1,8K подписчиков

"Мы все учились..." А что с образованием сегодня?

1. Что произошло со школьным образованием? Кому нужен порочный круг.
1. Что произошло со школьным образованием? Кому нужен порочный круг.-2

1. Что произошло со школьным образованием? Кому нужен порочный круг.

Студенты вуза, вчерашние школьники, с удивлением говорят: "Наши родители помнят все, что изучали в школе, знают со школы то, чего мы не знаем. Почему?"

Что произошло со школьным, а вслед за ним и с высшим образованием, которое базируется на той основе, которую будущий специалист и гражданин страны должен иметь в результате получения среднего образования?

Многие политики, говоря о реформе школьного образования, критикуют ЕГЭ. Но ЕГЭ лишь вершина айсберга! Легче, конечно, призывать чинить крышу здания системы общего образования, не видя его разрушенного фундамента. Какая разница в том, как проверять у выпускников результаты освоения ими школьной программы, если она усвоена ребенком на 60-89 %? Отсюда и постоянное, из года в год, снижение требований к заданиям для ЕГЭ, которые занижаются, чтобы не было видно результатов фундаментальных проблем школьного преподавания и, таким образом, подгонять снижение требований ЕГЭ под "результат" 11-ти летнего (!) обучения учащихся, а не поднимать эффективность и ответственность работы учителя в ходе урока к результатам его деятельности через соответствие высоким требованиям ЕГЭ знаний его учеников.

Есть ли сегодня в государственном начальном, основном и среднем общем образовании обязательная, заказанная государством и реализуемая государственная обязательная программа по каждому школьному предмету? Программа, в которой, например, по истории перечислены исторические события, даты, имена, понятия обязательные для изучения... Нет, их не существует!

Много лет в школьном образовании не работает простая логика: если нет заказанной государством, единой для всей страны (!) школьной программы по предметам, то как и исходя из какого материала формируются единые для всей страны (!) задания на экзамен ЕГЭ по предметам, например, по истории? Может тогда логичнее проводить экзамены ЕГЭ по истории, исходя из содержания разных учебников по которых учатся наши дети? Под каждый учебник - свой экзамен ЕГЭ? Вот была бы красота - настоящая палитра мнений, трактовок истории своей Родины для молодежи, вступающей в жизнь! До этого, слава Богу, еще не додумались! Многообразие учебников, зарабатывание на их написании и издании, давно стало бизнесом и конкурентной средой, мало контролируемой государством по части их содержания. А поскольку единой программы преподавания истории в стране нет, то это породило многообразие учебников и многообразие трактовок излагаемых событий истории нашего отечества. Вот недавно выход единого (!) школьного учебника по истории, опять же добавим, при отсутствии единой программы обучения по истории, подается как великое достижение, событие федерального значения! В добрые старые времена такие события были обычной практикой подготовки Министерства образования СССР и государственного издательства "Просвещение" к очередному новому учебному году, без шума, помпы и без досужего самопиара! Ну, а если образование у нас государственное и обязательное, то должен быть и государственный заказ в виде обязательной программы. Но эта простая общая логика государственного управления любой другой отраслью огромного хозяйства страны уже десятилетия не является очевидной для управления государственным образованием учащихся! Поэтому на практике в образовании мы встречаем дихотомию принимаемых государственных решений и, как следствие, их плачевные результаты, которые исправляют талантливые репетиторы, из тех же школьных учителей, нанимаемых родителями учащихся за дополнительную плату! И все с верху донизу, вроде, при деле! Ничего личного - только бизнес! Круг замкнулся!

Беда только в том, что круг этот порочный. Пострадавшая сторона здесь родители и учащиеся. Следующей пострадавшей стороной станут ВУЗы, а чуть позже предприятия, куда придут молодые специалисты, которые должны будут реализовывать государственные программы развития страны на период до 2036 года обеспечивая технологический прорыв России во всех отраслях национального хозяйства с ориентиром на десятилетия вперед. Госпредприятия, оборонка, крупный бизнес быстро впитают в себя лучших, оставшиеся будут искать себя, в основном, не по полученному по диплому профессиональному образованию и вместе с родителями вновь будут пострадавшей стороной, конкурируя за рабочие места со "специалистами" из стран ближнего зарубежья. А в конечном итоге больше всех проигрывает наше государство как во времени, так и в темпах своего движения вперед, не получившая для этого столь необходимых высококвалифицированных кадры. Напрашиваются простой вопрос: кому выгоден этот порочный круг, кому выгодно отставание в развитии России? И еще один вопрос: Что делать с этим делать?

