Найти тему

Купил «оригинальное» масло в интернете, в лаборатории подтвердили — подделка. Как и зачем исследуют моторные масла?

От качества моторного масла напрямую зависит техническое состояние двигателя. Учитывая обилие контрафактной продукции, а также оптимистичные заявления производителей масел, только полноценный лабораторный анализ позволит определить соответствие или несоответствие содержимого канистр заявленным на упаковке характеристикам. Вот почему я начинаю в этом блоге серию расширенных исследований моторных масел, на соответствие заявленным классификациям по API и ACEA, что и будет отличать эти тесты от прочих. Исследования будут выполняться в МИЦ ГСМ, крупнейшей в России профильной лаборатории.

Первая же проверка оказалась “удачной” — был выявлен контрафактный продукт, реализуемый на крупнейшем маркетплейсе с пометкой “оригинальный товар”.

Как и зачем исследуют моторные масла?

Рассказать о том, как исследуют моторные масла, какие параметры наиболее важны и на что стоит обратить внимание, я попросил Константина Юрьевича Смирнова, управляющего МИЦ ГСМ.

-2

"На протяжении 10 лет я работал в НАМИ-ХИМ, мы занимались моторными стендами, исследовательскими работами и одобрениями смазочных материалов на АвтоВАЗе, КамАЗе, ЯМЗ. Меня заинтересовал зарубежный опыт по лабораторному мониторингу состояния моторного масла через определенные интервалы наработки, для определения состояния как самого масла, так и техники. В России такого сервиса на тот момент еще не было. И я попытался создать это направление. И спустя некоторое время в 2008 году получилось организовать ООО «МИЦ ГСМ» — маленькую лабораторию. На профильных конференциях я пытался объяснить представителям крупнейших российских компаний- производителей масел необходимость подобного сервиса. Но в то время это было не очень востребовано ни среди производителей масел, ни среди потребителей. Но после кризиса 2008 года, все начали считать деньги, и увидели, что можно топовые импортные продукты заменить на аналогичные, в том числе отечественными. Но как это сделать без ущерба?

В нулевых бытовало мнение, что условный «Мобил» — это топ-продукт, который можно лить куда угодно, в любые «Жигули» и в любую технику. Потом грянул кризис, потребители посмотрели на российские масла, сравнили спецификации, начали пробовать. А чтобы понять, насколько эти масла действительно хороши, нужно было следить за их состоянием в процессе эксплуатации. Тут наш сервис и сработал. Мы потихоньку обрастали оборудованием, знаниями, квалифицированными кадрами, широко внедряли автоматизацию процессов, собственное ПО и достаточно быстро стали развиваться. Потихоньку стали работать практически со всеми масляными компаниями, промышленными комплексами, энергетическим сектором в России.

ИК-спектрометрия (ASTM E 2412)
ИК-спектрометрия (ASTM E 2412)

Мы серьезно поработали над сервисом и логистикой. Клиентам было важно знать результат «здесь и сейчас», после отбора масла из техники, чтобы можно было быстро принять решение о дальнейших действиях. Если проводить исследования месяц, или даже неделю, они уже могут быть не актуальны – техника выйдет из строя. Поэтому нашей задачей стала выдача результатов в течение 48 часов.

Определение щелочного числа (ASTM D 2896)
Определение щелочного числа (ASTM D 2896)

В 2015 году мы открыли филиал в Новосибирске, значительно упростив логистику по Сибири – теперь не нужно было отправлять все образцы в Москву. В 2020 году открылся филиал в Екатеринбурге и «закрыли» Урал. Все лаборатории объединены в единую сеть. Оборудование максимально автоматизированное, включая загрузку данных с агрегацией на серверах. Обработка всех результатов происходит в Москве, в нашем техническом отделе. После чего клиенты получают результат в своем личном кабинете в любой точке Российской Федерации или за рубежом.

Определение кинематической вязкости (ASTM D445)
Определение кинематической вязкости (ASTM D445)

До случившейся ситуации, мы успели поработать с различными производителями техники, в том числе получили одобрения от компаний General Electric — Jenbacher. Мы работаем практически со всеми производителями масел – как с нашими, так и зарубежными. В день в наши лаборатории поступает от 400 до 1000 образцов.

