Какой антифриз заливать в автомобили Hyundai и KIA, и почему? Немного теории и лабораторный тест трех антифризов с маркетплейса

В систему охлаждения автомобиля нужно заливать охлаждающую жидкость только рекомендованного производителем типа. Почему это так, подробно разбирал в прошлом материале про то, какие бывают антифризы. Сегодня предлагаю немного глубже углубиться в региональную специфику — и провести первые в этом блоге лабораторные исследования нескольких образцов антифризов.

Разговор начнем с антифризов для корейских автомобилей, которых в структуре 44-миллионного российского автопарка более 5.2 млн (доля парка 11.8%). Большая часть этих автомобилей — производства родственных марок Hyundai и KIA, средний возраст автомобилей, по данным Russian Automotive Market Research, составлял в 2019 году 7.6 лет. Доля автомобилей возрастом до 5 лет на тот момент составляла 36,0% парка, 6-10 лет – 35,2%.

Инструкция к автомобилю Hyundai Creta актуального поколения предписывает первую замену антифриза через 120 месяцев или 210 000 км пробега. Также можно обратить внимание, что далее ОЖ производитель рекомендует заменять чаще. Почему? Производители самостоятельно определяют приемлемые для них сервисные интервалы для последующих замен, исходя из своей сервисной политики и в том числе коммерческих соображений. Возможно, данное изменение срока эксплуатации связано с тем, что процедура замены ОЖ в официальных СТО не предусматривает полной замены с откачкой отработанного антифриза и промывкой, а смешение с остатками старой ОЖ приводит к сокращению срока службы залитой жидкости.
Инструкция к автомобилю Hyundai Creta актуального поколения предписывает первую замену антифриза через 120 месяцев или 210 000 км пробега. Также можно обратить внимание, что далее ОЖ производитель рекомендует заменять чаще. Почему? Производители самостоятельно определяют приемлемые для них сервисные интервалы для последующих замен, исходя из своей сервисной политики и в том числе коммерческих соображений. Возможно, данное изменение срока эксплуатации связано с тем, что процедура замены ОЖ в официальных СТО не предусматривает полной замены с откачкой отработанного антифриза и промывкой, а смешение с остатками старой ОЖ приводит к сокращению срока службы залитой жидкости.

10 лет или 200 000 км пробега — это как раз сервисный интервал, на котором корейские производители рекомендуют менять охлаждающую жидкость. Так что же заливать?

Какие антифризы используются в корейских автомобилях и почему?

В 1960-х годах в Европе и Северной Америке широко использовались охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, в которых основными ингибиторами коррозии были соли бора, или бораты — доступные неорганические присадки, хорошо работающие с распространенными чугунными блоками и другими железосодержащими компонентами (аналог этих жидкостей — классический “Тосол”). Похожие антифризы с боратами использовались и в Японии, но наибольшее распространение вскоре получили охлаждающие жидкости стал на основе этиленгликоля и этаноламина, в которых в качестве ингибиторов применялись уже фосфаты. Согласно исследованиям, амины и фосфаты значительно лучше защищали алюминиевые компоненты двигателей от коррозии, что и было закреплено стандартом BS3150.

В Европе и США алюминиевые двигатели стали широко применяться в 1970-х годах, но инженеры пошли другим путем, сосредоточившись на применении силикатов в качестве ингибиторов для защиты алюминия от коррозии. В то же время, в Японии избегали использования силикатов из-за их негативного воздействия на материалы уплотнителей водяного насоса, а также гелеобразования, что также могло негативно повлиять на работу помпы. Вскоре использование боратов в Азии было прекращено. Именно тогда создание антифризов для Европы/Северной Америки и Японии/Азиатского региона пошло по разному пути, с точки зрения технологий ингибиторов. Но, конечно, несмотря на определенные конструктивные различия в конструкции ДВС и систем их охлаждения, в части применяемых материалов, японские производители во многом зависели и от европейских и американских требований. Так, еще в конце 1970-х годов японские производители автомобилей избегали использования нитритных антифризов из-за принятых в Северной Европе в Швеции мер по борьбе с нитрозамином. Последующий переход на нонаминовый антифриз был обусловлен принятыми в Норвегии в 1987 году нормами по триэтаноламину.

