Как готовили болидам к международным фиджитал гонкам «Игр Будущего» и что вообще значит "фиджитал"

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал». Неологизм, но проще не объяснить – единство и борьба, в максимально прямом смысле, физического – physical, и digital – цифрового. Своего рода, новые Олимпийские Игры: тело, воля и разум плюс технологии.

Спортсмены самых разных дисциплин соревнуются на «Играх Будущего» друг с другом в классическом физическом смысле, на футбольном поле, хоккейной и баскетбольной площадке, скейт-парке, автомобильном треке. И то же самое – в виртуальной реальности, на высокоточных симуляторах.

Победителей большей части дисциплин определяют на разных площадках в Казани: в их числе Парк Горького, IT-парк им. Башира Рамеева, Парк экстремальных видов спорта «Урам». А также – еще одна площадка в Сочи, а именно, «Сочи Автодром», не так давно принимавший гонки Формулы-1. И именно эта часть «Игр Будущего» попала в мой объектив.

Участники спортивного вызова в дисциплине фиджитал-гонки – известные автогонщики, которым предстоит соревноваться на одинаковых болидах класса «Формула-4». Призер международных первенств в гонках на выносливость Роман Русинов, выступавшие в FIA «Формула-3» Александр Смоляр и Михаэль Белов, призер серии «СМП Формула 4» Алексей Несов, участник европейских серий «Формулы-4» Кирилл Смаль, участница мировой серии W и чемпионка России по кольцевым автогонкам Ирина Сидоркова.

Примут участие в заездах и иностранные звезды – чемпион американской серии гонок на выносливость ALMS мексиканец Луис Диас, пилот «Формула-1» и «Формула E» испанец Роберто Мери. Всего – 28 гонщиков из 15 стран мира. Пилоты разбиты на 14 команд. За SMP Racing будут выступать Смоляр и Несов, за BR Engineering выступят Сидоркова и Смаль. Роман Русинов – неизменно за G-Drive Racing.

Гонка пройдет в эти выходные. В командах по два пилота, каждому предстоит промчать 25 кругов по автодрому, и затем еще столько же по той же трассе – на симуляторе. Итого на команду – 4 гоночных сегмента. В заездах побеждает экипаж, первый показавший лучшее время по завершению последнего сегмента с учетом возможных штрафных баллов.

Подготовка спортивных автомобилей «Игр будущего» проводилась в Москве, на базе BR Engineering, удачно разместившейся в помещениях одного из бывших автомобильных дилерских центров.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».

Здесь под одной крышей не только готовят к заездам болиды «Формулы-4», но и строят новые спортивные автомобили для гонок на выносливость высшего мирового уровня. Не скрою, фотографируя новую модификацию российского спортпрототипа BR03, я залюбовался изящным переплетением карбона и легких сплавов. В реальность меня вернул один из руководителей инженерного центра – вежливо попросил не фотографировать устройство болида. Собственные ноу-хау – результат высоких компетенций команды, в которой выпускники российских автомобильных ВУЗов заняты своим делом.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-2

В мировых гонках молодежной серии «Формулы-4», задуманной как путь от картинга до больших «формул», в разные годы применялись разные машины с открытыми колесами – Tatuus F4-T014, Dome F110, Mygale M14-F4, Ligier JS F4, в последние несколько лет – Tatuus F4-T421, и Mygale M21-F4.Болиды, ранее участвовавшие в чемпионате СМП Формула 4 – настоящие образчики класса.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-3

Итальянская машина Tatuus F4-T014: карбоновый монокок, 160-сильная рядная турбочетверка Abarth 1.4L FTJ, 6-ступенчатая секвенталка Sadev, управляемая подрулевыми лепестками, ЭБУ Magneti Marelli подвески на двойных поперечных рычагах и всего 555 кг веса вместе с пилотом. Весьма убедительная энерговооруженность, даже на симуляторе, не говоря уже про обновленную конфигурацию трека в Сочи.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-4

Болиды несколько лет принимали участие в гонках СМП Формула 4, и поддерживаются в идеальном состоянии. После каждого гоночного или тестового уик-энда требуется полное ТО с заменой расходников и масла в двигателе, иногда замена узлов и агрегатов. И много, много настроек.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-5

По расходникам тут почти все так же, как на легковых гоночных автомобилях. Элементы тормозной системы, фильтры, трансмиссионная жидкость, моторное масло. Для обеспечения равных условий все болиды фиджитал-гонки будут заправлены одинаковым топливом, на котором ездят и в СМП РСКГ, и на некоторых этапах REС, и в «Шелковом пути».

