986 подписчиков

Большой гайд по созданию вирусных мемов. Как продвигать бренд с помощью смешных картинок и как этого делать не надо

Мемы — это не только развлечение, но и эффективный инструмент продвижения. В Pressfeed.Журнале рассказываем, как сделать из них вирусный контент и как избежать ошибок в мем-маркетинге.

Мемы — это не только развлечение, но и эффективный инструмент продвижения. В Pressfeed.Журнале рассказываем, как сделать из них вирусный контент и как избежать ошибок в мем-маркетинге.

Иллюстрация Екатерины Урусовой  📷
Иллюстрация Екатерины Урусовой 📷

Сегодня мемы — в числе самых популярных форматов контента. Смешные картинки с узнаваемыми образами, настоящими и фейковыми цитатами известных людей гуляют по соцсетям, собирая огромное количество лайков и комментариев. Их активно распространяют, копируют и адаптируют под разные жизненные ситуации.

Оглавление

  • Зачем бизнесу нужны мемы для продвижения
  • 8 советов по созданию вирусного мема для соцсетей и рекламы
  • Как создать мем: инструкция и сервисыИнструкция по созданию мема в онлайн-редакторе
  • Какие риски надо учесть при создании мемовПроблемы с авторскими правами
    Негативная реакция аудитории
  • Ресурсы для вдохновения

Зачем бизнесу нужны мемы для продвижения

Автором понятия «мем» считается профессор Оксфордского университета Ричард Докинз. Этим термином ученый обозначил единицу культурной информации еще в 1976 году. Согласно определению Докинза, мем — это идея, выраженная в символической форме и воплощенная в виде текста, изображения, видео или музыкальной фразы.

Сегодня интернет-мемы стали неотъемлемым атрибутом современной культуры. Они легко вирусятся в сети и хорошо запоминаются. Мемы используют в самых разных сферах: от психологии и образования до политики. Неудивительно, что на юмористический контент быстро обратили внимание и маркетологи. Активно включать мемы в рекламу начали еще в 2015-2016 годах, но крупные компании обратились к этому формату значительно позже.

  📷
📷

Смотрите также:

Как создавать мемы и где вдохновляться. 10+ сервисов в помощь

В 2018 году ученые из Китая провели эксперимент и разобрались, способны ли смешные картинки вызвать у покупателя желание приобрести товар. Выяснилось, что мемы не влияют на оценку качества продукта, но формируют положительные эмоции и мотивируют человека к покупке, повышают доверие к бренду и эффективность других рекламных инструментов.

Мемы в маркетинге и соцсетях брендов помогают перевести отношения с клиентами на новый уровень — сделать их более живыми. Потребители чувствуют, что за официальным логотипом компании стоят обычные люди, которые имеют схожие интересы, могут посмеяться, в том числе и над собой. А еще вирусное распространение мемов отлично работает на повышение узнаваемости.

По результатам исследования Института общественного мнения и PR-агентства Mediacom.Expert, почти половина пользователей в целом положительно относится к мемам в рекламе, а среди аудитории в возрасте от 18 до 30 лет такой контент поддерживает большинство респондентов.

  📷
📷

В процессе исследования людей спрашивали, какую пользу они видят для себя в мемах. Вот как распределились ответы:

  • находят в контенте положительные эмоции — 66%;
  • получают информацию об актуальных новостях — 16%;
  • видят в шутках глубокий смысл — 15%.
  📷
📷

У мемов в качестве формата контента для продвижения бренда есть много преимуществ.

  • Сокращение затрат. Чтобы придумать и оформить мем, не нужно быть профессиональным дизайнером или сммщиком. Запустить вирусный мем можно даже без бюджета.
  • Легкое усвоение информации. С помощью мемов и смешных картинок донести идею проще, чем через текст или рекламные ролики. Юмор и ирония воспринимаются людьми легче, поэтому информация быстрее запоминается.
  • Повышение вовлеченности аудитории, формирование доверительных отношений. Люди чаще оставляют реакции и комментарии, делают перепосты мемов по сравнению с традиционными рекламными материалами.
  • Создание положительного образа бренда. С помощью мемов компания показывает, что понимает свою аудиторию, и демонстрирует креативность.
  📷
📷

Смотрите также:

Интерактивный маркетинг: 4 способа вовлечь аудиторию в контент

Однако острый юмор и провокационность мемов нравятся не всем. Согласно результатам опросов, около четверти пользователей (26%) настороженно относятся к шуткам. Еще 13% полагают, что мемы часто становятся надоедливыми, 11% считают такой юмор жестоким или провокационным, а каждый десятый респондент думает, что мемы могут оскорбить некоторые группы людей.

