167,2K подписчиков

За что дочь Муслимы Латыповой и Алексей Миронов банкротят ПСО «Форс» Марата Ганиева?

913 прочитали

Скандальный депутат Казгордумы ставит «рекорд» по количеству долговых исков

В Арбитражном суде Татарстана набирает обороты дело о банкротстве ПСО «Форс» Марата Ганиева. В реестр требований кредиторов уже вошла «Фабрика Бахетле» — зеленодольский завод по производству замороженных полуфабрикатов Эльвиры Харламовой. Вернуть свои деньги также требует компания «Агромолл» — сельхозактив бизнесмена из Набережных Челнов Алексея Миронова. Не получившие свое заказчики требуют с фирмы депутата Казгордумы в общей сложности 11 млн рублей. Множатся судебные претензии и к другим активам горе-строителя. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».

   В Арбитражном суде Татарстана набирает обороты дело о банкротстве ПСО «Форс» Марата Ганиева.   
Фото из личного архива Марата Ганиева
В Арбитражном суде Татарстана набирает обороты дело о банкротстве ПСО «Форс» Марата Ганиева. Фото из личного архива Марата Ганиева

Сыну заслуженных строителей «прилетело» от налоговиков

18 марта 2024 года Арбитражный суд Татарстана признал банкротом ООО «Проектно-строительное объединение „Форс“» (ПСО «Форс») депутата Казгордумы Марата Ганиева, было открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев, конкурсным управляющим стал Юрий Афанасьев. Банкротство, напомним, инициировало управление ФНС по РТ — бизнесмен задолжал по налогам 1,7 млн рублей. Долг будет включен во вторую очередь.

Вслед за налоговой службой в суд потянулись другие кредиторы. 4,5 млн рублей с фирмы Ганиева требует ООО «Фабрика Бахетле» (прежнее название — ООО «Саэльра»), которое принадлежит дочери владелицы сети магазинов «Бахетле» Муслимы Латыповой Эльвире Харламовой. В минувшую среду суд включил производителя хлебобулочных изделий в реестр требований кредиторов ПСО «Форс», в состав третьей очереди.

В список тех, кому строительная фирма депутата Казгордумы задолжала крупные суммы, также входит компания «Агромолл» Алексея Миронова. «Агромолл» — сельскохозяйственный актив одного из крупнейших землевладельцев Набережных Челнов. Размер требований его фирмы (пока еще не включены в реестр) — 4,6 млн рублей. В материалах дела говорится о том, что «Агромолл» являлся заказчиком при проектировании комплекса КРС на 1,2 тыс. голов в Нижнекамском районе.

Семейство Ганиевых, напомним, является довольно именитым. Наш «герой» — сын двух заслуженных строителей Татарстана. Его мать Эльза Рашидовна Ганиева участвовала в проектировании чуть ли не половины Казани: НКЦ, институты и прочие объекты. Отец Фирдинат Абдулхакович Ганиев был директором Госжилфонда при кабинете министров РТ, участвовал в застройке микрорайонов Квартал и Азино.

ПСО «Форс» в прошлом также было заметно на строительном небосклоне: проектировало производственный цех кондитерской фабрики «Сладкая слобода» в Кировской области, фабрику «Акульчев» в Набережных Челнах, принимало участие в проектировании распредцентров Wildberries и Ozon в Зеленодольском районе, выполняло часть работ для компании Haier в Челнах и др.

   4,5 млн рублей с фирмы Ганиева требует ООО «Фабрика Бахетле» Эльвиры Харламовой.   
Фото: Сергей Елагин
4,5 млн рублей с фирмы Ганиева требует ООО «Фабрика Бахетле» Эльвиры Харламовой. Фото: Сергей Елагин

Фабрику по производству замороженных полуфабрикатов запустили в срок

Откуда взялся долг в 4,5 млн рублей? Эти деньги фирма Харламовой требовала по иску к ПСО «Форс» еще в 2023 году. Тогда ООО «Саэльра» (сегодняшнее название — «Фабрика Бахетле») обратилось в суд в связи с «неосновательным обогащением» со стороны подрядчика.

