Как быстрее проехать трассу "Сириус Автодрома" — на Формуле-4 или в симуляторе? Репортаж из эпицентра фиджитал-гонок "Игр Будущего"

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой). Смысл прост — фиджитал-спортсмены соревнуются сами с собой и друг с другом не только на реальной спортплощадке, но и в ее компьютерной симуляции. Своего рода — дополненная реальность, в которой от участника требуется не меньше, а намного больше, чем в обычном спорте.

Фиджитал-соревнования, впервые проведенные в России несколько лет назад, что называется, “зашли” и участникам, и аудитории. С каждым годом они увеличивались в масштабе и качестве, пока в этом году не переросли в международный турнир «Игры будущего», в котором приняли участие 2000 спортсменов из 107 стран мира. Общий призовой фонд составил увесистые 10 миллионов долларов, поделенных на 21 инновационную дисциплину. Почти половина этой суммы, 4.8 миллиона, пришлась на вызов “Спорт” (еще были Тактика, Стратегия, Скорость и Технология), в которой была и автоспортивная дисциплина.

Участники G-Drive фиджитал-гонок из 14 стран мира соревновались за солидные полмиллиона долларов. И речь тут идет уже не о виртуальной LADA Kalina NFR R1 и зимнем картинге, как в прошлые годы. Фиджитал-гонки «Игр Будущего» прошли на болидах Формулы-4 — как реальных, так и виртуальных, в среде симулятора Assetto Corsa.

Связка реальной гоночной машины и симулятора может показаться искусственной, как и само слово “фиджитал”, но только тем, кто далек от мира автогонок. Для остальных не секрет, что уже давно кольцевые и раллийные пилоты по всему миру много тренируются на симуляторах, эффектно проявляя в этом занятии свой гоночный талант. Например, российский пилот Формулы-3 и участник “Игр Будущего” Александр Смоляр в прошлом году стал победителем, пожалуй, самой престижной мировой виртуальной автогонки — Le Mans Virtual Series.

Фиджитал-гонки мне удалось увидеть изнутри — с полным доступом в боксы и на трассу сочинского автодрома.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).

Гоночный уикенд начинается в пятницу, с официальных тестов. В боксах погружаешься в теплую атмосферу многоязычного интернационала. Молодые пилоты без преград и с явным удовольствием общаются друг с другом, обсуждая прохождение поворотов и особенности машин.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-2

Подготовленные SMP Racing болиды Tatuus F4-T014 настроены максимально одинаково, чтобы все участники были на трассе в равных условиях. Залито одинаковое моторное масло, и одинаковое топливо — обычный сотый с “бело-синей” АЗС. Аналогичное “монообразие” — и в симуляции, где, впрочем, уже после первых тестов инженеры приняли решение отключить повреждения шин и автомобилей, чтобы облегчить жизнь пилотов. Единственная доступная “виртуальная” настройка — баланс тормозов.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-3

Пилотский состав “Игр Будущего” — весьма сильный. Многократный призер мировых гоночных серий в гонках на выносливость Роман Русинов, участники чемпионата FIA «Формула-3» Михаэль Белов и Александр Смоляр, призер серии «СМП Формула 4» Алексей Несов, участник европейских серий «Формулы-4» Кирилл Смаль, участница мировой серии W и чемпионка России по кольцевым автогонкам Ирина Сидоркова. Другие участники — тоже с большим опытом, например, самый “возрастной” участник соревнований, Луис Диас — в прошлом чемпион американской серии Ле-Ман (ALMS) в классе спортпрототипов LMP2. А воспитанный самим Михаэлем Шумахером Роберто Мери имеет в багаже победу в евросерии Формулы-3, а также участие в чемпионатах “Формула-1” и “Формула-Е”. Фиджитал-гонки — это спорт молодых, четверым участникам даже не исполнилось 16.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-4

