188 подписчиков

Михаил Пиотровский: Музей - не торговый склад

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Недавно посмотрела интервью с генеральным директором государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, некоторые мысли мне очень откликнулись. Хочу поделиться с вами и жду мнений.

О низком уровне культуры

- Для меня уровень культуры - это возможность понимать, схватывать те смыслы, которые вкладывают учреждения культуры и произведения искусства. Вот когда это воспринимается примитивно либо в политическом смысле, либо в художественном, либо не считываются все те смыслы, которые, например, заложены в выставке, значит это и есть низкий уровень культуры.

- То, что представлено в социальных сетях, как люди поддаются примитивному набору таких стандартных представлений о музеях, в частности, всё это говорит о низком уровне культуры.

О том что музей должен образовывать:

- Музей не должен образовывать. Он образовывает с определённой иерархией.

- Один из показателей низкого уровня культуры, понятие, что культура должна быть доступной. Мы, слава Богу, изменили Конституцию и добавили, что культуру должно содержать государство. Это уже доступность.

- Доступность имеет два смысла: человек может открыть дверь и войти. А второй смысл доступности в том, что он понимает, что ему показывают.

- У нас уровень понимания искусства как в журнале Огонёк: от Леонардо да Винчи до Сурикова. Этот набор для обывателя всё время существует - ничего не изменилось.

О том, как повысить уровень культуры:

- Для этого надо предпринимать определённые усилия - человек должен захотеть. Как правило, этого хотят дети и родители, и это прекрасно. Студенты по Пушкинской карте ходят только в экскурсионных группах - так просто не посещают музей.

Эрмитаж внутри
Эрмитаж внутри

О постоянных посетителях Эрмитажа:

- Для тех, кто пришёл в Эрмитаж во второй, третий, четвёртый раз, мы делаем выставки. За них не взымается отдельная плата. Это как подарок. Так мы создаём пул тех людей, которые Эрмитаж любят, понимают. У них КПД большой - они действительно получают то, что заложено в выставках и экспозиции.

О кризисе в обществе:

- У нас человек всегда находится в кризисе, поэтому мы не должны навязывать искусство, мы должны «дать людям удочку».

Об интерактиве в музее:

- Интерактив пошёл от инклюзии. А инклюзия - это включение в музейную жизнь приёмов, которые привлекают в музей, делают его доступным и понятным тем, кому это недоступно либо из-за того, что у него глаза слабые, либо в школе плохо учился.

- Правильная схема должна людей вовлекать во взаимодействие с искусством. Не заменять, не упрощать подход, но при этом давать понять все сложности.

О войне, как способе самоутверждении нации:

- Война - один из способов самоутверждаться нации.

- Как человек, в роду которого потомственные дворяне служили России, и сейчас говорю, что я должен быть вместе со своей страной, когда она в тяжёлом положении, когда происходят исторические события. Это мой принцип.

Здание Министерства культуры
Здание Министерства культуры

О политике Министерства культуры:

- Политика Министерства культуры состоит из трёх элементов: поддерживать фундаментальную культуру, осуществлять госзаказ, способствовать развитию креативных индустрий.

- Даже гениальный фильм Министерство культуры не должно выпускать в прокат, если это экономически невыгодно. Такой фильм вы можете посмотреть в интернете.

- Не надо делать Министерство всесильным, если они таковым не является.

О Кирилле Серебренникове:

- Если бы мы, деятели культуры, тогда так громко за него не заступились, может быть всё прошло мирно и благополучно, и работал бы он сейчас в России.

- Всю ситуацию с Серебренниковым политизирует само общество, у которого кроме чёрного и белого больше ничего нет. Ни понимания нюансов, ни любви к нюансам нет ни у низа, ни у верха, ни у середины.

Режиссер Кирилл Серебренников
Режиссер Кирилл Серебренников

О разносторонности и разнообразии:

- Прекрасное разнообразие – вот то, чему учит музей. Настырно учит, через красоту.

- Разнообразие красиво, но зачастую кому-то это не нравится, потому что неудобно. Получается конфликт.

О духе имперскости:

- Империя - особое объединение людей, стран, народов, которые гордятся своим разнообразием. Национальное государство не гордится этим, старается уничтожить, заретушировать наличие других народов. Там есть только один народ.

О суверенности и разнообразии:

- Весь мир сейчас - это суверенная культура. Все начинают гордиться своим своеобразием, хотят быть суверенными, а не частичкой интернета.

О передаче произведений искусства российской православной церкви РПЦ:

- Мы делали это правильно по закону. (Часть мемориального комплекса гробницы Александра Невского передана 08.09.2023 Государственным Эрмитажем в Александро-Невскую лавру на безвозмездное пользование на 49 лет. В настоящее время идет большая дискуссия о требовании передать РПЦ знаменитую «Троицу» из Третьяковской галереи. Прим.авт.) Мы искали способы, чтобы правды сошлись. Одной правды не бывает.

- Каждое религиозное произведение к искусству отношение не имеет. Оно нужно в ритуале. Но через язык искусства способно внушить определённый смысл.

"Троица" Рублева
"Троица" Рублева

О возвращении коллекций на Родину:

-Требования вернуть коллекции глупо. Музей - не торговый склад, откуда можно взять, достать, показать, отдать. Музей кладёт вещи в контекст, только в конкретном музее они играют, работают. Вещи Крымских музеев работают только в Крымских музеях. В других музеях они так работать не будут.

- Есть вещи в культуре, которые справедливы с обоих сторон.

- Право не всегда справедливо.

- Сейчас часто путается владение и культурная принадлежность. Владение отгораживает людей от искусства, вздымает цены, пробуждает алчность.

- Когда мы везём искусство через границу - это товар. Когда крадут картину, первое, что пишут - её стоимость. Культурная ценность никого не интересует.

О Пушкинском музее:

- Мне не нравится, что он носит имя Пушкинского. Его создал Цветаев (основателем и первым директором Музея в 1911–1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), профессор Московского университета, прим.авт.), кстати, отец Марины Цветаевой. А у Пушкина в тот год просто был юбилей - вот и назвали Пушкинским. Лучше бы назвали музей Цветаевским.

Иван Владимирович Цветаев, основатель Пушкинского музея
Иван Владимирович Цветаев, основатель Пушкинского музея

О назначении Валерия Гергиева директором Большого театра:

- Такие назначения - это разные способы организации. Идея объединения ходит по стране уже давно. У нас много любителей делать оптимизации. Тут надо помнить историю: смотреть, как было, понимать, как будет.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

О том, каким Пиотровский видит Эрмитаж будущего:

- Музей должен сохраниться таким, какой есть. Эрмитаж - это энциклопедия мирового искусства, написанная на русском языке, и лучшее порождение русской культуры.

Эрмитаж
Эрмитаж