Падение машины общественного транспорта в реку Мойку в центре Петербурга в минувшую пятницу унесло жизни семи человек. Это ДТП расследуется по двум уголовным делам, в одном из которых обвиняемым проходит водитель автобуса Рахматшох Курбонов — ему инкриминируют 264 статью (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Во втором разбирательстве обвиняемый — начальник автоколонны ООО «Такси», которому вменяют 238 статью УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
«Форпост» опросил юристов и узнал, каким может быть исход расследования в отношении шофёра, если принять во внимание уже вскрывшиеся детали. Так, по данным следствия, водителю в течение нескольких дней не обеспечивалось необходимое время отдыха. Его жена заявляла СМИ, что в день аварии её супруга вызвали на смену после всего нескольких часов сна.
Сам Курбонов на заседании суда по избранию ему меры пресечения рассказал, что предупредил работодателя о своём недосыпе, но ему всё равно сказали садиться за руль.
Наряду с этим водитель признал вину в том, что управлял автобусом с неисправной тормозной системой. По его словам, в минувшую пятницу он сменил транспортное средство из-за неисправности поворотников, но вторая машина проезжала несколько лишних метров перед остановкой — об этом ему сказали пассажиры.
Автоюрист и автоэксперт Дмитрий Славнов заявил «Форпосту», что ни одно из этих обстоятельств не может служить оправданием в деле Курбонова.
«Как минимум, два раза должен был отказаться водитель. Во-первых, потому что нарушено время труда и отдыха. Он не должен был выходить на смену. А во-вторых, выделю это, никогда нельзя садиться на неисправный источник повышенной опасности. А он сел. Он что, надеялся на русский авось?» — задался вопросом юрист.
По его словам, Курбонов был обязан, обнаружив неисправность, сразу сообщить о ней диспетчеру, высадить всех пассажиров и вызвать буксир — чтобы не подвергать опасности остальных участников дорожного движения.
Избрание водителю меры пресечения в виде ареста юрист назвал логичным, так как тот мог покинуть территорию РФ.
Юрист адвокатской палаты Санкт-Петербурга Данил Степочкин заявил «Форпосту», что неисправность тормозной системы в автобусе предстоит доказать экспертизе. Но если шофёр уже признал, что заметил проблемы с тормозами и о них ему говорили пассажиры, то такая позиция защиты обвиняемого выглядит несостоятельной.
«Отговорки в духе “меня третировали, угрожали, дискриминировали на работе” — это даже с точки зрения защиты своей позиции несостоятельно. То же самое в отношении “я не выспался, меня вызвали на смену”. Поэтому эти показания будут интерпретироваться как версия защиты с целью уклонения от уголовной ответственности. Я не думаю, что ссылка на эту ситуацию будет основанием для смягчения его участи», — сказал юрист.
Повлиять на смягчение участи Курбонова в этом аспекте дела может только наличие доказательств, что его заставили выйти на смену, добавил Степочкин.
«Если будет доказано посредством других свидетельских показаний, других водителей, что его он был систематически третирован, начиная с угроз депремирования и заканчивая увольнением, тогда будет применена статья 62 УК РФ (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств) — противоправные действия в отношении самого обвиняемого. Но вероятность этого небольшая», — заметил адвокат.
В среднем Курбонова могут приговорить к сроку от пяти до семи лет лишения свободы. Юрист добавил, что на смягчение приговора также могут повлиять родные семи погибших пассажиров.
«Если его родственники возместят ущерб и моральный вред потерпевшим. А это субъективная составляющая: кто-то согласен со 100 тысячами компенсации, а кто-то не согласен и с 10 миллионами. Поэтому тут всё сложно. Если потерпевшие, которым он возместил вред, в письменном виде подадут ходатайства о том, что вред заглажен и они не имеют претензий, просят прекратить уголовное преследование по своим обстоятельствам, если об этом заявят родственники всех семи — тогда тут есть варианты. И то срока ему не избежать», — заключил Степочкин.
Также юрист добавил, что, вероятнее всего, между Курбоновым и вторым фигурантом разбирательства — начальником автоколонны ООО «Такси» — будут проведены очные ставки, так как вряд ли тот станет свидетельствовать против себя и признает нарушение регламента труда и отдыха шофёра.
Напомним, в минувшую пятницу в Мойку с Поцелуева моста рухнул пассажирский автобус. Погибли семь человек, водителю и одному пассажиру удалось спастись.
В отношении компании-перевозчика ООО «Такси» по поручению вице-губернатора города Кирилла Полякова начата комплексная проверка. По данным СМИ, с ней могут разорвать контракт на обслуживание маршрутов в городе — на данный момент их насчитывается 11.
Кроме того, стало известно, что фирма за два года 23 раза привлекалась к административной ответственности за работу водителей без лицензии.
Сегодня глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин потребовал доклад после просьбы петербуржцев о проверке других перевозчиков в городе.