Найти в Дзене

Оптин женский монастырь-место обретения преп. Макария Алтайского

Болхов. Иногда его называют младшим братом Суздаля. Действительно, уже на подъезде к городу, золотые маковки куполов проглядывают сквозь деревья, словно играют с тобою в прятки. Поднимаешься на болховскую гору и любуешься, как золотые луковицы блестят на голубом небе.  Стоит город на холмах, якобы назывался в ранние времена Девятигорском. Есть еще версия названия города, которая ассоциируется с бухующей, бурлящей водой в реках города. Ударение - спорный момент, не БОлхов, а БолхОв. У подножия храмов реконструируются парки. В тени деревьев много лавочек, где можно просто пообщаться и отдохнуть. Правда есть одно но- птицы. Ох, уж эти галки, прям недержание какое- то у них, сытно живут, отчего лавочки не все надлежащего вида и применения. Спускаясь еще на ярус ниже, обустраивают отличное место для спорта. Деревянная мостовая убегает вдаль и приводит к плотине на реке Нугрь. А вдоль мостовой бежит ручей- это река Болховка. В легендах города эта бурная речушка, а тут как ручеёк. Город

Болхов. Иногда его называют младшим братом Суздаля. Действительно, уже на подъезде к городу, золотые маковки куполов проглядывают сквозь деревья, словно играют с тобою в прятки. Поднимаешься на болховскую гору и любуешься, как золотые луковицы блестят на голубом небе. 

Стоит город на холмах, якобы назывался в ранние времена Девятигорском. Есть еще версия названия города, которая ассоциируется с бухующей, бурлящей водой в реках города.

Ударение - спорный момент, не БОлхов, а БолхОв.

У подножия храмов реконструируются парки. В тени деревьев много лавочек, где можно просто пообщаться и отдохнуть.

-2

Правда есть одно но- птицы. Ох, уж эти галки, прям недержание какое- то у них, сытно живут, отчего лавочки не все надлежащего вида и применения. Спускаясь еще на ярус ниже, обустраивают отличное место для спорта.

-3

Деревянная мостовая убегает вдаль и приводит к плотине на реке Нугрь. А вдоль мостовой бежит ручей- это река Болховка. В легендах города эта бурная речушка, а тут как ручеёк.

-4

Город безлюден, тишина, нет суеты. Хочется отдохнуть? Приезжайте сюда и наслаждайтесь спокойствием.

 Неплохой трекинговый путь можно проложить в городе. 

-5

Мы же доехали до Троицкого Оптинского женского монастыря, больно хотелось немного узнать об обретении мощей Макария (Глухарева) Алтайского. 

2004-2005 году, помнится мне, только начинались раскопки склепов под храмом. И вот 2024 год неужели, 20лет прошло и мощи вдруг обретены, как же так? Почему ушло так много времени? Если честно то и не было надежды уже.( но это у нас мирских, тех кто так далек от церкви.)

Восстановлены главные врата
Восстановлены главные врата

Историю обретения кратко рассказала нам одна из монахинь этой обители. Ну, как рассказала..Сначала мы обратили внимание на одну чудную икону, с подписью для игуменьи Евфалии 2016 год. Разобраться было сложновато, очень много праздников на одной иконе, и названия храмов. 

Как оказалось, на иконе подписаны все болховские храмы, а их было больш 20 (из последней экскурсии около 30) и под названием храма клеймы праздников в честь которых освящены престолы этих храмов. Очень необычный образ, но оказывается он существовал давно, только в маленьком формате в другом храме города. С этого и начался разговор с матушкой. Потом она рассказала, что обретены мощи преподобного Макария. Удержаться от вопроса, как все было и почему так много времени прошло, не получилось. 

Склеп под храмом, где обретены мощи.
Склеп под храмом, где обретены мощи.

На поиски святых мощей в монастыре, прислала запрос Алтайская епархия, можно сказать, как открыли монастырь вновь. И на самом деле склеп от мусора расчистили уже в 2006 году, храм использовался под склад, и были найдены разные останки, и только одни лежали аккуратно, в сохранившимся священническом облачении. Но как узнать, а вдруг это другой настоятель монастыря?