Результатом стала разработка лобридных охлаждающих жидкостей на основе фосфатов и органических кислот P-OAT, широко используемых не только японскими, но и корейскими производителями, разработки которых во многом основаны на японских технологиях. Использование охлаждающих жидкостей на основе фосфатов и органических кислот позволило кратно увеличить срок службы охлаждающих жидкостей, например, с полугода (на тяжелых грузовиках) до 7-10 лет.

Применительно к корейскому автопрому, в самом начале этого пути партнером Hyundai Motor Group (равно как и других национальных марок, стала химическая компания Kukdong (KD Finechem). Первым продуктом в 1976 году стал силикатный антифриз А-202, соответствующий корейскому стандарту KS M2142. Срок службы такой ОЖ составлял классические 2 года или 40 тысяч км. Следующая разработка (1987 г.) — гибридный антифриз с содержанием фосфатов, но без боратов и аминов, был разработан специально для автомобилей Hyundai и KIA (спецификация Hyundai/Kia MS 591-08). Срок службы составлял 3 года или 60 000 км. Появившийся в 1995 году фосфатный антифриз А-105 уже не содержал бораты, силикаты, амины, нитриты или нитраты, и обеспечивал срок службы в 5 лет или 100 000 км. Следующая модификация произошла только в 2007 году, когда инженерами Kukdong был разработан лобридный фосфатно-карбоксилатный антифриз А-110, все также соответствующий спецификации MS591-08, но с улучшенными характеристиками, и увеличенным до 210 000 км или 10 лет сроком службы. Данные оригинальные антифризы выпускаются не только в Южной Корее — в том числе, по лицензии в ряде стран, где было развернуто производство автомобилей марок Hyundai и Kia — в частности, и в России (на заводе “Техноформ”).

Почему нужно заливать правильный антифриз в корейские автомобили?

Как я уже не раз говорил, при выборе антифриза первичны именно требования конкретного автопроизводителя. Соответствие им и получение официального допуска — единственная полноценная гарантия безопасной и надежной работы антифриза в конкретном двигателе. Этому предшествует множество сложных и дорогостоящих тестов, ведь автопроизводитель несет ответственность за эффективную и беспроблемную работу двигателя в течение гарантийного срока. Охлаждающие жидкости годами разрабатываются под определенные двигатели и требования, а потом проходят многолетние лабораторные, стендовые и ходовые испытания, при успешных результатах которых получают или не получают официальные допуски автоконцернов. Присадки должны не только выполнять свои защитные функции, но при этом не должны конфликтовать с компонентами двигателя, т.е. должны находиться в тонко настроенном балансе друг с другом. Поэтому любое отклонение от заводских требований в том числе по содержанию того или иного компонента (тех же фосфатов) может привести к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем, не все продаваемые в России антифризы, обозначенные как аналог А-110 для корейских автомобилей, “одинаково полезны”, как и показали лабораторные анализы.

Сколько фосфора вешать в миллиграммах? Исследование ASTM 6130 — многоэлементный анализ

Как я писал в прошлой статье, полноценный лабораторный анализ свойств антифризов выполняется по целому комплексу показателей. В частности, для свежей ОЖ это: визуальный контроль, водородный показатель pH при 20/25 ºС (ASTM D 1287), кондуктометрия (TDS и удельная электропроводность) при 20/25 ºС, рефрактометрический анализ при 20ºС (коэффициент преломления, содержание гликоля, температура начала кристаллизации, ASTM D 3321), плотность при 20 ºС (ASTM D 4052), и многоэлементный состав, позволяющий определить фактическое содержание присадок (натрий, фосфор, бор, калий, кремний, молибден, кальций, магний, барий — ASTM D 6130).