-6

Мы уже не только выполняем мониторинг, но и ведем исследовательские работы. Многие российские компании, производящие масла, проводят у нас различные испытания, недоступные для большинства российских лабораторий. Несмотря на санкции, мы продолжаем расширять парк оборудования, в зависимости от потребностей клиентов.

-7

Речь идет не только о моторных маслах. На данный момент мы анализируем практически весь ассортимент горюче-смазочных материалов и спецжидкостей. Это моторные масла, трансмиссионные, гидравлические, компрессорные жидкости, антифризы, топливо, включая негорючие масла, работающие на АЭС. Нашими партнерами являются и МЭИ, и РГУ нефти и газа, и другие институты."

Определение динамической вязкости на вискозиметре Брукфильда (ASTM D2983)
Определение динамической вязкости на вискозиметре Брукфильда (ASTM D2983)

Лабораторные исследования позволяют решать различные задачи, среди которых – не только мониторинг, но и подтверждение оригинальности продукции. Об этом мне рассказал технический директор МИЦ ГСМ Александр Антонов:

-9

"Есть две основные задачи, которые интересны потребителю. Первая задача, когда потребитель, неважно, физическое или юридическое лицо, хочет знать, купил ли он то масло, которое ему нужно. Для этого мы создали дополнительные сервисы, о которых расскажем ниже.

Тест на пенообразование (ASTM D 892)
Тест на пенообразование (ASTM D 892)

Вторая задача – это оперативный мониторинг состояния масла в технике. Он позволят определить, в каком состоянии находится само масло и узлы техники. Для этого у нас существуют специальные комплексы испытаний, т.н. КИТы, КИТ-3, КИТ-4, КИТ-5, в зависимости от типа двигателя, и от задачи, которая стоит. В таких исследованиях количество показателей ровно такое, чтобы оценить работоспособность масла и состояние агрегата, в который оно залито."

Какие показатели в анализах масел самые важные?

"Любой смазочный материал, в том числе моторное масло, это совокупность двух составляющих: вязкости и эксплуатационных свойств. Для определения вязкости существует общепризнанный в мире стандарт Общества автомобильных инженеров. У нас его иногда называют «сае», хотя это не совсем правильно. Правильно его называть «эс-эй-и». SAE J300. Данный стандарт классифицирует все моторные масла по типам вязкости, при низких и высоких температурах. У вязкости есть 4 ключевых показателя. Первый–имитация холодной прокрутки (CCS). Он показывает, при какой минусовой температуре можно гарантировано прокрутить двигатель, чтобы он завелся. Второе испытание – это испытание на прокачиваемость. Показатель (MRV) характеризует, при какой максимально низкой температуре масло может прокачаться через систему смазки, чтобы обеспечить наличие масляной пленки в контакте деталей. Также важны два показателя, которые касаются высокотемпературных свойств. Первый из них — кинематическая вязкость при 100 градусах Цельсия, то есть при рабочей температуре масла в двигателе. Четвертый показатель – это HTHS, High Temperature High Shear, то есть динамическая вязкость, которую показывает масло при высокой температуре, 150 градусов Цельсия, и высокой скорости сдвига. В процессе лабораторных испытаний имитируется работа двигателя с числом оборотов от 6 до 8 тысяч в минуту. Для большинства современных бензиновых двигателей — это максимальные обороты, для дизелей показатель поменьше.

-11

Кроме вязкости, есть вторая составляющая – эксплуатационные свойства. Они определяются как требованиями производителей техники (OEM), так и классификациями либо Американского института нефти (API), либо Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA). Мы с вами акцентируем внимание на API и ACEA. В них входят такие показатели, как щелочное число, испаряемость, сульфатная зольность, взаимодействие с эластомерами, пенообразование при разных температурах и т.д. То есть, в зависимости от классификации, требования API и ACEA добавляют дополнительно еще к первым четырем вязкостным от 7 до 11 прочих показателей."

Как по показателям масел определить их качество? Продолжает Александр Антонов:

"Анализируя вязкостные показатели, мы можем приблизительно оценить качество базовых масел, из которых произведено моторное масло.

Используя элементный анализ, мы можем оценить пакет присадок — начиная с того, соответствует ли он типичному для моторных масел. У нас, встречаются такие случаи, когда к нам приходит масло с заявленной категорией ACEA A3/B4, а в нем практически отсутствуют элементы пакета присадок. То есть в канистру залито близкое к базовому масло.