2. Проблемы исторического образования и задания ЕГЭ по истории

Подготовка к очередным выпускным экзаменам привели нас к необходимости изучения тех заданий ЕГЭ по истории, которые подготовлены учителями и, видимо, одобрены образовательными структурами как тренировочные для подготовки выпускников к экзамену. Содержание некоторых заданий привели к желанию прокричать об этом в данной статье. Приведем несколько таких "заданий" и разберем их содержание.

2.1. Примеры заданий по истории для подготовки к выпускному экзамену среднего общего образования

Для подготовки к экзаменам по всем предметам опубликован "Каталог заданий" [2] с тренировочными заданиями. Выпускники решают эти задания и готовятся к ЕГЭ. Рассмотрим содержание заданий по истории.

Задание 21 предполагает ответ из раздела истории "Россия в мире" и требует от выпускника знания всеобщей истории и истории России. По данному заданию необходимо исторические событие Российской истории сравнить с подобными процессами, происходящими в других странах, в мире и затем привести (записать) аргументы для России и аргументы для другой страны. Проанализируем, какой исходный материал для анализа предлагается учащимся. Например:

Задание 21. Аргументация с использованием исторических фактов:

Тип 21 № 55330

"В XIX веке в России и в колониальной Индии власти столкнулись с национальными восстаниями. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важным фактором этих национальных восстаний были религиозные противоречия: один аргумент для России, один для колониальной Индии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты".
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для Индии: _______________________________________________

Еще раз перечитаем: "В XIX веке в России и в колониальной Индии власти столкнулись с национальными восстаниями". В данном задании школьники должны выучить, что в XIX веке Россия также как и Великобритания была грабила свои колонии и получила национальные восстания. Но Россия никогда не имела колоний, не была колониальной державой как Великобритания, Франция, Бельгия, Испания и другие европейские державы. Обращаем внимание, что в заданиях нет ссылок на источник и неизвестно где этот материал учащимся следует найти - то ли в их учебнике или учитель на уроках такому учит? Задание подается как истина, которую нужно лишь выучить!

В.В. Верещагин. «Казнь англичанами пленных сипаев» или «Подавление индийского восстания англичанами». 1884 г.
В.В. Верещагин. «Казнь англичанами пленных сипаев» или «Подавление индийского восстания англичанами». 1884 г.

В статье нашего канала про эксплуатацию Индии Великобританией "Почему Индия не подчиняется диктату Запада?" мы привели данные о том, что Великобритания в период колониальной эксплуатации Индии с 1765 по 1938 год вывела из Индии в общей сложности порядка 45 триллионов долларов. Это в 17 раз больше, чем общий годовой валовой внутренний продукт (ВВП) Великобритании сегодня. Если рассмотреть национальную политику России по отношению к народам, которые проживали в Российской империи, то картина будет абсолютно другой. Но задание по истории в ЕГЭ № 55330 навязывает, формирует совершенно иное понимание исторических процессов, связанных с национальным вопросом в России. В данном задании мы имеем дело с не соответствующими исторической действительности придуманными параллелями России с грабительской колониальной политикой Великобритании, виновной в гибели десятков миллионов индийцев от голода, болезней, бесправия, столетия боровшихся за свое освобождение! Более того, учащимся, во-первых, предлагают найти и выучить то, чего не было, а во-вторых, найти и выучить то, что разрушает многовековое достояние России - многонациональное единство нашей Родины! И как к этому относиться?

А вот еще пример:

Тип 21 № 52419

Во второй половине XVIII в. в России и североамериканских колониях Англии произошли выступления против властей. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и в России, и в американских колониях важную роль в обозначенных выступлениях сыграл экономический фактор: один аргумент для России, один для американских колоний. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________
Аргумент для американских колоний: ___________________________________

"Во второй половине XVIII в. в России и североамериканских колониях Англии произошли выступления против властей" - прочитав это задание, задаешься вопросом: а что Россия - была колонией Великобритании? Разве в России, как в североамериканских колониях, хозяйничала Великобритания? Зачем, с какой целью автор задания ставит Россию на одну доску с колониями Великобритании? Куда же дальше?

