Методы и подходы к развитию soft skills у школьников

Развитие Soft skills в наше время играет довольно большую роль в формировании личностных и коммуникативных навыков. Особенно важно способствовать их развитию в подростковом возрасте, чтобы обеспечить обучающемуся более быстрый карьерный рост. Что же необходимо для развития soft skills и какие существуют методы и подходы к их развитию?

Чтобы прокачать soft skills, достаточно создать благоприятную среду и дать школьнику возможность проявлять себя. Для этого понадобится:

– позитивная домашняя атмосфера: доброжелательное отношение членов семьи друг к другу, поддержка в трудную минуту, взаимопомощь;

– адекватный личный пример;

– внешкольные занятия с упором на soft skills (спортивные секции, кружки по интересам с особым подходом);

– онлайн-курсы и тренинги для развития гибких навыков.

Мягкие навыки – это не то, что можно заучить за короткое время, они формируются по мере прохождения долгого пути, но потраченные усилия будут окупаться.

Критериальное оценивание – инструмент, помогающий формировать положительную мотивацию, снижать тревожность, определять уровень подготовки ученика на каждом этапе учебного процесса. В рамках дифференцированной оценки значимость различных видов деятельности различается. Также он позволяет отслеживать эффективность изучения учебной программы, сравнивать достижения с эталоном. Таким образом, критериальное оценивание предполагает оценку только того, что было изучено, а значит, критерий оценивания является конкретным выражением учебных целей. Критериальное оценивание позволяет организовать систему самостоятельного развития ребенка, предоставить ему возможность задавать собственные планы и цели, а также обеспечить прозрачную и объективную оценку результатов. При создании модели критериального оценивания в школе каждый ученик сможет формировать свою индивидуальную образовательную траекторию, корректировать ее, а также оптимизировать скорость изучения учебного материала.

В критериальной оценке не предусмотрено отнимание баллов за допущенные ошибки, а вместо этого критерии суммируются при подведении итогов, что делает оценку более мотивирующей. Такой вид оценивания позволяет оценить не только предметные знания, но и личностные и метапредметные достижения учеников путем применения четких критериев. Для успеха оценивания необходимо наладить процесс оценивания таким образом, чтобы он был понятен всем участникам образовательного процесса. Подведение итогов должно подчеркивать достоинство и значение людей, которые принимают участие в образовании.

Для эффективного формирования soft skills в современных педагогических технологиях наиболее подходящим являются дидактические игры. Л.С. Выготский считал, что в них доступен неиссякаемый источник развития личности. «Я абсолютно согласен с этим и вижу в игре способ достичь высоких результатов, которые могут стать реальностью». Дидактическая игра сочетает в себе много целей и технологий для поддержания мотивации ученика, развития психических процессов, а также заинтересованности и желания познать новое. К примеру, такие игры, как «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Крестики-нолики», «Уголки», «Буквоед», «Лото», «Китайская грамота», «Правда-ложь». Через разнообразные игры, задания и другие активные формы можно помочь младшим школьникам раскрыть и проработать «soft skills»: коммуникацию, сотрудничество, уважение и слушание. Однако, для развития эмоционального интеллекта детей требуется включить в программу задания и дискуссии, которые помогут им научиться управлять своими эмоциями и взаимодействовать с окружающими. Таким образом, можно предположить, что развитие социальных и эмоциональных навыков у детей будет приносить пользу в их будущей жизни.

Освоение обучающимися универсальных учебных действий (УУД), которые предоставляют возможность для приобретения основных компетенций, составляющих основу умения учиться, а также межпредметных понятий, были рассмотрены А. Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым, свидетельствует о метапредметных компетенциях обучающихся. Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле подразумевает способность субъекта, обучающегося, к саморазвитию и самосовершенствованию при помощи получения нового опыта. В узком смысле УУД включают в себя действия и навыки учебной работы, которые позволяют обучающемуся самостоятельно получать новые знания и умения, включая умение организовывать свой процесс обучения.

Разработка УУД для системы общего образования должна соответствовать новым социальным требованиям, которые отражают переход России к информационному обществу и высокому инновационному потенциалу. Основной целью образования является развитие целостной личности учащихся, которое подразумевает получение основных компетенций, среди которых примерно важное место занимает умение учиться.

Необходимо, чтобы учащийся провел процесс смыслового восприятия, чтобы понять роль обучения в его жизни и сравнить достигнутые результаты с заданной целью. Оценивание морально-этических действий учащихся, которое требует от них познания моральных и этических правил, а также умения связывать свои собственные действия с этими правилами.

Регулятивные учебные действия заключаются в организации обучающихся с помощью умений без разделения на отдельные группы. К ним относятся:

– действия целеполагания, которые требуют способности включать уже известные данные в неизвестную информацию;

– планирование, которое включает в себя оценку последовательности текущих результатов, необходимых для достижения конечной цели;

– формирование шагов и порядка деятельности.