Исследование динамической вязкости MRV (ASTM D 4684)
Исследование динамической вязкости MRV (ASTM D 4684)
Исследование динамической вязкости MRV (ASTM D 4684)
Исследование динамической вязкости MRV (ASTM D 4684)

Анализируя пакет присадок, мы можем оценить некоторые свойства масла. Например, масла «свежих» категории API SN Plus и SP обязаны препятствовать такому явлению, как самовоспламенение топливной смеси в процессе её сжатия при малых оборотах и нагрузках (LSPI). Лидирующие мировые компании, проведя достаточно большое количество испытаний, доказали, что большое количество кальция в пакете присадок приводит к появлению LSPI в двигателе. Поэтому для этих категорий масел было принято решение по уменьшению количества кальция. Для сохранения моющих свойств, которые обеспечивают кальциевые соединения, были разработаны кальциево-магниевые пакеты присадок, которые позволили компенсировать снижение кальция за счет увеличения содержания магния. Так что, если мы видим канистру с маркировкой API SP или SN Plus, а магния в составе пакета присадок нет, есть повод задуматься, а соответствует ли оно данной классификации. Особенно критично это для владельцев автомобилей с прямым впрыском и с турбонаддувом – явление LSPI возникает именно в таких двигателях. Стоит учитывать, что состав пакета присадок ни одна классификация — ни API, ни ACEA — не нормирует. Но не исключено, что кто-то из производителей может решать проблему LSPI как-то иначе.

Еще одно из жестких требований, существующих и в европейской, и в американской классификациях – испаряемость. Она должна быть не более 13%. Менее – это всегда приветствуется, но надо понимать, что это увеличивает стоимость базового масла. Инженерная практика в разных странах подразумевает и различный набор требований. Например, для распространенной в РФ категории масел для дизельных двигателей API CI-4, американская классификация нормирует 7 показателей. Европейцы одновременно в этом же случае нормируют 14. То есть всякий раз, когда вы хотите проверить конкретное масло, вы должны понимать, на что вы его проверяете. Категории API — одно, категории ACEA – другое. Самое главное – правильно прочитать то, что написано на этикетке: класс вязкости, соответствие требованиям API или ACEA."

Огромное количество протестированных образцов сформировало обширную базу данных по оригинальным продуктам самых разных производителей. Подробнее о том, как это помогает потребителям не нарваться на подделку, рассказала заместитель управляющего МИЦ ГСМ, Мария Соколова:

"В 2022 году, следуя конъюнктуре изменившегося рынка, мы ввели несколько новых сервисов. Традиционно мы работали больше в В2В-сегменте, и изначально эти сервисы также были направлены на наших В2В-потребителей. Первый сервис — подтверждение оригинальности, когда по нашей мощной базе референсных образцов мы можем сказать, является исследуемое масло оригиналом или нет. Также мы ввели комплекс услугу «Ойлгарант», когда мы подтверждаем, что качество, которое декларируется на этикетке, соответствует тому, что там написано. То есть проводим расширенные физико-химические испытания по отраслевым спецификациям, в основном, по API и ACEA. Некоторые горно-обогатительные комбинаты, например, уже включают в ТЗ требования по наличию сертификата «Ойлгарант». Почему? Потому, что российский производитель масла сейчас не может получить лицензию API или ACEA, и, мы выступаем в роли независимой организации, оказывающей такие услуги по подтверждению требований в рамках данных спецификаций. Участие в системе накладывает определенные обязательства и на производителей. Дело в том, что в период действия сертификата мы храним референсное масло, и каждый потребитель может прийти и перепроверить, что он закупает – это действительно то самое масло, которое получило сертификат, или нет.

Таким образом, мы стимулируем производителей к сохранению рецептуры масла в стабильном состоянии на протяжении определенного периода. То есть они не могут менять рецептуры хаотично и постоянно, должны соблюдать качество и стабильность.

Многоэлементный анализ (ASTM D 5185)
Многоэлементный анализ (ASTM D 5185)

Система «Ойлгарант» запущена год назад, за этот период времени мы выдали порядка 45 сертификатов. Производители, получившие сертификат год назад, проводят сейчас повторные тесты для пролонгации сертификата. При этом обращений у нас было гораздо больше. Очень часто масла, изначально заявленные как оригинальные, в оригинальных канистрах, не проходят тестирование. Аналогично – и с продукцией небольших производителей. Хотя, я предполагаю, что производители часто сами введены в заблуждение — они основывались на теоретических знаниях от поставщиков базовых масел, от поставщиков пакетов присадок, что соответствие должно наблюдаться, но, вероятно, финальную рецептуру никто в действительности ранее не проверял по тем расширенным показателям, которые требуются для соответствия отраслевым спецификациям. Тем не менее, у ряда российских производителей, мы видим качественные, отработанные рецептуры."