Фирма Ганиева должна была спроектировать три очереди производственно-складского комплекса «Бахетле» в Зеленодольске, но провалилась на первом же этапе. Точнее, «Форс» подготовил проект по инженерно-геологическим изысканиям, но его качество не устроило заказчика. «Саэльра» за свои средства обратилась к услугам специалистов ЗАО «Прибайкальский исследовательский научный центр экспертиз и проектирования в строительстве», чтобы исследовать полученные инженерные изыскания. Вердикт оказался неутешителен — делать проектную документацию по материалам «Форса» было нельзя.

Фирма Харламовой к тому времени уже успела перечислить определенную сумму компании Ганиева (3,7 млн рублей из 6,3 млн, которые планировалось заплатить в случае успешного выполнения работы). Заказчики резонно попросили вернуть средства — 4,3 млн рублей (сумма возросла с учетом неустойки). «Форс» попытался опротестовать эти требования, но сначала апелляционная, а затем и кассационная инстанции встали на сторону «Саэльры». Судя по всему, Ганиев деньги так и не вернул, так что теперь уже «Фабрике Бахетле» не оставалось ничего другого, как включиться в реестр кредиторов в банкротном деле.

Зеленодольская фабрика по производству замороженных полуфабрикатов, напомним, задумывалась Муслимой Хабриевной как способ перестроить формат своей компании. В 2022 году сеть магазинов «Бахетле» выставила на продажу за 1,3 млрд рублей легендарный торговый центр на проспекте Ямашева, в 2023-м он был закрыт, на его месте позже появился супермаркет Spar. Следом был закрыт ряд других магазинов торговой сети «Бахетле» — на ул. Декабристов, Сибирском тракте, ул. Габдуллы Тукая. На Avito были выставлены на продажу помещения супермаркетов на Мамадышском тракте, в Дербышках и на Горьковском шоссе.

Появились слухи о том, что бизнес Латыповой и вовсе может схлопнуться, не выдержав давления федеральных сетевых магазинов. Однако генеральный директор пояснила: все происходящее является частью трансформации «Бахетле» под новые реалии покупательского спроса. Главным для компании теперь становится не арендный бизнес или ретейл, а кулинария. Так и появилась идея строительства завода по производству полуфабрикатов на территории ТОСЭРа в Зеленодольске.

Первоначально, как рассказывала в интервью для «БИЗНЕС Online» сама Латыпова, планировалось более масштабное производство — площадью 10 тыс. кв. м и с 600 работниками. Однако строительство решили разделить на два этапа, чтобы сразу не привлекать огромные суммы. Первая очередь завода полуфабрикатов потребовала 600 млн рублей инвестиций со сроком окупаемости 8 лет.

Зеленодольская фабрика полуфабрикатов, несмотря на все сложности с подрядчиком, открылась в срок — в ноябре 2023 года «Фабрика Бахетле» начала выпускать первую замороженную продукцию и достигла мощности производства 30 т еды в сутки. Сейчас там выпускаются мясные и хлебобулочные изделия, в том числе фирменные треугольники для федеральных сетей.

Из активов только Mercedes?

Если сложить все предъявленные компании Ганиева долги, то выйдет сумма почти в 11 млн рублей. Но в дальнейшем она, вероятно, будет увеличиваться — в судебном производстве АС РТ имеется еще несколько исков к его компаниям. Так, например, сейчас ожидает судебного решения требование ООО «Трансстрой» (занимается инженерными изысканиями и проектированием в Красноярском крае) с полумиллионным иском — за ненадлежащее исполнение обязательств.

Сможет ли выплатить компания «Форс» такую сумму, неизвестно. В материалах добанкротного спора «Саэльры» с ПСО «Форс» из имущества должника упоминается лишь Mercedes AMG GT 43 4Matic 2021 года выпуска, цена на него (с пробегом) начинается от 10 млн рублей.

Теоретически кредиторы могут попробовать взыскать долги с других компаний Ганиева и с него лично, но это возможно только после признания строителя виновным в банкротстве ПСО «Форс» — в таком случае депутата может ждать субсидиарная ответственность.