28 пилотов сформировали 14 команд. Так, команду Formula Team составили Алекс Кутильяс и Маттиа Кольнаги. В SC Racing вошли Даниэль Ногалес и Ник Гилкс. За Quetzales America выступили Кристиан Канту и Келвин Минг. В команду Team Seven вошли Абдул-Хамид Кафаров и Николас Стати. За UZ Formula Team выступили Исмаил Ахмедходжаев и Роберто Мери. Команда Future Racing Team — Илья Зыков и Мартин Мольнар. Friends Team — Алексей Савин и Дмитрий Гвазава.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-5

Команда Quetzales Mexico— Луис Диас и Джонни Гуинди, China Future Speed в составе Энцо Йе и Тони Гао, KA Team — Артем Ченцов и Бакберген Мирманов, Electro Karting — Анвар Тутаев и Борис Гарифуллин. SMP Racing представили Александр Несов и Александр Смоляр, за BR Engineering на трассу отправились Ирина Сидоркова и Кирилл Смаль. В цветах G-Drive Racing выступали Роман Русинов и Михаэль Белов.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-6

В субботних квалификационных заездах каждому участнику предстояло проехать по трассе дважды — на болиде и в симе. Общее время пилотов команды суммировалось, и по нему определялось положение на поул-позишн в воскресной гонке. Результаты всех топ-пилотов — буквально, в десятых долях секунды, что в реале, что в виртуальности. При этом большинство спортсменов виртуальный трек преодолели в среднем на секунду быстрее. Почему так?

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-7

По мнению Ирины Сидорковой, дело в неизбежных отличиях техники: “Нет на планете еще симулятора, который был бы полностью похож на реальную жизнь. Он хороший, но остается не совсем похожим на реальные гонки. Тем не менее, фиджитал гонки — очень интересный формат, в первую очередь для тех пилотов, которые были гонщиками в реальной жизни, а потом ушли в виртуальную карьеру, или тем, кто совмещает и то, и то. Это отличная возможность проверить себя как гонщика не только реальной Формулы, но и виртуальной. Когда я ездила в WCS, я регулярно занималась на профессиональном симуляторе, он достаточно сильно отличался от этого — был полноценный кокпит, с профессиональным рулем и так далее. Но я всегда говорила, что мир симуляторов от меня пока еще немного далек, то есть домой я себе симулятор не поставила“.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-8

Согласен с Ириной и многоопытный Роман Русинов: “Очень сложно перепрыгнуть из игры в реальность. Все-таки, игра ведет себя немножко по-другому относительно того, к чему мы привыкли в реальной жизни. Вообще, идея смешать реальный и виртуальный мир… здорово, что в России есть такое мероприятие. Это действительно рывок в будущее“.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-9

Под впечатлением от квалификационных заездов были и сами пилоты, как рассказал мне Абдул-Хамид Кафаров: “В России уже были гонки такого формата, но они проводились не в таком масштабе. Это были карты, и чаще всего — прокатные карты, а также не-формульные симуляторы. Соревнования нынешнего формата — завораживают. Да, разница во времени круга большая — другие настройки, и автомобили тоже немного отличаются. Даже с учетом того, что используется лучший симулятор в мире, Assetto Corsa, до полноценной реальности далеко, чуть-чуть другая модель машины, немного другая физика, и разница по времени на круге может доходить до четырех секунд. К тому же в симуляторе нет фактора страха. Если что-то случится, не так страшно — ты не пострадаешь, машина будет цела. В наших симуляторах сейчас отключены повреждения, для облегчения жизни гонщикам. В реальности машина не всегда способна выдать то, что ты от нее хочешь. С учетом того, что сейчас трасса достаточно холодная, перед гонкой уже изношенные покрышки — с этим нужно смиряться, и это очень сильно влияет на время круга. В симуляторе можно проехать заметно быстрее”.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-10

Роберто Мери менее многословен: “Я первый раз выступаю в России и на таких гонках, но мне все очень нравится. Что касается симулятора, то я регулярно использую его для изучения новых треков”.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-11
Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-12

