67,9K подписчиков

Сыскная часть в Российской империи. Продолжение

Сыскная полиция за работой
Сыскная полиция за работой

...Осенью 1873 года стало стало пропадать золото на Санкт-Петербургском Монетном дворе. Сыскная полиция установила слежку за рабочими Монетного двора. Сопоставив данные, сыщики нагрянули в квартиру рабочего Аксенова. Дама его сердца, с которой тот жил, при виде полиции спрятала во рту четыре золотых кружочка, что и было обнаружено. Сам рабочий Аксенов признался, что несколько раз похищал золотые обрезки, проглатывал их, а пассия сбывала похищенное.

...Федор Трепов гордился своим подразделением. Даже с удовольствием выделял наиболее примечательные происшествия и раскрытия преступлений. В том числе, в докладе царю Александру II. Так, в 1873 году как раз произошло подобное.

Федор Трепов, обер-полицмейстер, градоначальник, генерал
Федор Трепов, обер-полицмейстер, градоначальник, генерал

Непоздним вечером прилично одетый человек вошел в квартиру Елизаветы Собакиной, дочери купца, проживавшей на 15-й линии Васильевского острова,. Незнакомец вручил ей письмо якобы от ее приятеля. Пока Елизавета читала письмо, преступник несколько раз ударил ее молотком по голове. Елизавета закричала и нападавший испугался и убежал, бросив молоток. Полиция справедливо полагала, что или сам нападавший, или кто-то из окружения Собакиной знал ее. Она часто получала письма, с удовольствием читала, обсуждала. Кто мог знать об этом ее увлечении? Как говорят криминалисты и сегодня, преступление совершает тот, кто имеет мотив и возможность.

Мотив был у служанки Пелагеи, которую недавно уволила Елизавета. Никакой информации о Пелагее у полиции не было, и все равно сыщики нашли ее - это была крестьянка Шлиссельбургского уезда Иванова, которая жила в столице под вымышленной фамилией. Молоток же принадлежал соседке Собакиной - Шиловой, у которой инструмент пропал незадолго до преступления. А точнее, после ухода ее возлюбленного по фамилии Пожарский. Тот встречался с Пелагеей и она уговорила его отомстить бывшей хозяйке.

В сыскной полиции велась картотека на подозрительных лиц. В 1868 году в ней значилось 23.374 карточки, а в 1874 – уже 55.067 карточки. Таким образом, в столице Российской империи каждый из двенадцати горожан состоял под секретным надзором сыскной полиции либо был занесен в ее списки как человек неблагонадежный.

Среди сыщиков Российской империи история знает по-настоящему легендарных героев полиции. Начать можно с Ивана Путилина, первого главы подразделения.

Памятник Ивану Путилину
Памятник Ивану Путилину

В то время было невероятно модно увлекаться зарождавшейся тогда психологией, криминалистикой, многие сочиняли популярные детективы. Главным героем в наиболее читаемых из них как раз и был Иван Путилин. Особенно большую известность талантливый сыщик получил после раскрытия преступной деятельности братьев Пуговкиных - фальшивомонетчиков. Также ему удалось раскрыть запутанное убийство князя Людвига фон Аренсберга. Это  был военный австрийский  агент. Незадолго до смерти сам Иван Дмитриевич написал настоящий бестселлер - мемуары «Сорок лет среди грабителей и убийц». Путилин славился своим великодушием и справедливостью, не превышал своих полномочий, не упивался властью.

Другой подлинной легендой, самими англичанами прозванным русским Холмсом, был Аркадий Кошко, который продолжил традиции, заложенные Путилиным.

Аркадий Францевич Кошко
Аркадий Францевич Кошко

Этот сыщик начинал свою работу в Риге. В полиции он занимал должность инспектора по уголовным делам.  В конце своей деятельности он стал начальником сыскной полиции в Москве. Основной упор в борьбе с преступностью он делал на грандиозные облавы с участием городовых и полицейских. При соблюдении строжайшей конспирации во время таких облав происходило оцепление целых районов города. Это давало хороший эффект в борьбе с кражами и погромами.

Весь накопленный ценный багаж в сыскной полиции, за десятилетия, стал богатой основой для их преемников. Это и позволило уже в 1912 году признать результаты работы сыскной полиции Санкт-Петербурга самой лучшей в мире.