4,2K подписчиков

Литературные прогулки по Мурманску. Прогулка шестнадцатая. Улица Привокзальная

301 прочитал

Улица Привокзальная появилась на карте Мурманска 28 июня 1959 года. Начало улицы – у железнодорожного вокзала, конец – за старым, или Ленинским, рынком.

Одно из самых первых строений на улице – двухэтажный дом с башней (№ 9), стоявший у перрона. В нём 18 декабря 1924 года открылась первая в городе гостиница – «Желрыба». Гостиницу построило одно из подразделений железной дороги, отсюда и название.

Гостиница «Желрыба». 1920-е годы
Гостиница «Желрыба». 1920-е годы

Приехавший в Мурманск в 1929 году Максим Горький обратил внимание на это сооружение: «Против вокзала, на пригорке, обширное здание гостиницы, центральная часть его сложена из разноцветных кусков гранита, а крылья – деревянные, эти крылья и островерхая крыша придали всему корпусу странную лёгкость».

Московская писательница Зинаида Рихтер в очерке «За полярным кругом» так описывала внутреннее убранство «Желрыбы»: «Зал ресторана поражает своей безвкусицей, вероятно, дорого стоящей… Но всё искупает высокий камин в северном норвежском стиле, всегда тепло пылающий. Стоит взглянуть на него, и всё вокруг видишь в другом свете, ко всему подходишь с другой меркой». Здесь, по мнению автора, можно было запросто встретиться с типажами в духе героев Джека Лондона: «Люди в меховых шапках с ушами и кожаных зюйдвестках, в рыбачьих сапогах и пимах, подтянутых ремнём к поясу, за столиками, уставленными бутылками, в облаках дыма, всегда весело и буйно настроенные… В один вечер в мурманском ресторане оставляют жалованье, пай трёхмесячного улова, все деньги, полученные за проданную рыбу или оленьи шкуры».

Зинаида Рихтер
Зинаида Рихтер

Известный океанограф Всеволод Васнецов в книге воспоминаний «Под звездным флагом «Персея» описывает посетителей ресторана «Желрыбы» уже более прозаично: «При гостинице был и ресторан, открытый чуть ли не круглосуточно. Это единственное в Мурманске официальное злачное место всегда переполняли матросы и рыбаки. Несмотря на традиционное ресторанное оформление – пыльные пальмы и зеленые плюшевые портьеры, это был просто кабак. Некоторый интимный уют ему придавали два объявления: «Просют вскатертю не сморкатца» и «Просют матом не крыть». Откуда-то приходило много финнов. Обедать или ужинать в ресторане было почти невозможно, сюда ходили напиваться. И атмосфера здесь так накалялась, что часто была под стать клондайкской, только вместо традиционных там большекалиберных револьверов здесь шли в ход ножи и бутылки».

Всеволод Аполлинарьевич Васнецов
Всеволод Аполлинарьевич Васнецов

Криминальный ресторан попал на страницы повести новосибирского писателя Вивиана Итина «Спасение Печонкина». Автор оказался в Мурманске в 1928 году, отсюда он ушёл в плавание по Северному морскому пути. Вот небольшой отрывок из повести: «Нижний этаж желрыбовской гостиницы, где маленький клопиный номер стоит 5-6 р. в сутки, занят «рестораном». Днем это — приличная столовая, ночью — кабак. Эпопея поножовщины годами разыгрывается у входа. Интернациональная ругань потрясает желрыбовские стекла. Специальный вышибала, потея, спокойно выносит живые трупы и, с помощью милиционера, сваливает в мокрый ров».

Вивиан Азарьевич Итин
Вивиан Азарьевич Итин

Редкий номер газеты "Полярная правда" обходился без описания происшествий в злополучном ресторане. Неудивительно, что в конце концов специальная комиссия при окружном исполкоме 14 декабря 1928 года постановила закрыть ресторан и открыть на его месте рабочую столовую. А гостиница просуществовала до тех пор, пока в 1933-м не вошла в строй четырехэтажная «Арктика». Ещё какое-то время в здании сохранялись отдельные номера, где иногда размещали железнодорожных служащих. Но к началу Великой Отечественной не осталось и их.

Улица Привокзальная появилась на  карте Мурманска 28 июня 1959 года. Начало улицы – у железнодорожного  вокзала, конец – за старым, или Ленинским, рынком.-5

Долгое время в бывшей гостинице находилось управление Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Частично в перестроенном и переделанном виде здание сохранилось до сих пор.

Здание бывшей гостиницы. Середина 1980-х годов
Здание бывшей гостиницы. Середина 1980-х годов