Сразу после заездов в симуляторе пилоты надевают шлемы – наступает время выйти на реальную трассу за рулем реального болида «Формула-4». Техники помогают им разместиться в болиде – устанавливают индивидуальные кресла-вставки, заранее отформованные под конкретных гонщиков, затягивают ремни безопасности. Несмотря на всю достоверность симуляции, настоящий трек более многофакторный и беспощадный к ошибкам. Тут есть износ шин, и невозможно «отключить повреждения». Нельзя исключать и технический фактор. На протяжении всех заездов техника подвергается экстремальным нагрузкам. Двигатели постоянно работают на оборотах около 6500 об/мин, это требует безупречного охлаждения и смазки. Техники после всех заездов тщательно контролируют параметры.

Под конец квалификации — очередные пробы моторного масла в болидах, выполняемые специалистами мобильной лаборатории. «Игры Будущего» стали своеобразным полигоном для демонстрации высоких характеристик нового полностью синтетического моторного масла от одного из ведущих брендов. Проводимые на месте исследования масла помогают не только оценить его состояние, но и выявить возможные проблемы с двигателем на самой ранней стадии, еще до поломки.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-13

Результат исследований — масло с большим запасом сохранило рабочие характеристики. Специалист SMP Racing Вячеслав Кулькин внимательно изучает протоколы исследования и телеметрию болида. Он выглядит довольным. Давление масла в норме, как и температура двигателя в боевом режиме. В пробе нет следов металлов – продуктов изнашивания, нет признаков перегрева, попадания охлаждающей жидкости в масло или нарушений сгорания топлива — значит, двигатели болидов в полном порядке. Остальная техника также работает как часы.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-14

“Квалификация прошла нормально, но мы прекрасно понимаем, что фиджитал-гонка — это для меня совсем другая история”, — рассказывает Роман Русинов. — Во-первых, Формула-4. То, на чем молодежь катается намного чаще. По сути, они из Формулы-4 и перешли сюда, поэтому им сильно проще. Мы привыкли к большим машинам, к аэродинамике. Окунуться сюда, без особых тестов и подготовки на симуляторе, — я считаю, это очень круто. Симулятор уже настолько приблизился к реальной жизни, что стал супер-популярным. Прекрасное мероприятие. Думаю, что вас ждет красивая, зрелищная гонка”.

Что стало для пилота самым трудным? “Сама Формула-4. В отличие от спортпрототипов LMP2, которые тормозят, поворачивают, эта машина очень сложная в управлении, очень “скользкая”. По сути, ты бросаешь себе новый вызов”.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-15

Оценил Роман и новую конфигурацию автодрома в Сочи (точнее, теперь это Сириус Автодром): “Пожалуй, для зрителей, и с точки зрения обгонов, более быстрых поворотов старая трасса была интереснее. Но и новая очень зрелищная, потому что она короткая.” Не отметил Русинов и проблем с техникой: “Расходники не подвели. Топливо и масло показывают себя очень хорошо. Машина быстрая, мотор работает отлично”.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-16

День гонки из боксов похож на день квалификации — тут все так же нет лишней суеты, и все происходящее сосредоточенно подчиняется установленному распорядку. Но есть и отличия, которых становится тем больше, чем ближе подходишь к питлейну, и чем меньше времени остается до старта. На питлейне выстраиваются маршалы, которые должны координировать старт и финиш участников при помощи похожих на леденцы на палочке специальных табличек — ”лоллипопов”. Гонщики меньше общаются друг с другом и больше погружены в себя. Предстартовый мандраж никто не отменял — и не важно, о какой гонке идет речь, реальной или виртуальной.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-17

Задача и у маршалов, и у пилотов сегодня сложнее, чем в обычных гонках. Ведь формат эстафеты в обычном кольцевом автоспорте не распространен.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-18

Сначала на реальную трассу отправляется первый пилот — его ждут установочные круги, после которых автомобили занимают свое место на гриде.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-19

Прогулка гостей гонки по гриду — правило кольцевого автоспорта. Куда тут без симпатичных грид-герлз!

