Теперь Ikon вместо Nokian. Почему это хорошо, и что ждать от новых премиальных российских шин?

246 прочитали

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres. Что это означает для российской шинной отрасли, и что ждать от этих шин потребителю? Давайте разберемся, и начнем, как обычно, с истории вопроса.

В 2004 году финская компания Nokian Tyres построила под Всеволожском в Ленинградской области современный завод по производству шин, номинальной производственной мощностью 17 млн шин в год. До 2013 года в производство было инвестировано 530 миллионов евро, в период с 2014 по 2021 годы — еще 300 миллионов (из них 36 млн в 2021 году на новый автоматизированный склад). То есть суммарно более 45,5 миллиардов рублей рублей. На начало 2022 года стоимость предприятия вместе с лицензиями на все продукты оценивалась экспертами в 400 миллионов евро. Завод работал очень успешно, выпуская 80% всей продукции финской марки. Большая часть шин с российского завода (60%) поставлялась на экспорт в 40 стран мира, включая западную Европу и США. Шины отлично продавались и в России: к 2021 марка Nokian Tyres заняла 32,6% рынка в премиальном и среднеценовом сегментах (42% в зимних шинах и 21,9% в летних).

С введением постоянно ужесточающихся санкций, уход финской компании с российского рынка был предопределен: нарушились финансовые и логистические цепочки, но главное, возможности для экспорта продукции. Учитывая, что из 118 млрд рублей глобальной прибыли в 2021 году, 51.3 млрд рублей из них компания зарабатывала в России, для финнов это был серьезнейший удар, надолго подорвавший продажи продукции марки по всему миру. Но нет худа без добра: завод в марте 2023 года был продан российской нефтяной компании ПАО "Татнефть". Причем совсем не за бесценок, а по адекватной стоимости на момент сделки — 23,05 млрд руб (по курсу ЦБ на 13 марта, 286 миллионов евро). Несмотря на изменение структуры шинного рынка (концентрация и следовательно укрупнение производств у новых собственников), Ikon Tyres остается его крупнейшим игроком.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.

По условиям сделки, новая компания Ikon Tyres стала обладателем не только производства, работающего с высоким уровнем автоматизации, но и технологий — в частности, лицензий на выпуск ряда популярных моделей шин Nokian Tyres, причем как летних, так и зимних. Все технологические процессы остались абсолютно прежними. То есть ситуация оказалась в корне отличной от того, что случилось на ряде автозаводов, где прежние собственники, грубо говоря отключили оборудование от управляющих серверов, фактически превратив дорогостоящие станки в бесполезную груду железа.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-2

В ходе смены собственника и продуктовой линейки, завод ни на один день не останавливал производство, и в этом — огромная заслуга команды. Средний стаж работы на предприятии у сотрудников Ikon Tyres превышает 10 лет.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-3

Гендиректор Ikon Tyres Андрей Пантюхов возглавлял предприятие с самого начала — в 2004 году он стал его первым сотрудником. Пантюхов признает, что самым сложным решением стало сокращение персонала почти на треть — до 1100 сотрудников. Учитывая неизбежное снижение выпуска шин с 17 до 8 миллионов шин в год, в связи с ограничением экспортных возможностей, без этого было не обойтись.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-4

Еще одной сложной задачей стало формирование собственного научно-исследовательского направления, в котором ранее надобности не было, ведь все разработки велись в Финляндии. Эта задача также была решена, путем привлечения наиболее опытных специалистов из российской шинной отрасли. Первой задачей для инженеров стала разработка собственного шипа противоскольжения, точнее, его износостойкого элемента (твердосплавной вставки). Зачем это было необходимо? Передав лицензии на рецептуру и технологии зимних шин, шипы финны оставили себе. В Ikon Tyres уверяют, что новые патентованные шипы на шинах Nordman 7 и Nordman 8 по тестам работают даже лучше финских, обеспечивая больший зацеп в виду не таких жестких требований к износу дорожного полотна.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-5

По словам Пантюхова, все выпускаемые предприятием продукты абсолютно ничем не уступают прежним, ведь и технология производства, и конкретный компонентный состав, и рецептура смесей, и даже поставщики в основном остались прежними (изменились только логистические цепочки для ряда импортных компонентов).

Натуральный каучук
Натуральный каучук
Синтетический каучук
Синтетический каучук
100-процентное тестирование всех резиновых смесей
100-процентное тестирование всех резиновых смесей
Лабораторный тест
Лабораторный тест
Проверка образца на разрывное машине
Проверка образца на разрывное машине

Что за шины выпускают сейчас во Всеволожске? До марта 2023 завод производил привычные шины с логотипом Nokian Tyres, затем с них исчез финский логотип (как раз такие шины Nordman 7 без лого я взял себе на Rifter, о чем однозначно не жалею). В среднеценовой линейке Ikon Nordman, которая по условиям соглашения после 2025 года сменит имя на Ikon Character, выпускаются шипованные шины Nordman 5/7/8 (обычные и SUV-версии), фрикционные шины Nordman RS2/RS2 SUV. Замена премиальным шинам серии Hakkapeliitta появится только в сезоне 24/25 в серии Ikon Autograph.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-11

Что касается летних шин 2024 года, производство которых идет сейчас в полную силу, то тут также произошла череда переименований, не поменявшая, по словам Пантюхова, характеристик шин.

Автоматическая тележка-робот с электроприводом
Автоматическая тележка-робот с электроприводом
Кто угадает, зачем в составе протекторной ленты цветная полоска?
Кто угадает, зачем в составе протекторной ленты цветная полоска?
12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-14

В серии Nordman осталось три шины — высокоскоростные SZ2, стандартные SX3 и "кроссоверные" S2 SUV. Премиальная серия Ikon Autograph включает в себя три модели, различающиеся в том числе индексом скорости — высокоскоростные Ultra, дождевые Aqua и экономичные Eco, что соответствует прежним моделям Hakka Black, Hakka Blue и Hakka Green.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-15

Модели сохранили не только узнаваемые индексы, но характеристики, но и диапазон типоразмеров — то есть, к примеру, высокопроизводительные шины Ikon Autograph Ultra 2 с индексами скорости от W (270 км/ч) до Y (300 км/ч) выпускается в размерах вплоть до 21 дюйма. Впрочем, даже у базовой модели Eco 3, индекс скорости даже в минимальном 13 размере — Т (190 км/ч), и W (270 км/ч) в размере 18".

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-16
12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-17

Замены финским АТ- и МТ-шинам, к сожалению, пока нет — по словам Пантюхова, их доля в структуре прибыли компании была минимальной, своеобразная вишенка на торте, поэтому в соглашение с финнами эти модели не вошли. Тем не менее, выпуск подобных продуктов в будущем вполне ожидаем.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-18

Резюмируя все вышесказанное. Похоже, что кейс Ikon Tyres по переходу крупнейшего в стране шинного производства от иностранного собственника российскому достоин войти в учебники. Образцовый пример того, как команда профессионалов способна эффективно решить задачу сохранения и оптимизации сложного производства — в интересах как государства, так и потребителей.

12 декабря на бывшем заводе компании Nokian Tyres в Ленобласти было официально запущено производство шин новой российской марки — Ikon Tyres.-19

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Что думаете на этот счет? Жду ваших комментариев и дополнений!