20,5K подписчиков

Из президентского кресла на пожизненное: Как Ельцин перехитрил парламент, сбежав от высшей меры

923 прочитали

Это невероятно, но Борис Ельцин, не пользуясь никаким доверием населения, сумел и выборы выиграть (в 1996 году), и в отставку уйти не принудительно, а добровольно, назначив при этом преемника! 31 декабря 1999 года он передал свои полномочия Владимиру Путину, отметившись напоследок легендарной фразой: «Я устал. Я ухожу».

А ведь всего за несколько месяцев до этого Ельцин мог пересесть из президентского кресла на скамью подсудимых!

Сразу после майских праздников 1999 года Дума возбудила процедуру отрешения главы Российского государства от должности. С намерением не просто отправить его в отставку, но и отдать под суд. Попытка оказалась неудачной. Но она была достаточно серьёзной, а не просто популистской.

Борис Ельцин
Борис Ельцин

Обвинение состояло из пяти мощных пунктов. Статей Уголовного кодекса в нём было задействовано тоже пять. Ельцин обвинялся в

· развале страны (СССР) и ослаблении Российской Федерации - подготовкой, заключением и реализацией незаконный Беловежских соглашений (статья «Измена Родине»);

· государственном перевороте осенью 1993 года, когда парламент расстреляли из танковых орудий (статьи «Превышение власти или служебных полномочий» и «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах»);

· развязывании кровопролитной войны на территории Чеченской Республики (статья «Превышение власти или служебных полномочий»);

· совершении действий, повлекших ослабление обороноспособности и безопасности России (статья «Злоупотребление должностными полномочиями»);

· совершении действий, повлекших геноцид народа России (статьи – «Злоупотребление должностными полномочиями», «Геноцид»).

В трёх из пяти из этих статей максимальным наказанием значилась, по Уголовному кодексу, смертная казнь. Вследствие моратория на неё, "пулю в лоб" заменили на пожизненное заключение.

Штурм Белого дома
Штурм Белого дома

Конечно, вероятность такого максимального приговора была равна нулю. А вот вероятность надолго переместить спившегося и одряхлевшего президента из уютного кабинета в Кремле в тюремную камеру – вполне реальной.

Для этого выдвинутое депутатами Думы обвинение должны были подтвердить Верховный и Конституционный суды РФ.

По каждому из пяти пунктов обвинения депутаты голосовали по отдельности. Но для запуска процедуры импичмента достаточно было хотя бы одного пункта из пяти. Чтобы за него проголосовало не менее 300 депутатов.

Менее всего голосов набрал последний, пятый пункт, - о геноциде: его 238 депутатов. На 1 голос больше, 239, набрал первый пункт - обвинение в развале СССР.

С тем, что Ельцин подорвал обороноспособность и безопасность России, согласился 241 депутат.

В целом, инициаторы импичмента сами полагали, что эти три пункта носили не столько правовой, сколько пропагандистский характер. А вот претензии в пунктах № 2 (о государственном перевороте) и № 3 (о развязывании войны в Чечне) - были очень конкретными, очень хорошо обоснованными юридически и подкреплёнными документально.

Ведь Ельцин, с точки зрения закона, действительно в октябре 1993-го силой захватил государственную власть, принадлежавшую, по Конституции Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ. Причём сделал это с использованием вооружённой силы, из-за чего погибли мирные граждане страны.

Обвинение приводило конкретные документы, в которых фигурировали решения Ельцина, приведшие к такому результату.

Однако, несмотря на безупречную юридическую подготовку доказательной базы для данного пункта, за него проголосовало 263 депутата, а против - 60. Не хватило 37-ми голосов. Инициаторы импичмента были очень разочарованы этим результатом - после его оглашения в зале раздались крики: «Позор!»

Как вспоминает один из этих инициаторов, Николай Харитонов (который в 1999 году состоял ещё не в КПРФ, а в Аграрной партии) – на пункт №3 (о развязывании войны в Чечне) их надежда была вообще стопроцентной. В том, что Ельцин виновен в этой кровавой бойне, сомнений не было ни у кого.

«Естественно, мы всё прикидывали и делали расчёты заранее, и, по всем расчётам, голосов хватало с лихвой», - говорит Харитонов.

Уверенность эта была связана с тем, что за этот пункт обещали проголосовать не только депутаты от КПРФ, ЛДПР, Аграрной партии и т.п. оппозиции, но даже и «демократы» - партия «Яблоко».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Её сопредседатель Сергей Митрохин вспоминает, что это действительно так. По другим пунктам он и его товарищи голосовали против. Но что касается войны в Чечне – тут у них не было никаких сомнений в виновности Ельцина. «По этому пункту я и сейчас проголосовал бы точно так же, как тогда, - за импичмент», - подчёркивает Митрохин.

Выступавший на этом процессе в роли главного обвинителя депутат Виктор Илюхин (бывший высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры) обосновал вину Ельцина максимально чётко и убедительно. Подкрепил свои обвинения документами.

Однако голосование, уже совершенно неожиданно, снова провалилось. За импичмент Ельцина и отдачу его под суд проголосовало 283 депутата. Не хватило всего лишь 17-ти голосов! Это был шок. И это был реальный позор российского парламента.

Николай Харитонов, избегая конкретных обвинений своих коллег по Думе, расплывчато сказал в своих воспоминаниях, что администрация президента «задействовала механизмы влияния» и «административный ресурс». Конкретнее, мол, выразиться не могу: не пойман - не вор. Но из кулуаров Госдумы всё же утекла информация о подкупе депутатов: за то, чтобы проголосовать против всех пунктов обвинения, можно было получить «гонорар» 50 тыс. долларов, «не брать бюллетень» - 30 тыс., проголосовать «за» любой пункт, кроме «Чечни» - 15 тыс.

Как всегда, деньги решили всё. Некрасивая и грязная история.

Однако, как бы то ни было, но результат окупил потраченные на него несколько сотен тысяч долларов: «ельцинская команда» снова одержала победу. А победители, как известно, получают всё. Однако, кроме суда обычного, есть ещё суд истории. А он однозначно не в силах оправдать разрушительную деятельность Бориса Ельцина.