Готовимся к ЕГЭ. Текст Е. Лаптева

117 прочитали
 (1)Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности.

(1)Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. (2)Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело  — грамотно лечить, а не утешать. (3)Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. (4)Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем самыми эффективными лекарственными препаратами. (Прочитай внимательно еще раз этот абзац. Здесь и содержится проблема текста)

(5)17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов. (Обрати внимание: автор одновременно вводит двух героев, не отмечая пока между ними никакой разницы) (6)Вдруг, переходя улицу, Артём увидел, что в открытом канализационном колодце кто-то лежит. (7)3нойное солнце, гул машин, спешащие люди, кусты пыльной сирени, сквозь которые стекают золотистые струи света... (Зачем нужно описание природы, улицы? С какой целью автор как бы отходит от основной канвы событий?) (8)Всё как обычно!

(9)А тут, прямо под ногами, неподвижно лежит человек. (Новый абзац – это явно выраженная антитеза. С какой целью автор выносит эту мысль – продолжение предыдущего предложения – в отдельный абзац?)

(10)— Кирилл, подойди!

(11)Кирилл подошёл и посмотрел вниз, потом оглянулся по сторонам.

(12)— Пошли скорее!  — придушенным шёпотом прошипел он. (Проанализируй употребление эпитета) (13)— Вечно ты куда-нибудь влипаешь!

(14)— Куда пошли?! (15)Может, человеку плохо!

(16)— Тема, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! (Как героя характеризует эта фраза? Не забудь, что он – почти уже дипломированный врач)

(17)— Да тут любому упасть  — нечего делать. (18)Я сам чуть в эту дыру не свалился... (19)Может, так же шёл человек, зазевался и упал вниз...

(20)Кирилл закатил глаза:

(21)— Тема, у меня красный диплом, а у тебя синий. (22)3наешь, почему? (23)Потому что я умный, а ты  — нет. (24)И вот тебе умный человек говорит: это бродяга отсыпается после бурной ночи. (25)Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку. (На самом ли деле так характеризуется «ум» человека? Или герой имеет в виду что-то другое?)

(26)Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. (Что о герое говорят выделенные слова?)  (27)Лежащий ничком мужчина, услышав посторонние звуки, резко вздрогнул, испуганно вскинул бородатое лицо с исцарапанными до крови скулами и что-то нечленораздельно крикнул.

(28)— Мужчина, с вами всё нормально?  — спросил Артём. (29)Сверху раздался хохот.

(30)— Тема, ты ему сделай искусственное дыхание по методу «рот в рот»...

(31)— Вы не ушиблись?  — громче спросил Артём, морщась от густого запаха пота и закисшей сырости.

(32)Бродяга перевалился на бок и, недружелюбно сверля глазами вторгшегося в его жилище чужеземца, стал растирать затёкшие руки. (Почему бродяга не рад помощи?)

(33)— Аскорбинку ему дай или через пипетку рыбьего жира накапай!  —веселился Кирилл. (Что в общую характеристику Кирилла добавляет этот «юмор»?)

(34)Артём вылез из шахты. (35)Кирилл, взвизгнув, изображая панический страх, отскочил в сторону.

(36)— Тема, не приближайся ко мне. (37)Ты теперь биологическое оружие массового поражения... (38)Посмотри на себя! (39)Пугало! (40)Как ты пойдёшь в таком виде диплом получать?!

(41)Артём снял пиджак и горько вздохнул: на спине темнели жирные пятна, на локтях, словно присосавшиеся пиявки, висели тяжёлые капли жёлтой краски. (Как думаешь, почему именно этот эпитет использует Лаптев? Отчего Артему «горько»?)

(42)— Король трущобных окраин!  — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. (43)— Говорили ему умные люди... (Почему поведение Кирилла вызывает неприятие? Разве дело только в том, что он не захотел проверить состояние человека?)

(44)...Когда на сцену под бурные аплодисменты вышел Кирилл, ректор вручил ему красный диплом и, пожимая руку, по-отечески ласково улыбнулся. (45)Потом, не выпуская его руки, повернулся к важному чиновнику из министерства здравоохранения и с гордостью показал на сияющего отличника.

(46)Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место. (Перечитай текст и обрати внимание на то, как в каждом эпизоде ведет себя Артем. Почему автор словно подчеркивает его неуверенность в себе? Как Артем сам относится к своему поступку?) (По Е. Лаптеву*)

* Евгений Александрович Лаптев (род. в 1936 г.)  — писатель и публицист.

Почему Лаптев прямо не выражает своего отношения к произошедшему? Как он дает оценку поступкам героев? На чьей стороне читатель?

Проблемы:

1.  Проблема утраты милосердия, сострадания к окружающим.

2.  Проблема ответственности и долга.

Позиция автора:

1.  Человек зачастую свою черствость пытается оправдать рациональностью, тем самым теряя своё человеческое лицо.

2.  Чувство ответственности присуще не всем. Иногда за напускной «правильностью» и лоском трудно угадать настоящее лицо человека. Печально, что люди самой гуманной профессии – врачи не всегда ощущают ответственность, которую должны испытывать, избрав свой путь – нести людям добро, спасать жизни.

Пример для аргументации собственного мнения

Прочитай отрывок из книги Бориса Васильева «Летят мои кони»

«Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчет. Внизу были дети, и этим было подсчитано все.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управля-лись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения. Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества, газы, от которых гибли, слепли, сходили с ума их товарищи. Названия этих газов — хлор, фосген, хлорпикрин, иприт — присутствовали и в наших играх, и в разговорах взрослых, и в реальной опасности завтрашних революционных боев. И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
— Рожайте, Эля.
Так в вонючем колодце погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.— А дома у него — деревянный топчан и книги, — тихо сказала мама, когда мы вернулись с кладбища. — И больше ничего. Ничего!
В голосе ее звучало благоговение: она говорила о святом, а святость не знает бедности».

Что собой представляет доктор Янсен?

Чем поступок Артема напоминает то, как живет герой Васильева?

Как можно проанализировать последнюю фразу текста? Комментируя высказывание, можно и построить аргументацию своего мнения