Не для слабонервных. Жуткая средневековая медицинская процедура, которая иногда практикуется и сейчас...

2K прочитали

Новомодные течения могут «всплыть» абсолютно в любой области человеческой жизнедеятельности. Взять хотя бы смартфоны – когда новая технология ворвалась на рынок, люди с трудом понимали, как это возможно не трогать кнопок для совершения каких-либо операций в телефоне. Но когда смартфоны стали новой модой, миллиарды людей по всему миру отринули старые устои и перешли на новый формат «общения» с гаджетом.

Также в медицине (вернее – в «околомедицине»): в начале XX века россияне верили в «заряженные банки с водой». Но в XIX веке абсолютно весь мир помешался на таких полезных паразитах, как пиявки, которые, в прямом смысле этого слова, «попали практически в каждый дом».

Панацея от всех болезней

С самого начала XIX века влияние медицинских пиявок описывалась как панацея абсолютно от всех болезней – психических заболеваний и какого-нибудь туберкулёза. И все эти прелести излечения крылись только в одном существе чёрного или тёмно-коричневого цвета! И все эти существа обладали воистину неутолимым аппетитом, отчего были готовы с радостью «лечить» представителей рода Homo Sapiens хоть днём, хоть ночью, так как наши с вами предки с превеликим удовольствием предоставляли еду Hirudo medicinalis.

В итоге большинство врачебных рекомендаций варьировались только от количества пиявок, применимых для излечения той или иной болезни. К примеру, гастрит могли победить 40 полезных паразитов. А пневмонию – от 80 и выше «лекарственных единиц». Пиявками пытались лечить даже метеоризм!

Новомодные течения могут «всплыть» абсолютно в любой области человеческой жизнедеятельности.

Первое массовое применение – Европа

Именно европейские врачи начала XIX века пришли к выводу, что кровопускание, открытое ещё чуть ли не в эпоху зарождения Древнего Египта, вполне применимо в современных реалиях. Вот только резать никого не хотелось – не очень эстетично и «технологично». Именно поэтому кто-то из докторов «обратился за помощью» к маленьким кровососущим созданиям, которые через малейшую дырку в теле могли высосать огромное количество «лишней крови». Более того – антикоагулянты, содержащиеся в слюне паразитов, помогали очень быстро прервать кровотечение, едва паразит отделяется от тела.

Грубо говоря, произошло «переоткрытие открытия», ибо в Античном мире пиявки использовались очень широко. Но только XIX век раскрыл паразитов для медицины заново, благодаря стараниям таких врачей, как Валь-де-Грас и Франсуа-Жозеф-Виктор Бруссе, что жили и вели свою деятельность в Париже.

Растущая популярность пиявок как эталонного средства кровопускания и излечения «от ста недугов» привело к тому, что примерно к середине XIX века начал чувствоваться дефицит этих созданий. Именно поэтому, на случай дефицита пиявок в лечебных учреждениях, были созданы альтернативы, в виде специальных наборов, имитирующих действия насекомых. Но потом доктора как-то приспособились выводить целые колонии «природных кровопускателей». Правда, только в местах привычного обитания (об этом чуть позже).

Именно благодаря авторитету столь значимых светил в медицине, как Грас и Бруссе, которые применяли новое средство направо и налево, влияние пиявок на эпоху Нового времени стало колоссальным. Да настолько, что данное средство применяется по настоящий день, получив уже третий всплеск популярности в истории!

Одна больница – 2 миллиона пиявок

Просто представьте себе эту цифру: с 1830 по 1836 год только одна больница Бруссе использовала больше двух миллионов пиявок для лечения пациентов. При этом, чтобы получить «порцию кровопускания», не нужно было даже чем-то болеть – паразитов «ставили» в качестве профилактики, ещё до постановки основного диагноза.

Но больница Бруссе – настоящий чемпион по применению нового метода лечения. Другие больницы ограничивались всего лишь 5 – 60 тысячами пиявок в год, в зависимости от того, где располагались.

