30,9K подписчиков

Персидские принцессы с усами или переодетые мужчины актеры?

2,8K прочитали

Спойлер: это женщины

Уже несколько лет в сети гуляют занимательные фотографии персидских женщин конца 19 века в коротких пышных юбках. Кстати, женщин не простых, а из гарема самого шаха Насер-ед-Дина Каджара.

Фотографии резонансные, вызывающие бурные обсуждения и практически сразу ставшие мемами.

Как только они стали доступны общественности, так тут же появились различные версии, разъясняющие, кто и почему на них изображен. Самая популярная гласит, что и не женщины это вовсе, а переодетые актеры театра, которые лишь играли роль женщин.

Каджарская принцесса
Каджарская принцесса

Версия эта гуляет из публикации в публикацию и постоянно переписывается разными авторами. Но вот что удивительно - источники этой информации не приводятся. Заголовки кричат о разоблачении, но кто разоблачил и на какие факты опирался разоблачитель - об этом ни слова.

Все самостоятельные попытки найти подтверждающие факты заводят в тупик - в поиске выдаются статьи на Пикабу, ЖЖ, сайтах женских журналов. Все что угодно, но только ни научные публикации.

Так может все-таки это реальные женщины?

О жизни женщин в каджарском Иране в конце 19 века и о том, что представлял собой гарем шаха, можно узнать из заметок Мисль-Рустема, одного из инструкторов Персидской казачьей  бригады, выпустившего в 1897 книгу "Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г".

Обложки книг: Мисль-Рустем "Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г" и Тадж-аль-Салтане "Crowning Anquish"
Обложки книг: Мисль-Рустем "Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г" и Тадж-аль-Салтане "Crowning Anquish"

Или "из первых рук" - дневника анонимной женщины знатного происхождения, известной как "Леди из Кермана" ("Lady from Kerman"), которая была частым гостем в шахском гареме, или мемуаров дочери шаха Тадж аль-Салтане (Taj al-Saltana).

Тадж аль-Салтане// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran
Тадж аль-Салтане// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran
Тадж аль-Салтане// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится  в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. Надпись на карточке - "Тадж-аль-Салтана, дочь Насер-ед-Дина Шаха"
Тадж аль-Салтане// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. Надпись на карточке - "Тадж-аль-Салтана, дочь Насер-ед-Дина Шаха"

Последняя, описывая структуру андаруна (андарун - женская половина мусульманского дома), упоминает 80 постоянных жен шаха. Кроме них, в шахском дворце проживало и множество временных жен. В соответствии с оценкой Тадж аль-Салтане, общее число женщин в шахском андаруне составляло 500- 600 человек (!!)

Любовь Насер-эд- Дина к женщинам была общеизвестным фактом и многие считали ее одним из самых серьезных его пороков. Однако его гарем существенно уступал гарему его предка, Фетх- Али Шаха (1797- 1834), хотя и превосходил сераль отца, Мохаммед Шаха

Во времена детства Тадж самыми влиятельными среди всех остальных жен в гареме были Анис аль-Даула (Anis-al-Dawla) и Амине Акдас (Amin Aqdas).

Амине Акдас. Фотограф - Насер-эд-Дин Шах // источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran
Амине Акдас. Фотограф - Насер-эд-Дин Шах // источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran

Амине Акдас была второй по влиятельности женой в гареме шаха. В мемуарах Тадж она упоминается в основном в контексте ее племянника, Малиджака//Азиз-аль-Султан (Malijak, Aziz al-Soltan), который был любимцем шаха.

Групповой портрет. Фотограф - Насер-эд-Дин Шах // источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Ira. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. Надпись на фото рукой шаха - " Лайла Ханум (Layla Khanum), Фурух-аль -Даула (Furugh al-Dawlah), и Фахр-аль-Даула (Fakhr al-Dawlah); мальчик - Азиз-аль-Султан (Aziz al-Sultan)
Групповой портрет. Фотограф - Насер-эд-Дин Шах // источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Ira. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. Надпись на фото рукой шаха - " Лайла Ханум (Layla Khanum), Фурух-аль -Даула (Furugh al-Dawlah), и Фахр-аль-Даула (Fakhr al-Dawlah); мальчик - Азиз-аль-Султан (Aziz al-Sultan)

Многие современники критиковали и высмеивали Насер эд-Дина за его непонятную привязанность к Малиджаку, которого многие презирали из-за его отталкивающей внешности и своеобразного поведения. Согласно завещанию отца, Тадж должна была стать невестой Малиджака. Однако оно не вступило в силу из-за протеста ее матери ,в итоге Малиджак был обручен с другой дочерью шаха , Ахтар аль-Даула.

Ахтар аль-Даула(Akhtar al-Dawlah) и ее служанки// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Ira. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране
Ахтар аль-Даула(Akhtar al-Dawlah) и ее служанки// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Ira. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране

Самой любимой женой шаха была Анис- аль-Даула. В 1891 году иранский историк и общественный деятель Мохаммед Хасан Хан Э'темад ас-Салтана (Mohammad Hasan Khan E'temad os-Saltaneh) писал: «Гарем шаха ограничивается этой женщиной. Если она умрет, горе Ирану».

