67,8K подписчиков

Сыскная часть в Российской империи

Создание нового для МВД подразделения – Сыскной полиции - в Российской империи в 19в. стало необходимым по ряду причин. Царь отменил крепостное право в 1861г.

Создание нового для МВД подразделения – Сыскной полиции - в Российской империи в 19в. стало необходимым по ряду причин. Царь отменил крепостное право в 1861г., огромное число людей перестало быть "прикреплено" к конкретной земле. Что вызвало понятный и логичный наплыв населения в большие города, в столицу. А больше людей, еще и оторванных от своих родных мест - это больший процент преступности. Огромное число народа приходило на сезонные работы и затем покидало города.

Поэтому уже спустя 5 лет после отмены крепостного права - 12 января 1867 по старому стилю (и 31 января 1866 года - по новому) Санкт-Петербургский обер-полицмейстер Федор Федорович Трепов подписал приказ, которым учреждал Сыскную часть «для производства розысков по важнейшим преступлениям и изыскания общих мер предупреждения и пресечения преступлений».

Федор Федорович Трепов
Федор Федорович Трепов

Военную службу Трепов начал офицером 28 мая 1831 года, участвовал в подавлении польского восстания 1830—1831 годов; командовал конным жандармским полком в Киеве. Особо отличился при подавлении польского восстания 1863—1864 годов.

Начальником подразделения Трепов назначил Ивана Дмитриевича Путилина (1830-1893), в подчинение которого определили порядка двадцати сотрудников.

Иван Дмитриевич Путилин
Иван Дмитриевич Путилин

Одним из первых дел уже официально созданного подразделения, стало раскрытие в Петербургской части города убийства лакея акушера Штольца Ивана Суслова. Днем 25 января 1867 года он был зарезан столовым ножом, из квартиры пропали вещи на сумму триста рублей. Благодаря действиям нового подразделения за три дня преступление было раскрыто. Зацепкой послужило свидетельство соседки погибшего, слышавшей разговор лакея с неким покупателем мебели, который тот якобы собирался у Суслова приобрести. Изучив мебельщиков и обойщиков, выйдя на Ивана Балабанова, оказавшегося связанным с Сусловым. В городе его не нашлось, и тогда в Ярославскую губернию командировали одного из лучших сыщиков по фамилии Блок. И на родине Балабанова не оказалось, что сыщика не остановило - Блок нашел его в Тверской губернии, арестовал убийц и изъял похищенные им вещи.

Как видим, сыщики успешно искали преступников, совершивших злодеяния против самых простых людей. Но были, конечно, дела и помасштабнее в смысле награбленных богатств у жертв криминалитета. Так, в 1868 году сыскная полиция занималась розыском бриллиантов, похищенных у госпожи Дурасовой, жены церемониймейстера императорского двора. Валентина Петровна собиралась за границу, подготовив и бриллианты стоимостью не менее полумиллиона рублей серебром. Но впереди замаячил бал по случаю крестин сына великого князя Николая Александровича и отъезд пришлось отодвинуть. Готовясь к крестинам, Дурасова заказала кокошник и захотела украсить его бриллиантами, для чего была вызвана портниха. Дурасова открыла шкатулку с почищенными перед отъездом драгоценностями, но там их не оказалось. Валентина Петровна обратилась в сыскную полицию.

Жена церемониймейстера, будучи женщиной, как видим, необычайно статусной и состоятельной, проявляла доброту и сострадание к тем, кто трудился на нее, был значительно менее удачлив в жизни. Многих даже специально брала к себе на службу, чтобы помочь. Сыщики полагали, что кражу совершил кто-то из этих людей - они первыми знали обо всех планах и о благах своей начальницы. Подозрение пало на лакея и горничную, состоявших в связи, но Дурасова буквально не позволяла сыскной полиции даже допрашивать их - настолько жалела пару и доверяла.

Доблестные полицейские Российской империи
Доблестные полицейские Российской империи

Что ж, как раз опытным сыщикам и стоило доверять...Они узнали, что некий юноша недавно заложил бриллианты в ссудной кассе. Сличив их с описаниями тех, что похитили у Дурасовой, сомнений не было – это те самые драгоценности. Молодым человеком оказался слуга мужа Дурасовой, а бриллианты из шкатулки ему передала та самая красавица-горничная.

Полиция вернула знатной даме все ее бриллианты, а ее мужу – две с половиной тысячи рублей, но тот оказался не менее благородным по своим поступкам, чем его супруга. Дурасов передал средства Трепову, чтобы тот наградил своих подчиненных.

При этом, столь достойного отношения общества к сыскной полиции увы, не было. Подразделение только-только совершало первые шаги - притом успешно. Но народ уже считал, насколько дорого оно обходится бюджету и сколько преступлений остается не раскрытыми.

Наибольшее количество преступлений совершалось в Спасской части Петербурга. Именно там был известный дом князя Вяземского и многие другие аналогичные дома, где снимал жилье самый бедный люд столицы. Территория 3-го участка Спасской части охватывала Сенную площадь, Садовую улицу и прилегающие к ним наиболее людные кварталы и многочисленные рынки.

Вяземская лавра с, по сути, петербургскими трущобами, 19в.
Вяземская лавра с, по сути, петербургскими трущобами, 19в.

Полиция ни в одном участке, ни в одном квартале Петербурга не задерживала такого большого числа беспаспортных, бродяг, нищих, как там. Так, в 1874 году в Спасской части полиция задержала больше пяти тысяч беспаспортных, нищих и бродяг. Любопытно, в Васильевской части число сдаваемых в наем квартир с углами было более, чем в Спасской, а задержанных без документов всего 720 человек.

В Адмиралтейской части нищие не жили, но обитали в частях, где проживал наиболее обеспеченный народ.

Адмиралтейская часть в Санкт-Петербурге, 19в.
Адмиралтейская часть в Санкт-Петербурге, 19в.

А бродяги и беспаспортные, если исключить Спасскую часть, в основном в частях, где жили чернорабочие - в Московской, Нарвской, Александро-Невской и Рождественской частях Петербурга. Зато рабочие на Выборгской стороне в основном были заводские, т.е. постоянно проживающие в Петербурге люди, и там задержаний было менее всего.

Множество преступлений связано с рынками - на них сновали мелкие преступники, мошенники; сбывали краденое. Например, рынки сыграли свою роль и в весьма дерзком ограблении - в Артиллерийском музее.

Артиллерийский музей, наши дни
Артиллерийский музей, наши дни

10 января 1872 года из музейной витрины похитили ордена и знаки императора Александра I. В ходе расследования подозрение чинов сыскной полиции пало на Николая Зеликова, который некогда служил рядовым в крепостной команде, охранял музей и прекрасно знал его изнутри. За три дня до кражи он повстречал в трактире Сытного рынка на Петербургской стороне двух бесприютных товарищей. Хорошенько выпивая эти дни, троица придумала, как использовать факт прежней службы Зеликова. 10 января ночью Зеликов подвел товарищей к воротам, которые, как он знал, часовые не охраняют. Ворота отворяли только для доставки в крепость дров и угля. Воры пролезли в музей через окно и, разбив первую попавшую на глаза витрину, похитили ценности и тем же путем удалились.

Апраксин рынок (двор), Санкт-Петербург, 19в.
Апраксин рынок (двор), Санкт-Петербург, 19в.

Чаще всего преступники сбывали награбленное на Апраксином рынке. Именно там сыскная полиция и изъяла императорские ордена, значки и вернула в музей.

Продолжение следует...