Полярник сменит академика: каким будет самый большой в мире биполярный корабль «Иван Фролов»

693 прочитали

Новое научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» придет на смену 37-летнему «Академику Федорову». Испытания модели, которую планируется ввести в строй к 2028 году, прошли в бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Каким будет будущий флагман полярной науки — в материале «Север-Пресса».

Новое научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» придет на смену 37-летнему «Академику Федорову».

Кому на смену придет «Иван Фролов»

Новое научно-исследовательское судно заменит «Академика Федорова», который был введен в строй в 1987 году. Его создавали на верфи в финском городе Раума. Назван он был в честь Героя Советского Союза, участника экспедиции на первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1».

«Академик Федоров» имеет водоизмещение 16,3 тысячи тонн и способен развивать скорость до 16,5 узла. Его борта усилены ледовым поясом, дающим возможность преодолевать однолетний метровый лед. На борту судна размещены 11 лабораторий.

Новое научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» придет на смену 37-летнему «Академику Федорову».-2

«Академик Федоров» был введен в строй в 1987 году. Фото: t.me/aari_official

В первый рабочий сезон «Академик Федоров» совершил кругосветное плавание вокруг Антарктиды. В 2005 году корабль без ледокольного сопровождения прошел через географическую точку Северного полюса Земли.

В честь кого назвали арктическое судно

Новое научно-исследовательское судно будет носить имя ученого-географа, гляциолога и полярника Ивана Фролова, с 1992 по 2017 годы руководившего Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ).

Иван Фролов принял участие в 30 экспедициях в Арктику и Антарктику, в большинстве из них был научным руководителем. Под его началом создан «Глобальный банк цифровых данных по морскому льду». Фролов награжден орденами Трудового Красного Знамени, Почета, медалью «За отличие в морской деятельности» и почетными знаками, дважды лауреат Премии правительства РФ в области науки и техники.

Каким будет «Иван Фролов»

В марте 2023 года Росгидромет и «Адмиралтейские верфи» заключили соглашение о строительстве судна. За основу проекта нового корабля взяли параметры «Академика Федорова», но его водоизмещение увеличили до 25 тысяч тонн.

«При проектировании НЭС «Иван Фролов» учитывались наилучшие качественные характеристики НЭС «Академик Федоров» и НЭС «Академик Трешников», а также современные требования к экспедиционным судам. Новое судно должно объединить в себе сразу несколько важных функций. В его задачи будет входить доставка персонала, большого количества грузов, в основном топлива, для обеспечения работы научных станций. В общей сложности НЭС сможет взять на борт до 240 человек, в том числе 70 членов экипажа и до 170 человек из числа экспедиционного состава, а также до 2,5 тысячи тонн генерального груза», — рассказал «Север-Прессу» директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Конструкция судна позволит высаживать экспедицию на лед или необорудованный берег с двух бортов, а также выполнять погрузку и разгрузку крупногабаритного оборудования массой порядка 50 тонн на расстояние около 25 м от борта. Корабль вместит до 20 научно-исследовательских лабораторий, сотрудники института смогут вести наблюдения на дне моря и в стратосфере. На корабле установят вертолетную площадку, способную принять Ми-8, Ми-38 или Ка-32.

«Длина будущего флагмана российского научного флота составит почти 165 метров. По оценкам экспертов, это будет самое большое научно-экспедиционное судно в мире», — отметил Макаров.

Испытание и начало строительства

В апреле 2024 года в ледовом бассейне ААНИИ прошли испытания модели будущего НЭС.

Новое научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» придет на смену 37-летнему «Академику Федорову».-3

В ААНИИ прошли испытания модели будущего судна. Фото: t.me/aari_official

«В ходе испытания экспериментальным путем подтверждается одна из ключевых характеристик судна ледового плавания — ледопроходимость, и другие показатели, полученные расчетным путем. Для испытаний создали условия, при которых судно реального размера проходило бы сквозь лед толщиной до метра. Модель будущего судна преодолевает поля сплошного ровного и торосистого льда, искусственно созданные в ледовом бассейне при температуре −18°С», — рассказал директор ААНИИ.

На верфи напилили металл для тридцати секций будущего судна, началась сборка узлов. Закладка корабля запланирована на первый квартал 2025 года.

Что станет с «Академиком Федоровым»

К моменту спуска на воду нового судна «Академику Федорову» будет более 40 лет. «Многое будет зависеть от его технического состояния. 40 лет — это уже предпенсионный возраст для любого корабля. Если техническое состояние будет позволять, то «Академик Федоров» останется в строю, но будет переведен, возможно, на более легкие задачи», — уточнил директор ААНИИ.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».