Но дальше- больше:

Тип 21 № 53338

"Во второй половине XX в. в СССР и Китае идеологические установки наносили серьёзный вред развитию культуры. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и в СССР, и в Китае наблюдались такие последствия идеологического давления: один аргумент для СССР, один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты".
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: _______________________________________________
Аргумент для Китая: _______________________________________________

В задании № 53338 "в СССР, и в Китае наблюдались такие последствия идеологического давления"! Дикая по формам, разнузданная по содержанию травля деятелей культуры, учителей, профессуры ВУЗов в ходе "культурной революции" в Китае в 1966-1976 годах во время правления Мао Цзэдуна названа "идеологическим давлением" и приравнена к тому процессу, который назван в нашей стране "оттепелью". Наши режиссеры "шестидесятники", снимали лучшие фильмы, ставшие национальной гордостью - до сих пор недоступный нашему современному кинематографу, появилась авторская песня, поэзия Булата Окуджавы, Вознесенского, Рождественского, Юлии Друниной, великие произведения писателей Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Астафьева, Расула Гамзатова - перечислять можно бесконечно!

Фотографии о культурной революции в Китайской Народной Республике
Фотографии о культурной революции в Китайской Народной Республике

Современные китайские источники называют цифру пострадавших во время культурной революции около 100 млн человек, репрессировано было около 5 млн членов КПК - Мао Цзэдун заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на фанатичных последователей культа личности. Именно китайская молодежь - "хунвейбины" варварски унижали людей и уничтожали предметы культуры, тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов.

Как же можно уравнять процессы, которые шли в культуре "во второй половине XX в. в СССР и Китае" и предложить выучить это нашим детям? Как можно ставить учащегося в условия выбора аргументов не сравнимых процессов: "приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и в СССР, и в Китае наблюдались такие последствия идеологического давления: один аргумент для СССР, один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты". Вот с фактами-то, видимо, большая проблема у изготовителя столь изощренного исторического пасквиля! Зачем так были сформулированы задания, ведь они показывают историю нашей страны не просто в отрицательном свете, а в ложном? И что же является причиной таких заданий - слабые знания учителя или все это сделано специально для формирования негативного отношения школьника к нашей стране, к его Родине? Или это результат того и другого? Тогда, что есть Родина для авторов таких заданий?

Приведенные примеры с очевидностью свидетельствуют, что в историческом образовании накопились серьезные проблемы. Очень своевременно поэтому появился Указ Президента В.В. Путина от 8 мая 2024 года № 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" [6]. Судя по поставленным в Указе задачам и у Президента России уже тоже накипело! Данный указ можно расценивать как государственный заказ на неотложную организацию системного и квалифицированного государственного подхода к историческому просвещению во всех без исключения сферах общественной жизни: в науке, в образовании в средних школах, училищах, ВУЗах и других областях. В нем развернутый ответ и задачи что предстоит сделать, каких результатов необходимо достичь.

Пора понять, что время изменилось, страна, слава Богу, меняется на глазах. Пришло время задавать простые правильные вопросы и ставить точки над i. Встретив подобные задания по истории России, начинаешь искать ответ на вопрос - почему вообще стало возможным появление таких заданий в системе школьного образования? Где истоки проблем? В учителе или в системе?

3. Некоторые понятия к размышлению об историческом образовании в школе

Текст заданий в ЕГЭ по истории, как и текст учебника по истории, речь учителя на уроке, имеют отношение к формированию исторического сознания - понимания учеником мира вокруг себя, себя в этом мире, отношение к своей Родине, окружающем людям. Для нас историческое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, смыслов человеческого бытия, которые открываются и присваиваются личностью, вбирая в себя все этапы исторического пути человечества; это порождение идей на диалогической основе; порождение смыслов как поступок в концепции М. Бахтина; историческое сознание как самосознание личности, ее самодетерминация [3].

В связи с огромной ролью школьного образования в формировании подрастающей личности всех школьных предметов, необходимо поднимать вопрос нравственной и профессиональной ответственности учителя за те задания, которые он готовит для учеников, за тот материал, который подбирает для урока, за содержание образования!

4. Размышления над содержанием исторического образования в современной школе

4.1. История - наука общественная или гуманитарная?

