Найти тему

Пушкин и императоры. Выставка «Пушкин 225»

 

Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут..

(из письма Н.Н. Пушкиной 1834г.)

Думаю, что вы улыбнулись, прочитав эти строки из письма. А если серьезно?  Каковы же были отношения поэта и императоров?

Император Павел I (1754-1801)

Известно о единственной встрече А.С. Пушкина и Павла Петровича. Она состоялась в Москве в 1800 году. Но история царствования Павла Первого, в особенности цареубийство 11 марта 1801 года, всегда были предметом особого интереса Пушкина.

А.Ж. Меку Андре Ж.-А. Беннер. Павел I, император. 1817-1824 Бумага, пунктир, резец, офорт. Государственный музей А.С. Пушкина. Фото автора.
А.Ж. Меку Андре Ж.-А. Беннер. Павел I, император. 1817-1824 Бумага, пунктир, резец, офорт. Государственный музей А.С. Пушкина. Фото автора.
Тарелка из кабинетного сервиза 1796-1801.Тарелка из юсуповского сервиза. 1798. Фарфор, подглазурное кобальтовое  покрытие, надглазурная роспись, позолота. Фото автора.
Тарелка из кабинетного сервиза 1796-1801.Тарелка из юсуповского сервиза. 1798. Фарфор, подглазурное кобальтовое покрытие, надглазурная роспись, позолота. Фото автора.

Этот сервиз был многопредметным. Заказан Павлом для Зимнего дворца и выполнен по образцу Кабинетного. Свое название получил по имени управляющего Императорским фарфоровым заводом в тот период князя Н.Б.Юсупова.

Мундир Павла I. Сукно, медь. Государственный историко- художественный дворцово-парковый музей заповедник «Гатчина». Фото автора.
Мундир Павла I. Сукно, медь. Государственный историко- художественный дворцово-парковый музей заповедник «Гатчина». Фото автора.

Император Александр I

(1777-1825)

Пушкин несколько раз видел императора Александра Павловича в Москве и Царскосельском лицее, где царю представляли лицеистов, в также у Карамзиных. За антиправительственные стихи 1820-х император предполагал отослать поэта в Сибирь или на Соловки. Но благодаря влиянию друзей официальная ссылка была заменена переводом на службу на юг. Образ Александра неоднократно встречается в произведениях Пушкина.

А.П. Рокштуль.  Александр I, император 1817.  Бумага, картон бристольский, акварель. Государственный музей А.С. Пушкина. Фото автора.
А.П. Рокштуль. Александр I, император 1817. Бумага, картон бристольский, акварель. Государственный музей А.С. Пушкина. Фото автора.

После кончины императора или Великого князя мундиры церемониально передавались в полк по принадлежности. Позднее, при Аничковом дворце, о одном из императорских дворцов СПб, был создан специальный кабинет, в котором находились мундиры, начиная с императрицы Екатерины Великой. 

После революции, в 1920-е, хранение было упразднено, и мундиры были переданы в различные государственные организации, в том числе в музеи. В пояснительной записке к стенду написано, что в 1954 году вицмундир приобрела Киностудия им. М.Горького для съемок фильма «Анна на шее».

Письменный прибор. Россия 1820-е Малахит, бронза, литье, хрусталь. Государственный музей А.С. Пушкина.Письменный прибор находился в кабинете императора Александра I. Фото автора.
Письменный прибор. Россия 1820-е Малахит, бронза, литье, хрусталь. Государственный музей А.С. Пушкина.Письменный прибор находился в кабинете императора Александра I. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Данный парадный вицмундир носили на балах и светских вечерах. Особенностью его являются петли из крученных нитей на левой стороне груди. Они предназначены для крепления звезд высших степеней российских орденов. На подкладке обшлага правого рукава сохранилась надпись галлановыми чернилами « От Государя Императора». Поэтому, видимо, и предположили, что этот вицмундир принадлежал императору Александру Павловичу.

Император Николай I 

(1796-1855)

Российский император с 1825 года.       

Дж. Доу.Портрет великого князя Николая Павловича 1823 Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств. Фото автора.
Дж. Доу.Портрет великого князя Николая Павловича 1823 Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств. Фото автора.

Остаток зимы, весну и лето 1826 года Пушкин провел в тревожном ожидании. И в самом деле, предчувствие его не обмануло. 

3 сентября 1826 года в Михайловское за ним явился посланный от псковского губернатора с приказанием немедленно выехать в Москву, где в это время находился император Николай и весь его двор.

Пушкин расстался с родными местами в полночь, не успев  проститься с соседями, провожаемый только верной няней. Все дорогу его не покидало беспокойство. Что-то ждет впереди? 

В Москве состоялась личная встреча Пушкина и Николая Павловича. Это случилось 8 сентября 1826 года в Николаевском (Чудовом) дворце Московского кремля. Беседа продолжалась более часа. Известно, что Пушкин признался царю, что если бы он был  в Петербурге, то встал бы в ряды мятежников. А Николай I  заявил, что разговаривал с «умнейшим человек России». И взял на себя обязанности личного цензора поэта.