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-20
Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-21

Наступило время заездов, и грид стремительно опустел — на нем остались только спортсмены и их рычащие болиды. Старт проводится с места, что придает происходящему еще больше динамики и остроты.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-22

Задача первого пилота команды — промчать 25 кругов по автодрому, вернуться после этого в боксы, самому отстегнуть ремни, выпрыгнуть из машины.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-23

Дальше — добежать до стоящего в боксе симулятора, в котором уже ждет старта напарник, и хлопнуть его по плечу. После этого второй пилот выезжает на виртуальный пит-лейн и отправляется на 25 виртуальных кругов, после чего заезжает в боксы и уступает место первому — а сам готовится сесть в реальный кокпит. Когда первый пилот проезжает дистанцию в симе, он буквально “запускает” на трассу машину со вторым пилотом — и ждет его возвращения.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-24
Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-25

На экранах по всему автодрому — трансляция как реальных, так и виртуальных заездов.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-26
Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-27

И там, и там впереди пилоты SMP Racing, с минимальным отставанием за ними на трассе — гонщики BR Engineering.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-28

Поначалу казалось, что российские пилоты “вынесут” гонку в одни ворота, но нет — в борьбу за лидерство вмешались итало-испанская команда Formula Team и азербайджанско-австралийский коллектив Team Seven.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-29

Заезды, скажу честно, не изобиловали обгонами, но с каждым кругом было видно, что пилоты едут все быстрее. К счастью, на реальной трассе обошлось без происшествий. Накануне в квалификации пилот Тони Гао дважды ошибся в повороте, в каждом случае допустив разворот.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-30

В финальных заездах этот трюк повторил 15-летний Николас Стати, но и тут тоже обошлось без аварии, хотя команда SC Racing выбыла из борьбы за лидерство.

Многие пилоты жаловались на перегрев передних тормозов. Похоже, дело было в колодках, но все были в равных условиях. Столкновений в “реале” никто не допустил.
Многие пилоты жаловались на перегрев передних тормозов. Похоже, дело было в колодках, но все были в равных условиях. Столкновений в “реале” никто не допустил.

А вот на виртуальной трассе все было куда эффектнее — в какой-то момент Борис Гарифуллин из Electro Кarting при обгоне Роберто Мери допустил столкновение автомобилей, и оба они взмыли в воздух. К счастью, аварии в симуляторе совершенно безопасны для пилотов.

Своего преимущества Несов и Смоляр не упустили и уверенно финишировали первыми. Второе место заняли Кутильяс и Кольнаги. На третьей позиции оказались Сидоркова и Смаль. Победа!

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-32

Победители приветствовали друг друга максимально горячо и искренне радовались, как дети. Пожалуй, любой на их месте поступил бы так же.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-33

“Мы выиграли, суперские ощущения. Мы догадывались, что у нас есть преимущество, так как бы были быстры и в реальной составляющей, и на симуляторе. Молились, чтобы ничего не сломалось – все-таки, технический вид спорта. Но подготовка болидов была суперская (…)

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-34

У всех участников было залито одинаковое масло и топливо. Все команды добрались до финиша, я не видел, чтобы у кого-то были какие-то сбои, машины ехали быстро, и самое главное надежно. Это самое важное — финишировать”.

На что планируется потратить призовые — 175 тысяч долларов на команду? Александр Смоляр вскоре после победы уже знал ответ. “Я всегда мечтал поехать в дрифте — это для меня совершенно новая дисциплина, хотя ей много лет занимался мой отец. Я вырос в дрифтовых паддоках. Это хорошие деньги, благодаря которым можно себе дать новые эмоции, новые возможности в другой дисциплине автоспорта”.