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-6

Также под «Игры Будущего» в моторы нескольких машин в рамках испытаний впервые залили новейшую разработку – синтетическое масло на основе ПАО и c «жирным» пакетом присадок с высокой концентрацией органического молибдена (не путать с популярным, но куда менее эффективным дисульфидом молибдена). Такой состав позволяет значительно снизить трение, уменьшить износ деталей и увеличить мощность двигателя, и по вязкости подходит не только для гоночных, но и для гражданских машин.

Для контроля испытаний привлекли специалистов мобильной лаборатории по диагностике смазочных материалов – передвижного комплекса с высокоточным оборудованием, который проводит тщательный чек-ап двигателя в результате анализа проб работающего масла. Лаборатория состоит из трех приборов, которые способны определить ключевые параметры продукта всего за 15 минут, в то время как стационарной лаборатории требуется на это от трех до пяти суток. Такая же мобильная лаборатория будет следить за состоянием смазочных материалов и болидов непосредственно на самой фиджитал-гонке.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-7

Для того, чтобы поменять масло в Tatuus F4-T014, нужно поднять машину – это делает один механик при помощи легких подкатных тележек. Подняв поочередно переднюю и заднюю часть машины, механик устанавливает ее на стойки – тележки больше не нужны. Привычной заливной горловины тут нет – у двигателя система смазки с сухим картером, то есть масло постоянно гоняют по системе два насоса – откачивающий и нагнетающий.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-8

Масляного щупа тут тоже нет, поэтому уровень масла измеряется стальной линейкой.

Чтобы залить новое масло, обычно его достаточно просто долить, т.к. при сливе часть масла остается в системе смазки.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-9

Но в данном случае, чтобы лабораторные тесты были точными, нужно было полностью сменить масло. Поэтому потребовалась дополнительная промывка новым маслом.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-10

После каждой заливки двигатель запускали (рычит мотор просто здорово), прогревали, сливали «промывку», брали анализ.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-11

После первой заливки, например, показатели рентген спектрометра по содержанию молибдена были вдвое ниже, чем должно быть.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-12

После второй заливки, показатели выровнялись, и с этой точки начался отсчет исследований.

Используя ИК-спектрометр, рентген-спектрометр и вискозиметр, специалисты с высокой точностью оценивают состояние как самого масла, так и деталей двигателя (по наличию в масле продуктов износа металлов).

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-13

В российских ралли-рейдах такие исследования уже привычны для лидирующих команд, но в «Формула-4» участие мобильной лаборатории в новинку.

После завершения обслуживания на базе болиды погрузили на автовоз и отправили в Сочи – на тесты, которые прошли 10 и 11 февраля.

В декабре 2023 года трасса автодрома в Сочи начала постоянную работу в конфигурации Малого кольца – с десятью поворотами и общей протяженностью в 2312 метров. Сокращение оригинальной 5848-метровой трассы расстроило поклонников автоспорта и гонщиков, но было неизбежным, так трасса вступила в противоречие с развитием территории «Сириуса». Изначально «Сочи Автодром» в Олимпийской деревне строили под Гран-При России Формулы 1, и без «королевских гонок» столь длинная трасса, ограничивающая доступ к Медальной площади, ледовым дворцам и стадионам, стала непозволительной роскошью.

В Сочи +15, морской ветерок непривычно ласково обдувает после ледяного ветра на «Жигулевской Миле». Бокс под номером три, где размещаются болиды на тестах – в самом конце пит-лейна, и тем приятнее до него шагать в таких комфортных погодных условиях.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-14

Для пилотов и техники, впрочем, халявы не предвидится.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-15
21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-16
21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-17

Тест-пилоты должны совместно с инженерами обкатать агрегаты, выявить возможные недоработки и определить нужные настройки двигателя и шасси.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-18
21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-19

Автомобили заводят с аккумуляторных пускачей, и вручную выкатывают на пит-лейн. Пилоты занимают свои места, техники помогают им затянуть ремни.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-20

Инженеры дают свои наставления – пилоты на тестах не просто едут на скорость, а выполняют конкретные задачи, позволяющие определить требующие доработки параметры машины.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-21

Периодически на питлейне звучит громкий сигнал – болид готовится заехать в боксы. Инженеры обсуждают с пилотами поведение машин, подключают ноутбук и смотрят телеметрию.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-22

Специалист SMP Racing Вячеслав Кулькин закончил МАТИ имени Циолковского в 2015 году, и не первый год работает с гоночными болидами:

«Тесты необходимы для проверки техники в боевых условиях на трассе. Особенно для такого мероприятия, как фиджитал-гонки.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-23

Мы должны быть уверены, что вся техника одинаковая, соответствует техническим требованиям и исправна.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-24

В рамках тестов мы отслеживаем температуру охлаждающей жидкости, температуру и давление масла – чтобы на протяжении заезда все эти параметры стабильно находились в рамках допустимого.

