Воспитание самостоятельности. Что важно делать родителям

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители,  видим эту самостоятельность?

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители, видим эту самостоятельность? Ребенок сам встает, идет в школу, убирается в своей комнате, выполняет домашнюю работу… Не кажется ли вам, уважаемые родители, что самостоятельность мы рассматриваем как добровольную реализацию детьми наших желаний. Ведь это мы хотим, чтобы так поступали наши дети, причем добровольно. То есть, чтобы дети не просто делали то, что мы холим, и желали это делать!

Самостоятельность - выбор плюс принуждение

Настоящую самостоятельность отличает ответственность. А ответственность рождается в результате выбора. Выбор всегда дает возможность понять про свои желания и нежелания, принять решение и нести за это ответственность. Нет выбора – нет самостоятельности. Без выбора сложно говорить о самостоятельности. Без выбора действие может быть обязанностью, долгом, принуждением, послушанием.

Чтобы воспитать самостоятельность, необходимо, чтобы у ребенка было пространство выборов, как пространство его свободы. В этом пространстве ребенок учиться понимать себя, свои потребности и желания. Начинает осознавать, что самостоятельные решения всегда предполагают ответственность.

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители,  видим эту самостоятельность?-2

И это не означает, что не должно быть пространства, где ребенок должен слушаться и соответствовать определенным правилам и нормам. Это пространство учит ребенка тому, что в жизни есть место данности. Например, данностью для ребенка может быть необходимость ходить в школу, делать домашние задания, закончить хотя 9 классов... Данностью будет являться и наличие родителей с определенным уровнем образования, материального достатка и т.д.

Таким образом для воспитания самостоятельности необходимы пространство выбора, как пространства свободы и пространства подчинения. Чтобы уравновесить эти два пространства, необходимо еще пространство компромисса.

Как это можно реализовать в семье?

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители,  видим эту самостоятельность?-3

Пространство подчинения как пространство норм и правил

Пространство подчинения (послушания) не предполагает осуществление насилия. Это пространство не насилия, а порядка. Здесь важно соблюдение норм и правил, которые устанавливаются родителями и обсуждаются с детьми в зависимости от их возрастных возможностей. Правила обязательно озвучиваются и обязательно соблюдаются. Некоторые правила могут быть одинаковые для детей и родителей (не оскорбляем, не кричим, предупреждаем, если задерживаемся, сдерживаем обещания, помогаем и т.д.). Также могут правила только для детей. Некоторые правила могут быть семейными традициями (праздники, встречи по выходным за столом, чтение книг на ночь и т.д.)

Правила должны быть посильными для детей. Соблюдение правил – это право и обязанность родителей. Процесс соблюдения правил не должен зависеть от различным обстоятельств и эмоциональных состояний. Сегодня родители в хорошем состоянии – детям разрешается нарушать правила, завтра плохое – все запрещается. Особо опасно, если за одно и тоже действие сегодня ребенка наказывают, а в другой раз не обращают на это внимание. Основное средство следования правилам – пример.

Правила могут меняться в зависимости от возраста детей, внешних и внутренних изменений.

Нужно отметить, что правила всегда есть, если даже они не озвучиваются, но работают.

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители,  видим эту самостоятельность?-4

Пространство свободы как пространство выбора

Пространство свободы организуется через возможность выборов. Это пространство существует уже в раннего детства, когда у ребенка есть возможность выбирать игру, еду, одежду, мультфильмы из предложенных родителями. Постепенно пространство расширяется (выбор кружка, отдыха, друзей, школы, порядка в своей комнате и т. д.). Важно в процессе выбора с ребенком договариваться, что повлечет за собой данный выбор. Нужно давать выбор там, где ребенок реально может нести ответственность. Важно, чтобы ребенок встретился с результатами своих выборов. Если выбор был неудачным важно не ругать, а анализировать. Детство – это пора, когда есть возможность ошибаться. Опыт детских ошибок – это опыт, который вполне может быть не травматичным, а полезным для жизни.

Важно отметить, что это пространство расширяется не только за счет выбора действия, но и за счет возможности ребенком выражать свою точку зрения. Это не значит, что родители должны обязательно с ней согласиться, но позволить ей быть важно.

Родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Это понятно. Как мы, родители,  видим эту самостоятельность?-5

Пространство компромисса - пространство роста

Пространство компромиссов – это пространство, где ребенок может оспаривать жесткость правил и норм и переводить их в пространство выборов. Здесь все зависит от возможностей ребенка договариваться и нести ответственность. Это может касаться режима дня, организация учебной деятельности, уровня контроля со стороны родителей... Это пространство нужно также и для того, чтобы ребенок мог договариваться о каких-то единичных случаях (во сколько лечь спать в субботу (интересный фильм), пойти ночевать к друзьям, поехать в гости на каникулах и т.д.).

Самостоятельность - результат проживания ребенка в трех пространствах

Самостоятельность формируется, когда есть опыт следования понятным для ребенка правилам и нормам, с одной стороны, и возможностью выбирать и нести за это персональную ответственность, с другой стороны. Это соотношение меняется по мере взросления ребенка через пространство компромиссов. Постепенно пространство выборов расширяется, а пространство норма и правил становится основой, которая позволяет делать осознанные выборы.