Как лабораторные исследования могут помочь простым потребителям?

"Недавно стартовало наше сотрудничество с известной онлайн-площадкой Ozon. Проект называется «Ойлтест-гаранти». Как это работает? К нам обращается продавец, реализующий свои товары на площадке Ozon, говорит, «хочу пройти тесты и получить сертификат «Ойлтест-гаранти». Дает нам свою канистру масла определенного бренда, мы проверяем оригинальность по нашему внутреннему комплексу, который шире, чем обычные испытания. Есть у нас референс или нет – это уже неважно, мы используем свой внутренний комплекс тестов. Если все хорошо, мы выдаем сертификат на год. И потом в течение года у этого продавца мы совершаем слепые закупки этого масла, каждый раз перепроверяя, не появилась ли вдруг там подделка. Если продавец попадется на подделке, он будет заблокирован Ozon. По результатам положительный испытаний, мы выдаем сертификат «Ойлтест-Гаранти», и покупатель видит нашу фирменную желтую плашку при выборе товара на карточке продавца. На настоящий момент это работает уже у нескольких продавцов. И это действительно гарантия того, что мы проверили не просто внешний вид канистры, ее документы, или ее розничную цену, мы проверили само масло. Только лабораторная проверка гарантирует соответствие этикетки реальным характеристикам масла, которое вы заливаете в двигатель вашего автомобиля. Особенно, эта услуга востребована у поставщиков, ввозящих масла по параллельному импорту. Они хотят доказать своим покупателям, что то, что они привезли – это оригинальный продукт."

Анализ моторных масел Shell Helix Ultra 5W40 (образец №1) и Mirax MX-9 5W40 (образец №2) на соответствие требованиям спецификации ACEA A3/B4.

-15

Какое моторное масло предпочесть в условиях санкций? Производимое в России, или привезенное по параллельному импорту? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, поэтому для своего первого теста я приобрел на Ozon два масла, с заявленным соответствием требованиям ACEA A3/B4 и API SP — Shell Helix Ultra 5W40 и Mirax MX-9 5W40. Исследование было проведено в МИЦ ГСМ на соответствие требованиям A3/B4.

-16

Марка Mirax, по заявлению производителя, это "совместный проект корейской компании SIT Corporation, выступившей разработчиком рецептур моторных масел, и крупного завода блендера «Юнайтед Петрокемикалс», расположенного в Обнинске Калужской области, на мощностях которого и производится масло."

-17

Масло Shell – судя по маркировке на канистре, произведено ООО «Шелл Нефть» в России, в 2021 году. Есть даже QR-код для проверки подлинности, но сайт, на который ведет код, не работает.

-18
-19
-20

Обе канистры выглядят добротно, с качественными наклейками и крышками — на подделку не похожа ни одна из них. Но оказалось, только на первый взгляд.

Образец №1. Масло Shell Helix Ultra 5W40

Общая оценка: Опасность

Интерпретация лабораторных данных: Проба свежего масла. По измеренным физико-химическим показателям для данной пробы, моторное масло не соответствует требованиям спецификации ACEA А3/В4:

-Не соответствует требованиям стандарта SAE J 300 "Классификация моторных масел по вязкости" по показателю низкотемпературная прокачиваемость (MRV -35), по показателю имитация холодного запуска (CCS-30), по показателю предел текучести.

— Не соответствует требованиям категории API (ACEA) по показателю "Щелочное число TBN".

Протокол испытаний:

-21
-22

Комментарий технического директора МИЦ ГСМ Александра Антонова по образцу №1:

"Начнем с пакета присадок. Поскольку речь идет о спецификации ACEA A3/B4, которая действует как минимум с 2008 года, то пакет присадок с большим содержанием кальция – это нормально. В те времена проблем с LSPI еще не было. Содержание цинка, фосфора, бора — типичный пакет.