  📷
📷

8 советов по созданию вирусного мема для соцсетей и рекламы

Никто точно не знает, почему один контент становится вирусным, а другие материалы забывают сразу после просмотра. Однако существуют некоторые закономерности, которые стоит использовать.

1. Правильно выбирайте тему

В 2023 году PR-агентство Mediacom.Expert провело опрос российских пользователей и выяснило, какие мемы интересуют их больше всего. Больше всего людям нравятся следующие картинки:

  • мемы с животными — 57%;
  • шутки про отношения между мужчинами и женщинами, гендерные различия, особенности характера — 40%;
  • цитаты и фейковые высказывания знаменитостей — 39% ;
  • сюжеты из фильмов, сериалов — 38%;
  • домашние и бытовые сюжеты — 31%.

Смотрите также:

Что такое вирусный инфоповод и как его создать. 16 приемов

2. Изучайте целевую аудиторию

Представители различных возрастных и социальных групп показывают разную реакцию на мемы. Лучше всего на них реагируют пользователи в возрасте 18–35 лет. Если ваша ЦА относится к этой возрастной группе, скорее всего, стратегия со смешными картинками будет эффективной. Так, ставку на мемы делает Netflix — мем-маркетинг позволяет им быстро наладить связь с потребителями. При создании визуала они используют кадры из своих сериалов.

Смотрите также:

Как создать цифровой аватар клиента, чтобы получить от него инсайты для продвижения

Иногда имеет смысл создавать отдельный контент для молодежи и более «взрослых» пользователей. Для увеличения узнаваемости бренда компания «Полисорб» запустила рекламную кампанию во «ВКонтакте» — для разных сегментов аудитории были придуманы свои картинки. Мемы размещались в тематических сообществах. Стратегия оказалась верной. Суммарно посты получили более 5 млн просмотров только от пользователей ВК, картинки собрали 10 тыс. лайков и почти 9 тыс. репостов.

  📷
📷

3. Свяжите мем с вашим брендом

Любой контент должен быть связан с основными идеями проекта и соответствовать интересам ЦА. Опирайтесь на успешные примеры мемов в рекламе и следите, чтобы картинки перекликались с вашим брендом. Адаптируйте мемы под себя, меняйте текст — тут требуется проявить креативность.

Один из успешных примеров — рекламная публикация от Diamond Express Travels. Казалось бы, непросто связать мем про собеседование с туризмом и отдыхом, но креативщикам агентства это удалось.

  📷
📷

4. Используйте понятные аудитории шутки и отсылки

Можно вставлять цитаты не прямо, а в виде пасхалок — непрямых отсылок на высказывания из книг, фильмов, музыкальных хитов. Так, к примеру, в «Джум» взяли за основу строчку из песни Михаила Шуфутинского про 3 сентября, известную большинству россиян, даже не являющихся поклонниками певца. И хотя цитата фактически не упоминается, аудитория может легко расшифровать отсылку.

  📷
📷

Немного самоиронии тоже не повредит. Например, Adidas не побоялся использовать в рекламе кроссовок шутки подписчиков, иронизирующих над цветом новой модели.

  📷
📷

Мемы можно использовать не только для продвижения в диджитал, но и в наружной рекламе, и брендинге. Например, коллаборация Adidas с «Симпсонами» была создана еще в 2020 году. Производители выпустили кроссовки, посвященные кошке Симпсонов и Мардж Симпсон. А в августе 2023 года вышла новая серия обуви — в дизайне был использован известный мем с Гомером Симпсоном, скрывающимся в кустах.

Смотрите также:

13 примеров кампаний с UGC или пользовательским контентом: интересные механики для вдохновения

5. Привлекайте пользовательский контент

Привлекайте пользователей для создания UGC картинок и мемов. К примеру, разработчики языковой платформы Duolingo, скорее всего, не предполагали, что их маскот станет мемом. Пользователи первыми начали создавать карикатуры про сердитую зеленую сову с пассивно-агрессивными напоминаниями о пропущенных заданиях. Компания умело подхватила тренд — маркетологи сами стали размещать картинки и видео с агрессивной совой и даже создали специальный образ.

  📷
📷

6. Следите за инфоповодами и трендами

Секрет вирусного мема не только в хорошей шутке и верном посыле, но и в правильно выбранном времени публикации. Так смешные картинки могут стать отличным ситуативным маркетингом и завируситься на волне интереса аудитории.