Анис аль-Даула попала в гарем в качестве временной жены шаха в 1859 году. До конца своей жизни она оставалась в этом статусе, несмотря на неоднократные предложения стать женой постоянной.

Анис аль-Даула. Автор фотографии - Насер-эд-Дин Шах. Фотография хранится во во дворце Голестан в Тегеране// фото из книги "Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography. Desirous Bodies , Staci Gem Scheiwiller
Анис аль-Даула. Автор фотографии - Насер-эд-Дин Шах. Фотография хранится во во дворце Голестан в Тегеране// фото из книги "Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography. Desirous Bodies , Staci Gem Scheiwiller

В своих мемуарах Тадж аль-Салтане отмечает особое положение Анис-аль-Даула при дворе шаха: "Все жены иностранных послов принимались в ее доме ... Все влиятельные и знатные семьи, все жены министров и других чиновников также принимались в ее доме. Большинство прошений подавалось через нее, потому что, когда она представляла их государю, они принимались..."

У Насер-эд-Дин шаха было больше десяти дочерей. Самая фотографируемая из них, вторая дочь, Эсмат аль-Даула (Ismat al-Dowleh).

Эсмат аль-Даула// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится  в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. На левой фотографии надпись  - "Эсмат аль-Даула, дочь Насер-ед-Дина Шаха"
Эсмат аль-Даула// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. На левой фотографии надпись - "Эсмат аль-Даула, дочь Насер-ед-Дина Шаха"

Кстати, в англоязычном интернете, эти фотографии вызвали иную, по сравнению с русскоязычным, волну версий. А именно - принцесса Эсмат в каджарском Иране считалась эталоном красоты и из-за нее покончили с собой 13 влюбленных мужчин.

Как и в случае с театром и переодетыми мужчинами, эта версия тоже не имеет под собой никаких оснований. Хотя бы потому, что Эсмат была выдана замуж в юном возрасте (ей было 9 или 10 лет) и, скорее всего, никаких посторонних мужчин, кто бы не приходился ей родственником, не встречала.

Кстати, большая часть фотографий Эсмат была сделана ее мужем - Амир Дост Мохаммад Хан Моайер аль Мамалеком (Amir Doost Mohammad Khan Moʿayyer al-Mamalek). В своем доме они даже организовали фотостудию.

Левое фото - Эсмат аль-Даула с матерью и дочерью// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране.  Правое - Эсмат аль-Даула с матерью, дочерью, мужем и неизвестным мужчиной// источник - https://quod.lib.umich.edu/t/tap/7977573.0009.109/--modern-family-the-transformation-of-the-family-photograph?rgn=main;view=fulltext
Левое фото - Эсмат аль-Даула с матерью и дочерью// источник - сайт Гарвардского университета, Women's Worlds in Qajar Iran. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране. Правое - Эсмат аль-Даула с матерью, дочерью, мужем и неизвестным мужчиной// источник - https://quod.lib.umich.edu/t/tap/7977573.0009.109/--modern-family-the-transformation-of-the-family-photograph?rgn=main;view=fulltext

Что же касается эталона красоты, с одной стороны, ни в одном из источников Эсмат не называют красавицей. С другой, то, за что сейчас многие "высмеивают" персидских женщин с фотографий - усики и пышнотелость - в то время недостатками не считались.

Как пишет профессор Гарвардского университета Афсане Наджмабади в своей книге "Женщины с усами, мужчины без бороды, "густые брови и усики считались настолько привлекательными, что их иногда подкрашивали".

Эсмат аль-Даула. Фотограф - Амир Дост Мохаммад Хан  Моайер аль Мамалек. Фотография хранится  в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране.
Эсмат аль-Даула. Фотограф - Амир Дост Мохаммад Хан Моайер аль Мамалек. Фотография хранится в Институте современных исторических исследований Ирана в Тегеране.

Кураторы выставки "Каджарские женщины: образы женщин в Иране XIX века", которая проходила в Музее исламского искусства в Катаре в 2016 году, также отмечали: "В эпоху Каджаров образцом женской красоты считалась женщина с густой монобровью и усами. Например, женщины императорского гарема каджарского правителя Насер эд--Дин Шаха с помощью макияжа подрисовывали усы и соединяли брови, если не обладали этими яркими чертами".

В разных культурах идеалы красоты разнятся. И с течением времени они меняются. И не нам о них судить.

И да, возвращаясь к вопросу в заголовке - это женщины из семьи шаха и никак не переодетые мужчины.

Спасибо за внимание!

Источники:

Women's Worlds in Qajar Iran// сайт Гарвардского университета

Staci Gem Scheiwiller. Modern Family: The Transformation of the Family Photograph in Qajar Iran

Piotr Bachtin. The Royal Harem of Naser al-Din Shah Qajar (r. 1848–96): The Literary Portrayal of Women's Lives by Taj al-Saltana and Anonymous ‘Lady from Kerman’//Middle Eastern Studies, 2015

Staci Gem Scheiwiller. "Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography. Desirous Bodies

Afsaneh Najmabadi "Women with Mustaches and Men without BeardsGender and Sexual Anxieties of Iranian Modernity"

Crowning Anguish: Taj al-Saltana, Memoirs of A Persian Princess from the Harem to Modernity, 1884-1914