Передача образцов в лабораторию МИЦ ГСМ. В день тут выполняют анализы более чем тысячи образцов различных масел и иных технических жидкостей.
Передача образцов в лабораторию МИЦ ГСМ. В день тут выполняют анализы более чем тысячи образцов различных масел и иных технических жидкостей.

Чтобы сравнить состав, а значит и базовое соответствие требованиям допуска Kia/Hyundai, нескольких популярных в России антифризов, предназначенных изготовителями для корейских автомобилей, мы приобрели их на маркетплейсе и отправили в независимую лабораторию МИЦ ГСМ, где был выполнен именно многоэлементный анализ ASTM D 6130.

В систему охлаждения автомобиля нужно заливать охлаждающую жидкость только рекомендованного производителем типа. Почему это так, подробно разбирал в прошлом материале про то, какие бывают антифризы.-3

Суть метода состоит в применении атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ICP) для определения содержания различных элементов, присутствующих в охлаждающей жидкости. Используемый прибор — спектрометр Agilent Technologies 700 Series ICP-OES.

В систему охлаждения автомобиля нужно заливать охлаждающую жидкость только рекомендованного производителем типа. Почему это так, подробно разбирал в прошлом материале про то, какие бывают антифризы.-4

Сравниваемые образцы были куплены на Озоне: оригинальный антифриз Crown LLC A-110 (производитель АО “Техноформ”, 1338 р за 1 кг), Coolstream A-110 (АО “Техноформ”, 501 р за 1 кг), Felix P-OAT JDM Green (производитель ООО “Тосол-Синтез-Инвест”, 310 р за 1 кг).

Канистры передаются в лабораторию, на них наносится индивидуальная маркировка
Канистры передаются в лабораторию, на них наносится индивидуальная маркировка
У всех жидкостей заявлено соответствие допускам для корейских автомобилей, в частности, спецификации MS 591-08
У всех жидкостей заявлено соответствие допускам для корейских автомобилей, в частности, спецификации MS 591-08
У антифриза Felix обычная крышечка и запаянная фольгой горловина канистры, у Crown LLC крышка с контролем первого вскрытия (отрывное кольцо), у Coolstream – крышка с КПВ и запайка фольгой.
У антифриза Felix обычная крышечка и запаянная фольгой горловина канистры, у Crown LLC крышка с контролем первого вскрытия (отрывное кольцо), у Coolstream – крышка с КПВ и запайка фольгой.

У всех жидкостей заявлено соответствие спецификации HYUNDAI·KIA Motors MS 591-08, и рекомендации по заливке в системы охлаждения корейских автомобилей, но, по факту испытаний, можно видеть, что между образцами есть существенная разница.

Так, пробы оригинальной жидкости KIA/Hyundai Crown LLC A-110 и Coolstream A-110 показали идентичный профиль по неорганическому составу пакета присадок. Не удивительно — один и тот же продукт, только в разных упаковках.

Протокол испытаний ОЖ Crown LLC A-110
Протокол испытаний ОЖ Crown LLC A-110
Протокол испытаний ОЖ Coolstream A-110
Протокол испытаний ОЖ Coolstream A-110
Протокол испытаний ОЖ Felix P-OAT JDM Green
Протокол испытаний ОЖ Felix P-OAT JDM Green

Антифриз Felix же хоть и имеет в своем составе фосфор, но общий профиль у него сильно отличается от профиля оригинальной жидкости А-110, что позволяет утверждать, как минимум, о неполном соответствии данного продукта допуску Kia/Hyundai.

