17,6K подписчиков

Несколько слов про пенсионный стаж в шахте

397 прочитали
Ни для кого не секрет, что шахтёры намного раньше уходят на пенсию и даже недавнее повышение пенсионного возраста не коснулось шахтёрской профессии.

Ни для кого не секрет, что шахтёры намного раньше уходят на пенсию и даже недавнее повышение пенсионного возраста не коснулось шахтёрской профессии. Тяжёлый физический труд, особо вредные условия, большая эмоциональная нагрузка – в конечном итоге всё это негативно сказывается на здоровье. По молодости лет отрицательные факторы не ощущаются, организм не плохо с ними справляется. Однако с возрастом болячки вылезают наружу, старые травмы начинают всё чаще и настойчивей напоминать о себе. Поэтому вовсе не от хорошей жизни шахтёры уходили и уходят на пенсию по первой сетке – в 50 лет. Хотя тут есть нюансы, о них и поговорим. И в основном буду опираться на свой опыт, когда я работал в шахте. Напомню: из шахты я вышел в 1997-м году, с тех пор многое изменилось. Если раньше мои родственники и друзья были шахтёрами, то сейчас таковых нет никого. Как сейчас в шахте, я знаю только в очень-очень общих чертах, за подробности не в курсе.

Фото: Александр Наумов
Фото: Александр Наумов

Итак, последние десятилетия XX века. Перво-наперво, для того, чтобы в полувековой юбилей стать пенсионером, необходимо было отработать в шахте не менее 10 лет. Если «десятки» нет (даже если не хватает буквально нескольких дней), то пенсия будет на общих основаниях – в 60 лет. Поэтому к нам неоднократно приходили 40-летние ребята, до 50 лет зарабатывали льготный стаж и в полтинник шли на пенсию. Или наоборот в молодые годы отрабатывали «десятку» и уходили из шахты (у меня получилось именно так, но это отдельная история).

Есть ещё один нюанс, по которому на пенсию можно было уйти гораздо раньше 50-и лет (Положение введено в постсоветской России, во времена СССР его не было). Суть заключается в следующем. Работа в шахте существенно различается по специалитету и шахтёр одной специальности не имеет права выполнять работу другой специальности. Например, проходчика не пустят в добычную лаву, а ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя) соответственно не будет допущен в проходческий забой. Зато МГВМ (машинист горновыемочных машин, а попросту – комбайнёр) может работать и на добычном комбайне, и на проходческом, хотя по конструкции это очень разные машины и объединяет их только одно – они железные и чертовски тяжёлые. Ну а назначение у них в общих чертах одинаковое – разрушение горного массива и погрузка отбитой массы на конвейер. Для добычного комбайна массивом является уголь, однако при недостаточной мощности (если сказать проще – толщины) угольного пласта выемка полезного ископаемого ведётся с присечкой породы. Впрочем, на добычных участках подобный вариант практикуется крайне редко.

В проходке забой может идти как по углю (нередко с присечкой породы), так и по чистой породе – это уже зависит от назначения подземной выработки.

Следует упомянуть ещё одну шахтёрскую специальность – электрослесарь подземный. Этот шахтёр может работать практически на всех участках шахты, где есть электрооборудование – пускатели, моторы, насосы и пр.

Специальностей в шахте много и их условно можно разделить на две группы – основные и вспомогательные. Перечисленные выше специальности – проходчик, ГРОЗ и МГВМ – являются основными; электрослесарь подземный, а также ГРП (горнорабочий подземный), МПУ (машинист подземных установок), монтажник и т.д. относятся к вспомогательным. 20 лет стажа по основной специальности даёт право выхода на пенсию независимо от возраста. Таким образом, пенсионером вполне можно стать в 40 лет. Если бы я не ушёл из шахты, пенсионное удостоверение получил бы в 44 года.

Во времена СССР был ещё один нюанс со стажем и размером пенсии. Отец после достижения пенсионного возраста отработал в шахте ещё два года и его общий подземный стаж составил 25 лет и 1 день, что позволило ему получать повышенную пенсию в размере 184 рубля.