Например, визит Квентина Тарантино в Москву в 2019 году активно обсуждался в соцсетях. Сотрудница SMM-отдела Британской высшей школы дизайна, увидев в интернете фотографии режиссера на экскурсии, предложила отфотошопить снимки и переместить Тарантино в другую локацию. Созданный мем впервые запустили в соцсетях «Яндекс.Недвижимости». Шутка стала одним из интернет-трендов.

Смотрите также:

Ситуативный маркетинг: как использовать инфоповод в своем контенте

Когда в июне 2023 года актер Джейсон Стэйтем выложил очередное «брутальное» фото в своем аккаунте, несколько крупных российских брендов разместили у себя на страницах мемы с фейковыми цитатами. Событие освещали многие СМИ, а компании получили бесплатную рекламу и показали пользователям, что они в курсе современных трендов. Во флешмобе отметились сервисы «Яндекса», «Золотое яблоко», OZON, «Авиасейлс», IVI и другие крупные проекты.

  📷
📷

7. Не будьте навязчивыми

Реклама с мемами не должна быть очевидной. К примеру, можно использовать для создания смешных картинок маскота бренда, вместо того чтобы просто приклеить логотип к популярным мемам.

Например, ресторан шотландской кухни Mc Highlander создал целую подборку мемов. Главным героем «сериала» сделали ежика в килте с логотипа ресторана. Маркетологи нарисовали картинки с маскотом и его друзьями, мемы выкладывали на страницу соцсетей перед выходными. Пользователи ждали продолжения сериала, предлагали свои идеи, присылали афоризмы и цитаты для мемов.

  📷
📷

8. Продумайте оформление

Ученые из Бостонского университета вместе с коллегами из Германии и Великобритании нашли закономерности, влияющие на скорость распространения мемов. Согласно исследованию, на большинстве вирусных картинок:

  • есть персонаж, на котором чаще всего зацикливаются пользователи интернета;
  • фигуры крупные;
  • изображение связано с сильными эмоциями, при этом неважно, положительными или отрицательными.

Не усложняйте юмор и не перегружайте свои мемы смыслом. Используйте правило презентаций: одна картинка — одна идея.

Не переусердствуйте с однотипным контентом. Страница, состоящая только из мемов, не всегда выглядит привлекательно. Кроме того, аудитория быстро привыкнет и перестанет реагировать на шутки.

  📷
📷

Смотрите также:

Чему поучиться у лучших SMM-команд Рунета: примеры стратегий для вдохновения

Как создать мем: инструкция и сервисы

Определились с идеей — пора переходить к воплощению. Если у вас есть собственные фото, которые можно превратить в картинку, стоит воспользоваться обычным онлайн-редактором. А вот для работы с известными мемами существуют специальные программы и приложения с целыми библиотеками крылатых шуток и фраз, популярных изображений и стикеров.

8 сервисов и онлайн-редакторов для создания мемов

Для создания собственных мемов вы можете использовать онлайн-сервисы, десктопные программы или мобильные приложения. Расскажем об их функционале и стоимости.

1. Supermeme.AI

На платформе предлагается два варианта создания картинок: автоматическая генерация мемов на основе текстового запроса и работа с шаблонами. Есть возможность загружать собственные картинки.

Сервис предлагает 20 бесплатных генераций мемов с водяным знаком, платный тариф начинается от $9,99 в месяц.

  📷
📷

2. ClideoI

Сервис предназначен для быстрого создания статичных, анимированных картинок и видеомемов по шаблону. Вы также сможете отредактировать свое видео и аудио, добавить озвучку и субтитры.

Бесплатно можно создавать мемы с водяным знаком, pro-аккаунт обойдется в $9 в месяц.

Смотрите также:

18 графических редакторов и онлайн-сервисов для дизайнеров, SMM и редакторов вместо Canva

3. Mem-arsenal

Простая и бесплатная онлайн-программа для создания смешных картинок по популярным шаблонам. Пользователи могут загрузить свои изображения и разработать дизайн вручную или отредактировать готовый вариант мема.

  📷
📷

4. Memasik

Приложение для iOS, Android для создания мемов с помощью популярных шаблонов и на основе своих картинок. Готовый проект можно сохранить на устройство или сразу опубликовать на своей странице в соцсетях.

Мемы в приложении можно создавать бесплатно, однако над картинкой будет закреплена реклама. Чтобы убрать ее, придется оформить платный тариф за 199 рублей в месяц.

