочу беременных женщин, Адольфу Бутенандту удалось выделить основные женские половые гормоны, вырабатываемые яичниками, в частости в чистой кристаллической форме обнаружить эстрон, определяющий женское половое развитие.

   Химическая структура эстронаWikiCommons
Химическая структура эстронаWikiCommons

Загадка главного мужского гормона

Следующим этапом был тестостерон. Труды Бутенандта и его коллеги - хорватско-швейцарского ученого с фамилией Ружичка - можно было назвать кропотливыми. Прежде чем совершить прорыв и выявить формулу тестостерона, исследователям пришлось потратить ни один год и ни одну бочку органического материала. Во благо науки было израсходовано больше 15 литров мужской мочи!

Наконец, в 1931 году химики идентифицировали первый мужской гормон - андростерон, но главное, они заметили способность холестерина трансформироваться в андростерон. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что половые гормоны, на самом деле, тесно связаны со стероидами. После этого, в 1934 году был синтезирован половой гормон прогестерон, который влияет на менструальный цикл и ход беременности у человека, а затем в 1935-ом открыт и мужской тестостерон. Так, деятельность Бутенандта сделала возможным разработку современного вида противозачаточных таблеток.

   Химическая структура тестостеронаWikiCommons
Химическая структура тестостеронаWikiCommons

Дальнейшие исследования гормонов

За выдающиеся достижения в области гормональных исследований Бутенандту была присуждена Нобелевская премия по химии 1939 года, однако в силу политического бойкотирования мероприятия, забрать заслуженную награду химик смог только после Второй мировой войны. Денег он, к слову, так и не получил. Однако сложившиеся обстоятельства не помешали ему продолжить путь ученого. Так, в 1940-х годах Адольф участвовал в исследованиях, связанных с гормональным лечением американских подводников, чтобы улучшить их самочувствие в ходе длительных погружений.

Не менее интересное открытие было сделано Бутенандтом в 1959 году. После десятилетий, проведенных в поисках, группе ученых наконец удалось выделить половой аттрактант шелкопряда, который оказался первым примером важного класса химических веществ, более известных как феромоны. Более того, Бутенандт стал первым, кто получил в очищенном виде, кристаллизовал гормон насекомых - экдизон.

   Freepik
Freepik

Темная сторона науки в годы войны

Научные достижения Бутенандта с самого начала заинтересовали Гитлера - открытия казались ему полезными для использования в военных целях. Например, когда химик работал с ротеноидами, власть сразу посчитала область его интересов применимой к быту солдат. С помощью этих веществ хотели лечить служащих от вшей.

Спустя время строились теории вокруг открытых гормонов, которые, казалось, могли не только решать проблемы репродуктивного характера, но и в каком-то смысле были способны улучшать физическое состояние мужчин. Есть данные, что добавки, повышающие уровень тестостерона, в фашистской Германии давали спортсменам для лучшей физической подготовки, а также военным, чтобы повлиять на их боеспособность.

Адольф Бутенандт подписал Клятву верности режиму Адольфа Гитлера и национал-социалистическому государству. Согласие повлекло за собой участие в секретных военных проектах в годы Второй мировой войны. Так, например, ученому приходилось решать проблему усвоения кислорода пилотами бомбардировщиков на высоте. Этот факт из биографии Бутенандта, конечно, вызвал осуждение и критику со стороны научного сообщества после его смерти. Тем не менее, даже возмущения, вызванные возможными политическими взглядами ученого, не обесценили его заслуг перед наукой.