В чем конкретно оказались отличия реальной и виртуальной машин? По мнению Несова, они есть: “Отличаются точки торможения, отличаются передачи в некоторых поворотах. В виртуале было немного больше держака, можно было больше скорости заносить в поворот. Это такие мелочи, но когда это одна трасса и одна машина, и это нельзя разделить, то в голове все начинает немного перемешиваться. Здесь нужна такая передача, а здесь такая… Это непросто“.

Сокращенную трассу в Сочи Несов оценил высоко: “Для своей протяженности в два километра трасса выглядит достаточно хорошо и интересно. Скорее всего, большие гонки на ней проводить не получится, но для Формул она в целом подходит. Конечно, мы с Александром скучаем по старой конфигурации автодрома, это была отличная трасса. Но и нынешняя отлично подходит для тестов и гонок на небольших автомобилях, таких как Формула-4”.

Согласен с ним и Смоляр: “Для той машины, которую выбрали организаторы, трасса подходит хорошо. Она не слишком длинная, и менее опытные пилоты, которые ездят по ней сейчас, если бы они приехали на прежнюю, большую трассу, то у них было бы гораздо больше места для ошибок, больше были бы разрывы в кругах. Для данного формата — трек идеальный.

Но классов в автоспорте много, как и форматов гонок. Соглашусь, что для более быстрых машин и более длинных гонок трасса не самая лучшая. Но мне всегда нравилось приезжать в Сочи, и хотя сейчас 60% трассы больше нет, мне все равно нравится на ней выступать.

Фиджитал-гонки на “Играх будущего” — масштабное мероприятие, которое влияет на автоспорт не только в нашей стране, но и вообще во всем мире. Такие большие мероприятия дают толчок делу, которым мы занимаемся”.

Фиджитал спорт — новое для многих слово. Оно искусственное, и образовано от physical (физический) и digital (цифровой).-35

Что тут добавить? Оказавшись на фиджитал-гонках такого уровня, видя их изнутри, быстро понимаешь, что “искусственный” формат “Игр Будущего” на самом деле актуален, как никогда. Подтвердила эти мысли и моя хорошая знакомая, авто- и мотогонщица Анастасия Нифонтова, которую я встретил в паддоке автодрома:

“Кольцевики всегда тренировались на симуляторах. Так что думаю, для пилотов ничего нового — просто их тренировочная часть переместилась еще и в соревновательную. Думаю, что фиджитал-спорт это здорово. В гонках хотят участвовать большое количество людей, но далеко не каждый может себе это позволить, потому что это очень и очень дорого. Фиджитал-формат позволяет ребятам, которые круто освоились на симуляторах, попасть в реальные гонки. В мировой практике уже есть подобные примеры, когда чемпион по виртуальным гонкам садится в реальную машину и на кольце показывает очень хороший результат”.

Конечно, я не мог не спросить Настю, готова ли она проехать ралли-рейд на симуляторе? Настя смеется. “Уже несколько лет назад появилась компьютерная игра “Дакар” — симулятор ралли-рейдов, я на нем гоняла. Все так же — руль, педали, компьютер. Но вместо кольцевого трека — пустыня. В углу экрана — роудбук. Помимо всего прочего, ты должен ориентироваться по дорожной книге. С точки зрения управления автомобилем, симулятор в ралли-рейдах вряд ли поможет — тут нужно ехать на реальной машине, и чувствовать сцепление с грунтом. Грунт везде разный, и на компьютере пока это симулировать довольно сложно. Но в плане тренировки езды именно по дорожной книге, такой симулятор будет полезен, особенно для штурманов и мотоциклистов”.

Подведем итог. “Игры Будущего”, в частности, фиджитал-гонки — современный формат соревнований, привлекательный как для участников, так и для зрителей. Мы уже начинаем жить в дополненной реальности, и дальнейшее объединение реального и виртуального миров неминуемо — в том числе, в профессиональном автоспорте.

***