  📷
📷

5. Memeto — Meme Maker & Creator

В мобильном приложении для iOS, Android собрано множество шаблонов, которые можно использовать в качестве основы дизайна. Вы можете загрузить собственные картинки в редактор, а созданными мемами сразу поделиться в мессенджерах и соцсетях.

Пользователи бесплатно создают мемы и пользуются базой популярных шаблонов. Дополнительно можно купить доступ к расширенной библиотеке контента, графики и стикеров за $9,99.

  📷
📷

6. Memedroid

В приложении для iOS, Android пользователи найдут коллекцию популярных мемов для вдохновения. На их основе можно легко создать собственные картинки.

Бесплатно можно работать с ограниченным количеством популярных шаблонов, за доступ ко всем мемам в библиотеке придется заплатить 249 рублей в месяц.

Смотрите также:

Дадим фору: 10 лучших российских нейросетей для генерации текстов, изображений, музыки и видео

7. Fotor

Визуальный редактор для работы с графикой и создания дизайна по готовым шаблонам. Пользователи получают доступ к готовым дизайнам и нейросетям для генерации картинок.

Бесплатно онлайн-редактором можно пользоваться практически без ограничений. Платные тарифы дадут доступ к нейросетям для работы с картинками, расширенной библиотеке шрифтов и шаблонов. Цены начинаются от 690 рублей в месяц.

  📷
📷

8. Kapwing

Онлайн-сервис для создания фото и видео по шаблонам, в числе которых есть и готовые макеты для мемов. В редакторе есть нейросети для улучшения контента, добавления озвучки и субтитров.

С бесплатным тарифом вы получите базовые инструменты для работы с картинками. Платные аккаунты подойдут тем, кто собирается монтировать видео или работать в команде. Стоимость начинается от $16 в месяц.

  📷
📷

Инструкция по созданию мема в онлайн-редакторе

Когда у вас уже есть исходная картинка и идея, лучше воспользоваться фоторедактором. Но, если пока в голове еще только общие наметки будущего мема, удобнее всего сделать дизайн в генераторе мемов. Для примера создадим новую картинку для продвижения кофейни в сервисе Supermeme.AI.

Интерфейс приложения англоязычный, однако нейросеть работает с кириллическими шрифтами и воспринимает запросы на русском языке. Для начала настраиваем язык будущего мема.

  📷
📷

Выбираем способ генерации — на платформе предлагается 4 варианта. Можно ввести фразу, ИИ самостоятельно подберет картинку и создаст мем по заданной теме. Еще вы можете найти готовый шаблон и отредактировать его или создать картинку вручную. Мы выбрали второй способ.

  📷
📷

Если у вас есть готовый арт, импортируйте файл на диск или найдите картинку в каталоге шаблонов.

  📷
📷

Если предпочли работу с шаблоном, введите в поисковой строке запрос и нажмите «Search». Мы подумали, что котики и кофе — это беспроигрышная комбинация. Поэтому ищем картинку с котенком.

  📷
📷

Выберите из предложенных картинок подходящую, кликните «Generate with AI». Возле нашей кофейни много офисов, поэтому мы остановились на фотографии котенка с клавиатурой.

  📷
📷

Введите тему мема. Нажмите «Generate».

  📷
📷

Система выдаст 3 варианта арта. Если ни один не понравился, вы можете запустить процесс повторно, щелкнув по кнопке «Regenerate», или отредактировать мем вручную — для этого выберите блок «Edit». Ни один из предложенных вариантов не устроил нас полностью, но сформировалась идея мема.

  📷
📷

Впишите свой вариант текста. Также вы можете добавить пустое поле около изображения и перенести надпись за рамку. Когда результат вас удовлетворит, нажмите «Download» для сохранения на диск.

  📷
📷

Какие риски надо учесть при создании мемов

Рассчитать реакцию на мемы не всегда удается заранее. Чтобы не столкнуться с негативными последствиями, прежде чем запускать рекламную кампанию, нужно учесть все возможные риски.

Проблемы с авторскими правами

Мемы создаются на основе уже существующих произведений. Поэтому необходимо учитывать, что использование интеллектуальной собственности без согласия правообладателя может стать причиной судебных исков.