Необходимо произвести прогнозирование, чтобы предвидеть результат, уровень понимания и продолжительность процесса. Контроль, включающий сравнение проделанной работы и ее результата с эталоном, чтобы обнаружить отклонения от него. Внесение изменений и корректировок в план и метод действия для соответствия эталону, реальному действию и его результату. Оценивание предусматривает расчет и понимание учащимися того, что они уже знают и что должны учить дальше, а также для оценки качества и уровня знаний. Способность к волевой активизации сил и энергии, возможность принять решение в мотивационном конфликте и преодолеть препятствия – все это входит в волевую саморегуляцию.

Под познавательными универсальными действиями рассматриваются общие учебные умения обучающегося, необходимые для успешного изучения любого предмета. Обучающиеся должны усвоить и запомнить учебную цель, самостоятельно формулировать её, найти и понять необходимую информацию.

Противопоставив коммуникативные УУД регулятивным, можно сказать, что они связаны не с самим процессом, а с социализацией во время процесса. Такие универсальные действия можно разделить на три группы:

– сотрудничество в области образования с педагогами и сверстниками;

– принимать меры для урегулирования конфликтов;

– способность выражать свои мысли качественно и точно, соответствующие целям и условиям общения.

Учащиеся приобретают умение самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности в результате изучения различных учебных дисциплин. В связи с этим, учителям необходимо научить учащихся не только своему предмету, но и тому, как самостоятельно организовывать процесс усвоения информации.

Рассматривая требования ФГОС ООО к результатам освоения образовательных программ и УУД школьника, предлагается обратить внимание на регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия как на soft skills, которые должны иметь учащиеся.

Для формирования навыков soft skills в рамках современных педагогических технологий наиболее эффективными являются дидактические игры, которые советский психолог Л. С. Выготский рассматривал как неиссякаемый источник развития личности и «зону ближайшего развития». Согласно этой концепции, игра является областью, где возможны высшие достижения учащегося, которые в будущем могут стать его реальностью. Для развития коммуникативных навыков были использованы различные методы, включая театрализацию учебного материала, ролевые игры, инсценирование эпизодов и проведение других игр. Групповые занятия могут способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации у школьников, так как они учатся распределять задачи, договариваться, принимать ответственность за результат и представлять его вместе. Важен не тип задачи, а формат группового решения.

Игры являются важным инструментом в обучении, так как они объединяют множество целей и технологий, стимулируют умственную активность и активизируют психические процессы детей. Игры вызывают живой интерес к изучению, их дидактическая роль в обучении высоко ценится. Для развития логического мышления, игры-головоломки и задачи-головоломки являются эффективным инструментом. Они помогают развивать умение анализировать и использовать имеющуюся информацию для решения проблем. Также для развития логического мышления можно использовать логические цепочки и групповые задания, где дети должны находить логические связи между предметами или понятиями. Развитие soft skills также требует умения обрабатывать полученную информацию. Для этого можно использовать задания на анализ и синтез информации, как например, чтение текстов с последующим ответом на вопросы или составление связных текстов на основе информации из разных источников.

Процесс формирования мягких навыков индивидуален для каждого. Он зависит от способностей, особенности личности человека, его потребности в определенных качествах и знаниях. Для этого необходимо:

  • Определиться, что вы будете развивать;
  • Подобрать и изучить связанную с ним информацию;
  • Постоянно практиковаться для закрепления способности;
  • Поставить перед собой точные цели и стараться достичь их в жизни.

Для развития софт навыков, например, можно использовать Цикл Колба. Это бесконечное исследование, подразумевающее постоянные действия с отслеживанием результатов, которые повторяются до тех пор, пока навык не будет усовершенствован.

В развитие софт скиллс помогут также следующие методы и правила:

  • Займитесь искусством, улучшайте творческий, интеллектуальный потенциал с помощью головоломок и развивающих игр.
  • Посещайте тренинги, курсы, мастер-классы, обучающие интересующим вас навыкам. Программы различных курсов позволяют за короткий срок освоить самую необходимую информацию, что помогает быстро совершенствоваться в нужной области.
  • Участвуйте в командной работе. Командная работа учит прислушиваться к мнению окружающих, находить компромиссы и смотреть на задачу с разных углов. Работа в команде также способствует более быстрому развитию и прогресса, так как получение какой-либо полезной информации происходит быстрее.
  • Делайте правильные выводы из критических замечаний, адекватно реагируйте на них. Критика от окружающих способствует личностному развитию, так как иногда просто необходимо получить чужой взгляд на свои действия, чтобы трезво оценить задачу.
  • Сохраняйте позитивное отношение к жизни, будьте спокойными и уравновешенными. Также развивайте стрессоустойчивость.
  • Учитесь быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства. В нашем мире довольно тяжело успевать за прогрессом, но, обучившись этому навыку, человек будет с большей эффективностью приспосабливаться к новым условиям, обстановке.
  • Приучайте себя к работе в режиме многозадачности. Многозадачность помогает человеку концентрироваться на нескольких делах одновременно, что ускоряет работу.
  • Будьте открыты новому, создавайте собственные проекты.
  • Изучайте специализированную литературу по теме саморазвития.

На этом мои рекомендации по развитию soft skills подходят концу. Надеюсь, моя статья предоставила вам достаточно необходимой и полезной информации, что будет полезна в настоящее время и/или будущее. Большое спасибо за прочтение!