Новомодные течения могут «всплыть» абсолютно в любой области человеческой жизнедеятельности.-2

Бизнес на паразитах

Сельскохозяйственная отрасль быстро «уловила», что на разведении пиявок можно очень даже неплохо обогатиться. Именно поэтому жители села нередко становились профессиональными сборщиками пиявок. А некоторые, более предприимчивые жители деревень и сёл и вовсе запускали настоящий бизнес по промышленной добыче данных паразитов, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Дошло до того, что даже известный английский поэт – Уильям Вордсворт, в одном из произведений, красиво описал процесс сбора пиявок в селе. Для этого «профессиональны сборщик» «предлагал» паразитам либо своё тело, либо тело только что убиенной приманки.

Сборщики прекрасно знали, что паразит выпивает примерно 1 столовую ложку крови, после чего чувствует сытость. А когда есть сытость, то можно аккуратно отделить пиявку, в идеале повредив как можно меньше зубов. И, с учётом того, что в ротовой полости каждого такого существа количество зубов значительно превышало сотню, то потерять пару единиц было делом совершенно нестрашным.

Но существовал огромный риск – риск заражения или значительной потери крови. Именно поэтому история умалчивает о том, сколько сборщиков пиявок сложили свои головы ради сиюминутного обогащения.

Новомодные течения могут «всплыть» абсолютно в любой области человеческой жизнедеятельности.-3

Пиявки «в моде»

Пиявки во всех смыслах «вползали» в моду.

К примеру, в Англии Викторианской эпохи в моде были платья, на которых красовались вышитые паразиты. Были и художники, готовые «воспеть» новую медицинскую сенсацию, что «отдельно», что на теле человека.

В свою очередь, любые аптечные служащие старались установить в центре помещения прозрачные аквариумы или контейнеры, внутри которых, услаждая взор посетителей, плавали живые «лекарственные препараты» сразу от всех недугов.

К слову, в США настолько остро чувствовался дефицит медицинских пиявок, что научным сообществом была объявлена награда, эквивалентная современным 17 тысячам долларов, которая должна была достаться тому, кто мог бы разработать методику по выращиванию таких уникальных созданий на территории «Нового Света». Но проблема была не такой простой, как кажется, ибо паразиты требуют не только идеальных (для себя) условий существования, но и достигают репродуктивного возраста только спустя пару лет жизни. С учётом уровня смертности этих созданий, никто из американских медицинских деятелей, включившихся в гонку за премией, так и не смог вырастить жизнеспособную, саморазмножающуюся колонию Hirudo medicinalis.

Дошло до того, что некоторые известные люди держали пиявок в качестве… домашних питомцев. К примеру, английский лорд-канцлер Томас Эрскин ещё в начале XIX века был настолько благодарен двум пиявкам, значительно облегчившим его состояние, что дал им имена – Клайн и Хоум и повсюду возил «своих друзей» в специальном стакане.

Начало движения по защите животных

Что интересно: массовый отлов пиявок привёл к постепенному, но значительному снижению общей популяции. Это привело к тому, что сразу несколько Правительств, в том числе Правительство Российской империи, внедрили первые меры по защите этих созданий. К примеру, в нашей стране в 1848 году вышло государственное распоряжение, которое запретило отлов медицинских пиявок с мая по июнь. То есть в тот период, когда происходило основное размножение «дефицитных существ».

Движение по защите пиявок стало первым законотворческим прецедентом, когда Правительства сразу нескольких стран приняли нормативные акты, направленные на защиту живых существ.

Мюриэл Робертсон, ловящая пиявок
Мюриэл Робертсон, ловящая пиявок

Угасание популярности

После того как пиявки не смогли «погасить» эпидемию холеры, в этих полезных существах разочаровалось огромное количество представителей человеческого рода. Это привело к тому, что уже в начале XX века общее количество пиявок, применяемых в медицинских целях, кратно снизилось.

Несмотря на это, и сейчас есть целые медицинские школы, которые по-прежнему продолжают использовать Hirudo medicinalis для лечения людей. Всё это привело к тому, что популяция медицинских пиявок «не выправилась» и столетие спустя - в XXI веке. Поэтому и сейчас конкретно этот вид живых существ находится под угрозой исчезновения, и именно поэтому отлов строго регламентируется и контролируется такой известной организацией, как Международный союз охраны природы.

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.