Вернув, таким образом, Пушкина из Михайловской ссылки, император поручил ему работать над историей Петра, приблизил его ко двору.

Однако отношение Пушкина к происходящему было неоднозначным, но несомненно присутствовала и личная благодарность, и надежда на политические и общественные преобразования.

Графин и стаканы. Императорский стеклянный завод. 1830-е. Хрусталь с надцветом, алмазная грань, роспись золотом. Государственный музей А.С. Пушкина.
Графин и стаканы. Императорский стеклянный завод. 1830-е. Хрусталь с надцветом, алмазная грань, роспись золотом. Государственный музей А.С. Пушкина.
Мундир офицерский Лейб-Гвардии Гренадерского полка Россия 1825-1829 Сукно, канитель, металл,ткань подкладочная, шелк, блестки. Эполеты генерала от инфантерии. Россия 1855 Галун,сукно, канитель. Доломан генеральский Лейб-Гвардии Гусарского полка Россия 1838 Сукно, мишура, галун, шнур металлизированный, металл, шелк. Принадлежали императору Николаю I. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ.
Мундир офицерский Лейб-Гвардии Гренадерского полка Россия 1825-1829 Сукно, канитель, металл,ткань подкладочная, шелк, блестки. Эполеты генерала от инфантерии. Россия 1855 Галун,сукно, канитель. Доломан генеральский Лейб-Гвардии Гусарского полка Россия 1838 Сукно, мишура, галун, шнур металлизированный, металл, шелк. Принадлежали императору Николаю I. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ.

Императрица Александра Федоровна. (1798-1860) Супруга Николая I Неизвестный художник с оригинала Крюгера. Холст, масло. 1830. Фото автора.
Императрица Александра Федоровна. (1798-1860) Супруга Николая I Неизвестный художник с оригинала Крюгера. Холст, масло. 1830. Фото автора.
Фрагмент картины. Фото автора.
Фрагмент картины. Фото автора.

Графин и два стакана, что выше на фото, выполнены на Императорском стеклянном заводе для Петергофского дворца Коттедж, он расположен в парке Александрия. Герб, правда, плохо виден на фото.

Он создан В.А. Жуковским: синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз (любимых цветов Александры Федоровны) с девизом на русском «За Веру, Царя и Отчество». Герб был на фасаде дворца и в интерьерах. Мне так понравилось некое нежное сияние, исходящее от картины с изображением Александры Федоровны работы неизвестного художника, что решила поместить в статье как некое лирическое отступление...

Или вот юношеские рисунки Николая Павловича. С ними познакомилась на выставке "Романовы. Урок рисования". По теме домашнее рисование частной жизни императорской семьи тогда было представлено более трехсот работ из семейного архива, начиная от детей императора Павла I и заканчивая детьми последнего российского императора Николая II.Прошло время, а рисунки его помнятся. Я ведь представляла Николая I как строгого самодержца, а это, оказывается личность с совершенно замечательным чувством юмора. Часто изображал людей в виде шаржей, любил рисовать и карикатуры на своих преподавателей. Вот некоторые из них.

Фото автора.
Фото автора.

А вам нравятся девушки в лосинах? Взял и нарисовал вот таких женщин в парадной форме кавалергардов, ловко увеличивая или уменьшая им те или иные формы тела.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Однако, вернёмся к Александру Сергеевичу. Царская «милость» от Николая Павловича, как вскоре убедился поэт, оказалась замаскированной целью надзора за ним и все тем же стеснением личной свободы. Пушкин ничего не мог напечатать из своих произведений без разрешения императора. С этим никак не могла смириться его свободолюбивая душа. Он писал, как и прежде, по велению сердца и совести. Все более дорогое его душе становилось известным лишь его близким друзьям или расходилось в тайных списках.

В 1831 году Пушкин был зачислен в МИД, в 1833 году ему был пожалован в камер –юнкеры, что вызвало у поэта резкое раздражение, как неприличное его возрасту.

С Николаем I связаны такие произведения Пушкина как «В надежде славы и добра…», «Нет, я льстец, когда царю…», «Герой».

 

В предсмертные дни Пушкина Николай Павлович обещал позаботиться о будущем его семьи.

Согласно его письму,  адресованному Жуковскому, «Опеке над малолетними детьми и имуществом камер-юнкера А.С. Пушкина» было поручено:

«1.Заплатить долги Пушкина. 2.Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество, 4. Сыновей в пажи по 1500 рублей на воспитание каждого по поступлении на службу. 5. Сочинения издать за казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 тыс. руб.»

В результате деятельности Опеки уплачены частные долги Пушкина в размере 92 500 рублей. Был прощен долг казне в размере 43 000 рублей.

Спасибо за ваше внимательное прочтение, за комментарии, лайки! Не забывайте, обратная связь важна для мотивации автора в написании новых статей.

Кстати, знаете ли вы, что было принято называть "Донжуанским списком Пушкина"? Если интересно, то можно заглянуть в телеграм канал и ознакомиться с ним.