24,4K подписчиков

«Культурный код» от нового министра обороны: милитаризм, шовинизм и антисемитизм

20K прочитали

В связи с назначением экономиста Андрея Белоусова на пост министра обороны слышится немало удивлённых восклицаний и вопросов. Но, как минимум, часть из них отпадают, если прочесть прошлогоднее интервью Белоусова РБК. В нём Андрей Рэмович, например, говорит о том, что Россия может предложить миру:

Андрей Белоусов и Федор Достоевский
Андрей Белоусов и Федор Достоевский

«У нас есть собственный культурный код. Собственная культурная идентичность, которой нет у подавляющего большинства стран и народов. <…> Ее, кстати, очень хорошо чувствовал Достоевский. Пафос Достоевского, особенно в такой его работе, как «Дневник писателя», там выражен просто на 100% рафинировано точно».

Вот с этой второй частью цитаты Белоусова приходится согласиться. Действительно, идейная суть «достоевщины» нигде не вскрыта так полно, как в «Дневнике писателя». 

[Замечу на всякий случай, что это не реальный личный дневник Достоевского, а его публицистическое произведение в жанре дневника, печатавшееся в 1873-1881 годах, сначала как журнальная колонка, а с 1876 года — как отдельный авторский журнал.]

Вот несколько ярких цитат, чтобы вы ясно ощутили «пафос» Достоевского и предлагаемую им «культурную идентичность», о которых столь высоко отзывается новый министр обороны России.

Например: апрель 1877 года. Россия только что вступила в войну с Турцией. Достоевский:

— Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь "братьев-славян", измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте;

— Дрогнули сердца исконных врагов наших и ненавистников, которым мы два века уж досаждаем в Европе, дрогнули сердца многих тысяч жи...ов европейских и миллионов вместе с ними жи...овствующих "христиан";

— мы не Европа, которая вся зависит от бирж своей буржуазии и от "спокойствия" своих пролетариев, покупаемого уже последними усилиями тамошних правительств и всего лишь на час. Не понимают они и не знают, что если мы захотим, то нас не победят ни ж...ды всей Европы вместе, ни миллионы их золота, ни миллионы их армий, что если мы захотим, то нас нельзя заставить сделать то, чего мы не пожелаем, и что нет такой силы на всей земле;

— "Но кровь, но ведь все-таки кровь", — наладили мудрецы, и, право же, все эти казенные фразы о крови — всё это подчас только набор самых ничтожнейших высоких слов для известных целей. Биржевики, например, чрезвычайно любят теперь толковать о гуманности. И многие, толкующие теперь о гуманности, суть лишь торгующие гуманностью. А между тем крови, может быть, еще больше бы пролилось без войны. Поверьте, что в некоторых случаях, если не во всех почти (кроме разве войн междоусобных), — война есть процесс, которым именно с наименьшим пролитием крови, с наименьшею скорбию и с наименьшей тратой сил, достигается международное спокойствие и вырабатываются, хоть приблизительно, сколько-нибудь нормальные отношения между нациями.

***

Думаю, этих 4 цитат вполне достаточно, чтобы оценить культурный код «Дневника писателя», который так ценит новый министр обороны РФ за его «рафинированную точность».

Этот культурный код ясен: милитаризм, шовинизм и антисемитизм.

Александр Гнездилов