Кинематическая вязкость при 100 градусах Цельсия соответствует заявленному классу 40. Обусловленный спецификацией диапазон — 12,5-16.3. А вот щелочное число не соответствует требованиям A3/B4, должно быть более 10 единиц. То есть данное масло будет обладать меньшим, чем требуется для категории A3/B4, моющим и нейтрализующим эффектом.

Ни пометка об оригинальности товара на крупнейшем маркетплейсе, ни наличие в базе Росаккредитации декларации о соответствии техническим требованиям ТС, не является гарантией качества моторного масла.
Ни пометка об оригинальности товара на крупнейшем маркетплейсе, ни наличие в базе Росаккредитации декларации о соответствии техническим требованиям ТС, не является гарантией качества моторного масла.

Динамическая вязкость CCS при минус 30 градусов Цельсия превышает допустимое значение более, чем в 2 раза. То есть в реальных условиях при температуре масла в минус 30 градусов, стартер не сможет прокрутить двигатель, и он не запустится. Что касается динамической вязкости прокачивания (MRV), то тут все плохо — масло просто застыло. То есть мы даже не смогли определить показание. Прямо скажем, с точки зрения низкотемпературных свойств, данное масло — не самый лучший вариант. Я уже не говорю про моющие, нейтрализующие свойства, которые характеризуются щелочным числом.

Исследование вязкости HTHS (ASTM D 4683)
Исследование вязкости HTHS (ASTM D 4683)
Тест на испаряемость NOACK (ASTM D5800)
Тест на испаряемость NOACK (ASTM D5800)

Показатель, который подтверждает неудачные результаты по вязкости прокачивания – это предел текучести при минус 35 градусах. В исследуемом масле при температуре в минус 35 закристаллизовался парафин, и масло не сможет выполнять свою основную функцию – разделять трущиеся поверхности. Для хороших низкотемпературных свойств, масло должно быть включать в себе качественные базовые масла 2-3-4 группы. В данном случае, можно предположить, что в составе достаточно много базовых масел I группы.

Тест на устойчивость к сдвигу BOSCH (ASTM D 4683)
Тест на устойчивость к сдвигу BOSCH (ASTM D 4683)

Что касается устойчивости к сдвигу, тут все более-менее нормально. Пенообразование нормальное, совместимость с эластомерами – тоже неплохо. Пенообразование при температуре 150 градусов – тоже масло тест прошло.

По результатам испытаний, мы можем уверенно сказать, что в данную канистру залито масло не класса A3/B4 и не вязкости 5W40."

Образец №2. Масло Mirax MX-9 5W40

Общая оценка: Норма

Интерпретация лабораторных данных: Проба свежего масла. По измеренным физико-химическим показателям для данной пробы, моторное масло соответствует требованиям спецификации ACEA А3/В4.

Протокол испытаний:

-27
-28

Комментарий технического директора МИЦ ГСМ Александра Антонова по образцу №2:

По категории ACEA A3/B4, щелочное число 12,5 – как и должно быть. Динамическая вязкость при минус 35 – 6160, предельное значение 6600, то есть отвечает заявленным требованиям.

-29

Динамическая вязкость (MRV) 25500 при максимально возможных 60000. Испаряемость – показатель в норме. Предел текучести при минус 35 градусах – также нет замечаний, что говорит нам о правильно подобранной базе для заявленного класса вязкости. Устойчивость к сдвигу – показатель в норме, масло осталось в классе после теста. Совместимость с эластомерами тоже в порядке, как и пенообразование. Данное масло по физико-химическим показателям отвечает требованиям ACEA A3/B4 и классу вязкости SAE 5W-40 по SAE J300.

***
Зачем нужны лабораторные исследования масел?

Лабораторные исследования помогают не только контролировать состояние моторных масел и двигателей. Это, по большому счету, единственный способ определить качество и оригинальность того или иного продукта. Ну и, конечно же, далеко не все то масло, на котором написано “оригинал”, таковым является, даже в случае продажи на крупном маркетплейсе, что и подтвердил факт обнаружения в рамках исследования поддельного масла. Но стоит отметить, движение в правильном направлении уже идет — развитие систем, подобных “Ойлтест-Гаранти” поможет защитить интересы как продавцов, так и потребителей.

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Сталкивались ли с контрафактными маслами, какое моторное масло выбираете для своего автомобиля и как проверяете его на оригинальность?