Сам предприниматель, до которого дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», отказался комментировать ход судебного разбирательства, объяснив, что ранее уже давал комментарии. В августе 2023 года Ганиев заявлял нашему журналисту, что «ликвидировать компанию он не собирается, задолженности будут выплачены в ближайшее время из средств учредителей, а фирма продолжит работу». Но, как мы видим теперь, вышло совсем иначе.

   За начало 2024 года к рабочему «Форсу» «прилетела» масса исков — на общую сумму свыше 16 млн рублей.   
Фото: Алексей Белкин
За начало 2024 года к рабочему «Форсу» «прилетела» масса исков — на общую сумму свыше 16 млн рублей. Фото: Алексей Белкин

Ганиева окружили исками со всех сторон

Стоит сказать также, что у Ганиева имеются и другие бизнесы. По-прежнему действует ООО «Промышленно-строительное объединение „Форс“», оно является практически братом-близнецом обанкротившегося ПСО «Форс», названия отличаются лишь одним словом. Но и оно переживает не лучшие времена. Согласно «Контур.Фокусу», в 2023 году компания-близнец получила выручку в 3 млн рублей, при этом чистый убыток составил 574 тыс. рублей.

Только за начало 2024-го к рабочему «Форсу» «прилетела» масса исков — на общую сумму свыше 16 млн рублей. Кроме того, у предприятия на 10 февраля 2024 года имелась задолженность по налогам на 1,24 млн рублей. А 4 апреля 2024-го фирма угодила в реестр недобросовестных поставщиков. Так что и над второй компанией Ганиева нависла серьезная угроза банкротства.

Так, ФСИН по Красноярскому краю требует с пока еще работающего ПСО «Форс» неустойку в размере 360 тыс. рублей — фирма Ганиева занималась реконструкцией объектов УФСИН в Красноярске. Московское АО «Оборонэлектропроект» (проектирование, строительство, реконструкция промышленных, энергетических объектов государственной важности) требует через АС города Москвы расторгнуть договор и взыскать с фирмы Ганиева 8,4 млн рублей.

Краснодарское ООО «Ромекс-Кубань» через АС Краснодарского края хочет взыскать с «Форса»-близнеца 1 млн рублей в виде упущенной выгоды и еще 1,8 млн рублей убытка. Судя по тому, что третьими лицами в деле указаны ООО «Озон Волга» и ООО «ОРЦ Зеленодольск 2», речь идет о строительстве оптово-распределительного центра Ozon в Татарстане. Как писали татарстанские СМИ, поводом для спора послужили дефекты, выявленные в зеленодольском логоцентре, вследствие чего застройщик потребовал от подрядчиков, участвовавших в строительстве, возместить убытки.

ООО «ТПО „Резерв“» требует через московский арбитраж обязать компанию Ганиева передать ему результат работ, а также взыскать 3,7 млн рублей. «Резерв» — это архитектурная компания, которая является проектировщиком тюменского межуниверситетского кампуса.

Наконец ООО НПО «Археологическое проектирование и изыскания» требует через АС Красноярского края почти 2 млн рублей. Компания принадлежит Данилу Лысенко, он также является владельцем ООО «Красноярская Геоархеология», которое занимается изучением археологических объектов в Красноярске и его окрестностях.

Какие еще бизнесы есть у Ганиева? ООО «Форсарт» («Деятельность в области архитектуры»), в котором Ганиеву принадлежит 66,7%, получило в прошлом году выручку в 10,7 млн рублей, чистый убыток при этом оказался равен 976 тыс. рублей. Кроме того, строителю полностью принадлежит ООО «Негосударственная Межрегиональная Экспертиза» («Экспертиза проектной документации»), при выручке в 28 млн рублей компания показала чистую прибыль в 3,2 млн рублей. ООО «Специализированный Застройщик „Атом“» («Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика»), где Ганиеву принадлежит 10%, выручило в 2023 году 1,5 млн рублей, чистая прибыль — 1,2 млн рублей. Эти фирмы также имеют долги по налогам.

Артур Дмитриев