Дизайнер, меняющий мир

193 прочитали
Карим Рашид – промышленный дизайнер. О нем говорят так: ни один предмет – будь то мусорные баки, часы, мебель и вообще всё, что вы можете себе представить  – не лежит за пределами его интересов.

Карим Рашид – промышленный дизайнер. О нем говорят так: ни один предмет – будь то мусорные баки, часы, мебель и вообще всё, что вы можете себе представить – не лежит за пределами его интересов. Известен он также как автор оригинальных интерьеров, проектов выставок, инсталляций... а еще он работает в области архитектуры!

Карим Рашид родился в 1960 году в столице Египта, Каире. Отец его был египтянином, мать — англичанкой. Вдохновляясь работами отца, художника и театрального декоратора, он интересовался эстетически убедительными вещами, а значит, дизайном. Получив степень бакалавра в университете Карлтон в Оттаве, Карим продолжил образование в Неаполе, а затем принял решение переехать на год в Милан, чтобы стажироваться в студии дизайнера Рудольфо Бонетто. Затем Рашид семь лет работал в родной Канаде, в коммерческом агентстве.

В 1991 году Рашид перебрался в США, в Провиденс, где стал преподавателем в Rhode Island School of Design, однако у него возникли проблемы с руководством: им не нравилась философия его обучения. Потом он четыре года преподавал в Pratt Institute на Манхэттене,— и одновременно пытал счастья в более чем сотне компаний как дизайнер, прежде чем получил свой первый заказ на линию столовых аксессуаров. В 1995 году компания Umbra, производитель недорогих товаров для дома, приняла к производству идею Рашида — мусорное ведро из полипропилена, которое должно было продаваться меньше, чем за двенадцать долларов. Итог — лучшее в мире мусорное ведро! Именно с этого момента стоит отсчитывать срок существования нового гуру мирового дизайна.

Мусорный котейнер Umbra Skinny
Мусорный котейнер Umbra Skinny

Стоит отметить, что идеи дизайнера не всегда встречаются заказчиками «на ура». Пример — бутик для Джорджо Армани. Рашид предложил маэстро, чтобы в магазине не было и следов одежды и мебели, одни лишь прозрачные перегородки и голые стены, они же — экраны, по которым маршируют манекенщицы в одежде от Armani. Как же должен работать бутик? Клиента подвергают сканированию и виртуально примеряют на него понравившуюся одежду. Решение не обязательно принимать сразу: клиент также получает компакт-диск со специальной программой и может продолжить примерку дома. Армани ни в какую не соглашался на пустой магазин. Как это — без одежды? Они так и не договорились.

Эскиз интерьера бутика Giorgio Armani в Нью-Йорке
Эскиз интерьера бутика Giorgio Armani в Нью-Йорке

Но договорившихся куда больше. Более 4000 проектов и объектов в 40 странах; Christofle, Veuve Clicquot, Alessi, Vondom, Bonaldo, Asus, Samsung, Kenzo, Hugo Boss, Citibank, Sony, Marburg, Abet Laminati — лишь некоторые из тех, кто поручал Кариму Рашиду те или иные задания.

Свой стиль Карим Рашид называет «чувственным минимализмом» и определяет его как «дерзкий вызов условностям, дресс-кодам, ритуалам, традициям и формальностям; он освобождает нас и позволяет быть теми, кем мы являемся на самом деле». По проектам можно заметить, что его любимый цвет — розовый, для Рашида он символизирует оптимизм.

Интерьеры отеля Nhow (Берлин)
Интерьеры отеля Nhow (Берлин)

«Дизайн слишком долго существовал только для элиты и небольшой изолированной культуры. Последние 20 лет я очень усердно работал над тем, чтобы он стал достоянием широкой общественности», — говорит Карим. Главной отличительной чертой своих работ он считает многофункциональность и разрабатывает концепты чего угодно: от набора шахмат и банки Pepsi до отелей и здания церкви. Три сегмента берлинского отеля Nhow имеют разные цветовые и стилистические решения, будучи адресованными разным категориям постояльцев, а в интерьеры Deutsche Bank для выставки Art Cologne 2006 он привёс расслабленный стиль лаунж. Наконец, пляжный комплекс с отелем Temptation Resort в мексиканском Канкуне, где отдыхают только взрослые, благодаря ему был оформлен округлыми, похожими на человека формами и яркими цветами — всё это, по мысли дизайнера, способствует усилению чувства связи и притяжения между людьми.

Здание отеля на курорте Temptation Resort (Канкун)
Здание отеля на курорте Temptation Resort (Канкун)

Ещё один концепт Рашида — Smart-ologic Corian Living, разработка модульного дома, смарт-жилища, которое можно собрать, используя вогнутые и выпуклые панели и элементарные инструменты. Здесь технологии, жилье, обстановка и пространство соединяются в единое целое.

«...Мы всё больше живём в виртуальном пространстве, и наш физический мир начинает поэтому приобретать иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами.

...Человек, который однажды прожил какое-то время в моём интерьере, никогда не сможет вернуться в обычную обстановку. Дизайн от Карима Рашида покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, особая высота потолка, многофункциональная мебель жизненно необходимы. Впрочем, мне очевидно, что переход к срреде обитания, которую я предлагаю — дело будущего».

Концепт интерьера смарт-дома Smart-ologic Corian Living
Концепт интерьера смарт-дома Smart-ologic Corian Living

...Рашид говорит, что не интересуется деньгами — его больше волнует реальное воплощение собственных замыслов. Первая его книга, вышедшая в 2001 году — и, скорее всего, самая известная — называлась «Я хочу изменить мир». В ней представлены идеи и проекты дизайнера. Чего же он хочет? Всё довольно просто и притягательно: поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна — и сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневную жизнь удобной, удобство — красивым, а красоту — доступной.

Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные интерьеры и средовые объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от зажигалки до смартфона успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направления «Дизайн среды» и «Предметный и промышленный дизайн»).