Контроль температуры шин
Контроль температуры шин

Проверяются также телеметрические данные по торможению, открытию газа. Это позволяет нам знать, как пилот управляет транспортным средством, что важно при анализе обратной связи от гонщика и настройке автомобиля».

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-26

Работа тест-пилота Виталия Ларионова – не легкая прогулка: «У нас много машин, нужно проверить все. Провести обкатку, посмотреть, что они полностью работоспособны, ничего не течет, машины едут ровно, разгоняются, тормозят и управляются одинаково.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-27

Это монокласс, и обязательно, чтобы все участники были в равных условиях.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-28

Качество моторного масла тоже очень важно – тут достаточно серьезные нагрузки, мотор постоянно находится в районе 6 тысяч оборотов, при том, что это еще и турбомотор.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-29

Продолжительность одной гонки – тридцать минут, и все в режиме максимальной нагрузки.»

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-30

Тестовые заезды по экстремальности нагрузок не уступают гоночным. Для производителей смазочных материалов, выводящих на рынок новые продукты – настоящий исследовательский полигон.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-31

«Качество моторного масла мы оцениваем по его давлению и температуре, а также температуре ОЖ. Эти параметры взаимосвязаны. Оценить качество топлива помогает анализ блока ECU – мы смотрим на детонацию, данные с «лямбды».

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-32

Тесты прошли положительно, мы ими очень довольны. Вся техника показала себя на высшем уровне, надеемся на хорошие результаты в гонках. Масла и топливо, которые мы используем, нам подходят».

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-33

Вместе с тем, работа мобильной лаборатории помогает, по словам инженера, и самой команде: «Можно в боевых условиях сразу, не отходя от автомобиля, получить полный спектр информации по поведению масла, по количеству лишних металлов, что дает нам понимание, на какой стадии находится износ мотора».

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-34

В конце каждой тестовой сессии эксперт мобильной лаборатории Александр Волков анализирует пробы масла.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-35

Результаты положительные – после более 150 кругов и более 345 километров в гоночном режиме масло – в отличном состоянии: «Щелочное число 11.8 – практически на уровне свежего продукта. Окисление минимальное.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-36

Концентрация воды – на том же уровне. Загрязнение этиленгликолем отсутствует.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-37

По элементному составу пакета присадок, каких-то существенных изменений, загрязнения кремнием или калием мы тоже не видим. То есть системы фильтрации воздуха и охлаждения у мотора работают в штатном режиме. По всем показателям у масла еще большой запас эксплуатационных свойств».

Распробовав обновленную конфигурацию автодрома в Сочи, спортсмены остались довольны. По мнению Виталия Ларионова, «Сочи Автодром» – единственная круглогодичная трасса в нашей стране. Даже в такой конфигурации она подходит не только для тестов, но и для гонок».

Согласен с Виталием и Вячеслав Кулькин:

«Получились разные трассы. Да, последняя связка схожа, но вкупе с новым первым поворотом, это совсем другая трасса, к которой нужен другой подход. Изначально я скептически отнесся к изменению конфигурации трека, в итоге трасса мне понравилась.

21 февраля в Казани стартовали «Игры Будущего» – международный мультиспортивный турнир в новой концепции «фиджитал».-38

Особенно первый поворот – он очень техничный, требует от пилота грамотного прохождения, поскольку следующие два поворота очень связаны с первым торможением, и постановкой автомобиля. При данных настройках, на тестах мы дошли до 210 километров в час в конце стартовой прямой. Я так думаю, что можно и чуть-чуть приподнять.»

Все тесты позади. Болиды и команды готовы к заездам фиджитал-гонок. Каковы будут их результаты? Смогут ли «реальные» пилоты обогнать самих себя в виртуальной реальности? Поменяются ли результаты нового масла после заездов в 50 кругов? Читайте продолжение истории в моем блоге!
***