При этом в разных странах вопрос авторского права в отношении мемов регулируется по-разному. В США можно свободно преобразовывать изображения в мемы, но только при условии, что вы не помешаете изначальному владельцу продвигать свой продукт и получать прибыль. Согласно доктрине «fair use» о добросовестном использовании произведений, чужую интеллектуальную собственность можно заимствовать без согласия авторов для обучения, критики, исследования, создания новостей и пародий — к последнему пункту относятся и мемы. А в Евросоюзе закон запрещает брать за основу мема портреты известных личностей, кадры из фильмов, телепередач, сериалов без согласия правообладателей.

  📷
📷

Смотрите также:

Как не нарушить авторские права, законно заимствовать чужой контент и что делать, если обнаружили плагиат

В России судебная практика на тему использования мемов мало распространена. Определить однозначную позицию судов в подобных делах пока невозможно — решение зависит от конкретного случая.

Например, в 2017 году ООО «Си Ди Лэнд контакт» подала иск о защите своих исключительных прав на скульптуру «Гомункулус ожидающий», ставшую прообразом знаменитого Ждуна. Истец считал, что сообщество «ВКонтакте», выпустившее набор эмодзи с персонажем, нарушает его интересы. Суд отклонил иск, так как счел, что наклейки являются пародией на оригинальное произведение, и, согласно п. 4 ст. 1274 ГК РФ, при создании карикатур согласие правообладателя не требуется.

На фото скульптура Homunculus Loxodontus Маргрит ван Брифорт, автор снимка Margriet van Breevoort  📷
На фото скульптура Homunculus Loxodontus Маргрит ван Брифорт, автор снимка Margriet van Breevoort 📷

В то же время аналогичный иск к компании «Медок», выпустившей в 2021 году мягкую игрушку Ждуна, был удовлетворен. Ответчику не удалось доказать, что его продукция является пародией. Результатом судебных разбирательств стало взыскание с «Медок» в пользу правообладателя 1 млн рублей и запрет на использование мема.

Негативная реакция аудитории

Перед публикацией мема стоит убедиться, что ваш месседж считывается аудиторией однозначно и позитивно. Так, пользователи резко негативно восприняли рекламу «Билайна» со Ждуном. Шутка была воспринята как издевка над клиентами, вынужденными долгое время ожидать связи с техподдержкой. Негативный комментарий собрал больше лайков, чем сама публикация. В сети появились антимемы, в которых авторы жестко высмеивали «Билайн» и его псевдозаботу о клиентах.

Смотрите также:

5 тем для скандального контента и как его правильно подавать

У всех популярных мемов, помимо идеи, которую вкладывают в него маркетологи, есть собственный закрепившийся месседж, посыл или эмоция. Например, картинки с вариациями мема «Наташа, вставай! Мы все уронили!» считываются как шутки на тему паники и чрезмерно беспокойных людей. А вот мем с Педро Паскалем и Николасом Кейджем обычно используют для описания двух противоположных точек зрения на одно событие.

  📷
📷

Этот «собственный» посыл популярных мемов нужно учитывать, когда вы адаптируете их для своих соцсетей. В противном случае аудитория неправильно поймет вашу шутку, а то и вовсе посчитает ее оскорбительной, как в истории со Ждуном «Билайна». К примеру, медведь из мема ниже в оригинале кричит из кустов оскорбления, а пользователи в сети приписывают ему провокационные фразы. Поэтому использовать его для рекламы кафе «Тереможка» довольно рискованно.

Смотрите также:

Как повысить доверие клиентов, подписчиков и читателей с помощью контента: 8 способов

Ресурсы для вдохновения

Какими бы креативными не были вы и ваши сотрудники, собственных идей может не хватить. В этом случае стоит отслеживать актуальные тренды и инфоповоды в сообществах и медиа:

  • Reddit — англоязычный сайт-агрегатор. Здесь пользователи со всего мира делятся последними новостями, обсуждают истории из жизни, сюжеты из кино и сериалов, размещают фото и видео. На Reddit можно найти самые свежие мемы, только набирающие популярность.
  • Мемепедия — мем-энциклопедия. Здесь вы найдете популярные мемы, обзоры последних трендов и даже тесты, насколько правильно вы воспринимаете месседжи.
  • YouTube-поток «В тренде» — для тех, кто предпочитает видеомемы. В раздел попадают самые популярные ролики, быстро набирающие просмотры.
  • Мем:ОЗГ — развлекательное мем-сообщество. Сайт поможет отследить свежие тренды.
  • Рифмы и Панчи — Телеграм-канал со свежими новостями и связанными с ними мемами.

Станет ли ваш мем вирусным — во многом зависит от удачи, однако хороший юмор всегда положительно влияет на имидж.