9,4K подписчиков

"Семьдесят два градуса ниже нуля" Владимира Санина: о сильных духом людях

203 прочитали

Ледяная пустыня Антарктиды завораживает меня с детства. С глубоким уважением отношусь к полярникам и восхищаюсь их ежедневным рабочим подвигом. К слову сказать, полярники - это не те люди, которые гонятся за хорошей зарплатой, а по-настоящему влюбленные в суровый край мечтатели.

Бывают, конечно, и исключения, но они больше одной зимовки не выдерживают. Да и шутка ли! Тут, дома, минус сорок за щеки хватает и дыхание перехватывает. А если минус семьдесят? Да еще в разреженном воздухе антарктических гор! Когда каждый шаг вызывает одышку, как будто поднимаешься по крутой лестнице, а от трех ударов кувалдой по траку темнеет в глазах.

Но суровый заснеженный край делает человека мужественным и ответственным. Даже не знаю, какое из этих слов важнее. Особенно теперь - после прочтения повести Владимира Санина "Семьдесят два градуса ниже нуля".

Ледяная пустыня Антарктиды завораживает меня с детства. С глубоким уважением отношусь к полярникам и восхищаюсь их ежедневным рабочим подвигом.

Главный герой, Иван Гаврилов, в произведении Санина личность среди полярников легендарная. На войне командовал батальоном, был известен отвагой и способностью принимать нестандартные решения. Он требователен к подчиненным, а к себе - тем более. И, вместе с тем, это настоящий "батя" для солдат, а потом и полярников.

Антарктида не только закаляет сильных духом, но и проверяет на прочность отважных смельчаков. Не все выдерживают. А безответственность в работе может привести к трагедии.

Перед отрядом Гаврилова стоит, казалось бы, рутинная работа: доставить топливо от "Мирного" до "Востока". Не будет топлива - закроют "Восток" на год, пропадут труды десятков людей. И даже некое опоздание с отправлением нисколько не страшит ни Гаврилова, ни его команду. Они уверены в себе и друг друге, но...

Станция "Восток" в 70-80-е годы
Станция "Восток" в 70-80-е годы

Но техник Синицын забыл разбавить перед зимой топливо, а его работники тоже схалтурили, не подготовив технику к жестоким морозам. Все уже мечтали о доме, и никто не рассчитывал, что отряд Гаврилова застанет в пути жестокий мороз. При семидесяти градусах мороза топливо густеет, как студень, и его приходится греть...

И вот Синицын в тепле, на палубе корабля, а сердце его неспокойно: он слышит по радио про минус семьдесят два градуса ниже нуля у Гаврилова. И ничего уже не может поделать. Мог немногим раньше, если бы сообщил, что не разбавил топливо, но испугался выглядеть безответственным, а в итоге чуть не погубил людей.

Типичный поезд полярников.
Типичный поезд полярников.

Другой малодушный, штурман Попов, дойдя с отрядом до "Востока", улетает на самолете. Дескать, вернутся назад и без него. И дошли бы, но снова но!

И почти безумный поступок Попова в конце повести, когда он в одиночку бросается на тягаче навстречу отряду Гаврилова, чтобы привести товарищей в "Мирный", не предстает подвигом, когда знаешь подноготную. Это не веление души толкает к такому поступку.

Попова гложет совесть, на него давит молчаливое осуждение полярников на "Мирном". Он чувствует себя лишним, никому не нужным - тем самым человеком, на которого потом укажут пальцем: а вот из-за данного субъекта отряд Гаврилова и погиб. И не может этого вынести.

Дорога в Антарктиде. Минус  50. Лето, солнце...
Дорога в Антарктиде. Минус 50. Лето, солнце...

С другой стороны, не соверши Попов свой безрассудный рывок, отряд Гаврилова и вправду погиб бы, не дойдя до "Мирного" самую малость.

Преодолев множество невзгод и приключений, полярники после метелей и поземок не могли найти проход через условные "ворота". А вокруг - километровой глубины ледовые трещины. Оступился - и поминай как звали.

Реабилитировал ли себя своим поступком Попов? Я думаю, что нет. Он только успокоил свою совесть. Но среди полярников ему не место, а ведь нравилась Попову его работа, но вот оступился раз - и нет и не может быть прощения.

Современный вид станции "Восток"
Современный вид станции "Восток"

В статье специально не стал рассказывать о героях повести, об их судьбах, о причинах, которые привели их в Антарктиду. Не написал и о злоключениях отряда Гаврилова. Надеюсь, что моя публикация вызовет интерес к прекрасной повести Владимира Санина. Читайте, о самом интересном я умолчал.

А вы знакомы с творчеством Владимира Санина?