По количественным показателям заметно, что профиль у Felix достаточно «бедный», процент ввода присадок заметно ниже, чем в случае с продуктами A-110, что косвенно может свидетельствовать о том, что продукт будет срабатываться быстрее. Также можно заметить, что в продуктах A-110 присутствуют соли молибдена – еще одного эффективного ингибитора, а также соли калия (калийные соли считаются более эффективными чем натриевые).

Можно ли полностью судить по качеству антифриза только по содержанию фосфатов? Все несколько сложнее.

Фосфаты и фосфорсодержащие ингибиторы коррозии — это достаточно широкий ряд соединений, которые могут нести разные функции в составе охлаждающей жидкости. Это могут быть как базовые составляющие pH-буфера, так и просто компонент стабилизатора в пакете присадок. Слишком низкое содержание фосфора может указывать как на то, что фосфор играет не прямую роль в пакете присадок для защиты элементов в системы охлаждения, а является стабилизатором пакета присадок или вообще не выполняет каких-либо функций. В таком случае в составе продукта обязательно должны быть другие компоненты, защищающие контур от коррозии.

Можно ли заливать в корейские автомобили не-фосфатные антифризы?

В случае отдельных марок корейских автомобилей лучше всего применять именно оригинальные охлаждающие жидкости, или жидкости, советующие по уровню качества или составу оригинальным. Это бывает отражено и в руководствах по эксплуатации, но, к сожалению, не всегда эти слова сохраняются в адаптированных на русский язык (часто наши переводчики «удаляют» часть информации для упрощения).

По мнению специалистов, для автомобилей KIA и Hyundai лучшим решением будет применение рекомендованного фосфатного антифриза типа А-110, благо, данный продукт даже в текущих условиях производится с оригинальным корейским пакетом присадок, не является дефицитным и его легко найти на полках магазинов и на маркетплейсах. Вместе с тем, если мы расширим диапазон марок, то изменение типа охлаждающей жидкости может допускаться и самим производителем — например, в свое время после покупки компанией GM автомобильная марка Daewoo перешла на другие технические жидкости, в частности, Dex-Cool – 100% OAT охлаждающую жидкость. Что было прямо отражено в соответствующей технической литературе, и ничего страшного не случилось.

В принципе, любые 100% органические карбоксилатные составы действительно универсальны и в теории подходят к любым корейским автомобилям. Ничего страшного случиться не должно, если антифриз качественный.

Но ведь речь идет не о том, что двигатель взорвется, если залить в него неправильный антифриз. А о том, чтобы жидкость эффективно прослужила весь рассчитанный, подтвержденный автопроизводителем срок эксплуатации до плановой замены и при этом никак не навредила системе. Многие «болячки» серьезно проявляются лишь спустя несколько лет, когда что-то делать уже поздно.

Уже не раз говорил о том, что на тип рекомендованного производителями антифриза влияют традиционные региональные особенности, специфика автомобилестроения и компонентной базы. Состав различных сплавов, которые используются в элементах системы охлаждения, действительно может отличаться в зависимости не только от страны производства, но и от конкретной марки. Более того, речь идет не только о металлах, но еще и о различных пластиках и резинах, используемых в соединениях и патрубках. Для их защиты могут требоваться специфичные компоненты пакетов присадок, вводимые производителями оригинальных жидкостей.

Другими словами, если для вашего корейского автомобиля Hyundai или KIA рекомендована охлаждающая жидкость А-110 — лучше заливать именно ее. Если обязательно необходимо заменить антифриз, но А-110 в доступе нет, то можно, в качестве более краткосрочного компромиссного решения, выбрать и универсальный 100% карбоксилатный антифриз с серьезным пакетом присадок — желательно, подтвержденным лабораторными тестами.

Помните — не все антифризы одинаково полезны для вашего авто, чтобы не было написано на этикетке!

Теперь вам слово, уважаемые читатели, особенно, владельцы корейских автомобилей. Какую охлаждающую жидкость заливаете в свой автомобиль? Делитесь опытом, мнениями и дополняйте в комментариях!