Действия знаменитого романа происходит в Петербурге, но почему автор выбирает именно этот город? С одной стороны Петербург ассоциируется с богатыми людьми, красотой и величием ,его образ важен для понимания произведения и тех или иных поступков героев. Но если приоткрыть завесу тайны, то мы видим не только шик, но и совсем иную сторону города. В нём вечная духота, вонь и грязь, от которой никуда не убежать. Все улицы, дома, наполнены ими. Город кажется мрачным, тусклым и тяжелым для восприятия. Он полон грязными, страшными дворами, узкими и тесными улицами, заселенными ремесленниками и бедными чиновниками. Тягостный серый пейзаж становится фоном, что придает особый мрачный колорит . Люди, которые живут в этом городе, ничем не лучше его самого, они все эгоистичные, злые, их объединяет лишь злорадство над чужой бедой и горем. Мужчины совсем не работают и не приносят деньги в дом, оставляют все сбережения в кабаке, пропивают все до копейки. Живут люди в старых, дряхлых, полу-развалиных домах. Люди снимают не комнату, а что - то похожее на гроб или шкаф. Петербург воспроизведен в романе как социальный организм. Главный герой романа Родион Раскольников живёт в одной из таких комнатушек: « Это была крошечная клетушки шагов шесть в длину». Жёлтый цвет, который так часто используется в романе: жёлтый билет, жёлтые обои, перстень с жёлтым камнем Лужина. Это лишь подчёркивает болезненность этого города. Все жёлтые детали в романе являются предвестниками недобрых событий, этот цвет лишь угнетает образ Петербурга в глазах читателей. Как я писала ранее, город переполнен пьяными людьми, но кабак, в котором находятся все эти люди, расположен в трехстах шагах от церкви, зачем же автор ставит его рядом с церковью.? Он подразумевал, что каждый, кто хочет что-то поменять или изменить в своей жизни может это сделать в любой момент. Мы видим два пути для человека, один светлый - церковь и тёмный-кабак. Никому не поздно измениться. Видя положение людей и всего города в целом, в своей голове Раскольников создает теорию, которую в будущем он воплотить в жизнь. Именно город сбивает человека, подталкивать на столь страшные мысли. Человеческое равнодушие, бедность, мрачность города толкает героя на убийство. Так город становится соучастником преступления. Петербург уже не только фон для произошедших событий, он символ неблагополучности и безнравственности. Один из героев романа Свидригайлов «Петербург-это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как Петербург». Городской пейзаж также переплетен с душевными переживаниями главного героя, с его больными, дикими мыслями. При прочтении романа, мы словно вместе с Раскольниковым ощущаем невыносимую духоту, что в дальнейшем становится лейтмотивом произведения и приобретает символический смысл. Помимо зловония, мрачность городу придает и звуковой фон: со всех сторон слышен беспрерывный стук, нытье, надтреснутый голос семи летнего ребенка. Таким образом, Петербург является не только фоном для драматических событий романа, но и оказывает влияние на героев ,определяя особенности их взаимоотношений ,что дает нам право считать город полноправным героем произведения.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
13 мая 202413 мая 2024
3
2 мин