Современное школьное образование основывается на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в которых прописаны требования к реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. История включена в ФГОС основного общего образования в раздел 11.4. "Общественно-научные предметы", а в ФГОС среднего (полного) общего образования в раздел 9.4. "Общественные науки". Напомним, что история всегда считалась гуманитарной наукой. Есть ли разница? Конечно! Гуманитарные науки - про человека, общественные - про общество.

Предметом изучения истории является изучение человека в различные времена. Именно так определяет этот предмет Историческая школа "Анналы". В своей работе “Апология истории” Марк Блок определяет, что история: “…это наука о людях, о людях во времени, наука о человеческом духе” [4].

1. Что произошло со школьным образованием? Кому нужен порочный круг.-5

В подходах А. Я. Гуревича к истории мы можем обратить внимание на то, что для него содержанием истории является человеческое сознание, разное в разные эпохи, а не факт, событие, понятие. Гуревич А. Я., рассуждая о целях работы историка, пишет: “Первое, с чем историк встречается в своих источниках, - это запечатленное в памятниках, текстах, созданных людьми, человеческое сознание. Поэтому историк неизбежно должен быть историком культуры, человеческой ментальности, знать умственные установки людей этой эпохи, их понятийный “инструментарий”, их способы мировосприятия” [5].

4.2. Какую историю должны изучать школьники

Проблем в историческом образовании накопилось много и их надо решать только при условии, что мы точно понимаем истоки этих сложностей и негативных явлений. Задания ЕГЭ по истории разработали наши учителя, министерство просвещения эти задания утвердило. Также поступили и с учебниками. Именно в этой сфере надо проводить изменения.

Образовательный стандарт первого поколения (2004 г.) предполагал репродуктивный метод обучения школьников - учитель рассказал новый материал, ученик дома прочитал учебник, пересказал - развивалось внимание, умение понимать услышанный текст, чтение, пересказ материала развивал речь с использованием предметных понятий - расширялся запас слов. Все это сегодня выкинули из учебного процесса!

Мы не предлагаем вернуть все в образовании как было, но очевидно, что если современное содержание образования (СО - формы различных типов деятельности) не достигает даже прежнего результата, то от него можно и нужно отказаться! Сегодня устные предметы изучаются в виде выполнения письменных заданий - заполнение таблиц, переписывания текстов учебников в тетрадь засчитывая их как самостоятельные (!) ответы учащихся на вопросы учителя и выставляя за эту "работу" оценки! Устные предметы, развивавшие речь учащегося и логику мышления и изложения превращены в письменные! Примеры такой методики обучения можно множить и множить.

Указ Президента России В.В. Путина "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" [6] нацеливает на следующие ожидаемые результаты исторического просвещения:

Из Указа Президента России В.В. Путина "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения".
Из Указа Президента России В.В. Путина "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения".

Надеемся, что Указ приведет в чувство всю образовательную вертикаль страны снизу доверху и она, наконец-то, займется содержанием образования, а не формой, точнее, ширмой бездействия!

Вывод:

Современная ситуация в мире и в стране показала, что важнейшую роль в развитии экономики, политики, общества играет школьное образование. Именно оно закладывает основные черты личности человека, который будет решать судьбу страны, вести ее к новым достижениям и вершинам!

Источники:

  1. ФГОС среднего общего образования (10 - 11 кл.) Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
  2. Каталог заданий Задания 21. Аргументация с использованием исторических фактов. XX век. Режим доступа: https://hist-ege.sdamgia.ru/test?category_id=168&filter=all
  3. Бурыкина Н.Б. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности в переходную эпоху: Монография . М.: Издательство «Спутник+», 2009. 189 с. С. 96.
  4. Блок, М. Апология истории. [Электронный ресурс] /М.Блок. - М., 1986. - режим доступа: http://www.holmogorov.rossia.- С. 5.
  5. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура молчаливого большинства. - М.: Искусство, 1990.- С. 7.
  6. Указ Президента В.В. Путина от 8 мая 2024 года № 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"

Если тема статьи показалась актуальной, то пишите в комментариях, обсудим, ставьте лайки, подписывайтесь, советуйте друзьям. Спасибо!

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com и обсуждение вопросов образования на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com/filosofiya-obrazovaniya/

1. Что произошло со школьным образованием? Кому нужен порочный круг.-7