 Для этого были вызваны эксперты из Патриархии и найденные останки уехали на экспертизу в исследовательский институт. Человек жил на Алтае долгое время, а ( даже не знала) в тканях человека накапливаются определенные микроэлементы, согласно той местности в которой он живет. Владыка Макарий жил долгое время у реки, в которой содержалась ртуть. Поэтому после исследований в найденных останках была ртуть в большом количестве, не было сомнений, что эти мощи Макария Глухарева. Но дальше пошли сложности, главный эксперт который должен был подписать заключение- умирает, вновь поставленный не стал верить результатам и все началось по новой(со слов монахини). Потом и второй заболевает, так и прошли 20 лет. 

И 24 февраля 2024 года представители Алтайской епархии и Владыка Тихон Орловский и Болховский совершили праздничную литургию у мощей Преподобного Макария Алтайского в Троицком монастыре города Болхова.

Церковь Троицы
Церковь Троицы

Давайте немного погрузимся в историю, кто такой этот преподобный и какое отношение или значение он имеет для воцерковленного народа и орловщины.

Обратимся к Епархиальным ведомостям 1895 года.

 Преподобный Макарий провел всего 3 года в должности настоятеля болховского монастыря с 1844-1847 год. 18 мая у иконы Божией матери Тихвинская, Божий человек преставился ко Господу со словами: “Свет Христов просвещает всех”.

Для начала, представим монастырь, а правильнее Болховская Троицкая Оптина Пустынь. Именно так называли обитель в некоторых источниках. Изначально это был мужской монастырь где-то с 16 века. Во времена Петра I, была образована архимандрия или благочинный округ, в составе которого входил крупный монастырь. Значит болховский монастырь был известным в России. В 1852 году монастырь описывался так: в обители каменные церкви Живоначальной Троицы 1668 года, построенная на средства царя Алексея Михайловича Романова(сохранилась), Тихвинская ( 1929 г. взорван) , а еще двухэтажная в честь Собора Иоанна Предтечи с 6-ю престолами (снесена в 1953г). 

Место, где стоял собор, на камне гравировка
Место, где стоял собор, на камне гравировка

Главной святыней была икона Божией Матери Тихвинская, которую нашли на трех соснах 11 мая.

В 19 веке ее украшение составляли серебряный позолоченный оклад, венцы, корона. “Икона была одной из самых почитаемых святынь в Верхнем Поочье. По свидетельству архим. Никодима всякое знаменательное событие начиналось в обители с поклонения Тихвинской иконе Божией Матери «и сопровождалось... то особою литургиею, то молебным пением, то другими священнодействиями»”

 К этой иконе стекались паломники из разных областей. Летом совершался крестный ход и устраивалась обильная ярмарка, традиции брали начало с 1792 года.

 После Макария Глухарева обязанности настоятеля переходили к другим владыкам, а я упомяну архимандрита Патермуфия. При его жизни был богато расписан главный храм. Новому настоятелю по наследству перешел крест архимандрита Макария который преподнес ему Император Николай Павлович. Надевался крест, только на торжественные мероприятия. 

А торжественными богослужениями Болховская пустынь славилась. Дело в том что митры (богато украшенные головные уборы на священниках) были только у настоятелей-архимандритов первоклассных монастырей. А в Болховском Троицком Оптином монастыре настоятели имели и митры и привилегии ВЫСШИХ в России монастыре! 

В 19 веке поток богомольцев в Болховский монастырь был таким же как и в Оптину Пустынь в Козельске.

При монастыре был некрополь, почетных граждан Болхова.

Памятники из некрополя монастыря, Юрасовской, Шеншины (родственники Фета) и др.
Памятники из некрополя монастыря, Юрасовской, Шеншины (родственники Фета) и др.

Конечно, величие «одного из известнейших среднерусских монастырей». очень трудно представить в наши дни, где всего человек 6-7 монахинь и жизнерадостная, неутомимая игуменья Евфалия.

А теперь вернемся к преподобному Макарию Глухареву. Собирать информацию об этом человеке начали на Орловщине к юбилею (50 лет) его чествования. И в сборе данных участвовал настоятель архимандрит Патермуфий, а также орловский священник Евфимий

Остромыленский (который не знал близко Архимандрита Макария, но уже при его жизни восхищался деятельностью Алтайского проповедника), член Орловской архивной комиссии свящ. Илия Ливанский, а также члены Московского Археологического общества и т.д.

В Болхове, все те кому посчастливилось знать лично, Архимандрита Макария сравнивали с Феофаном Затворником, Тихоном Задонским, Амвросием Оптинским! В годы правления в Болховский монастырь стремился народ не только к иконе, но и лично увидеть Апостола Алтайского края, получить от него мудрый совет, услышать проповедь, которой он пробирал до глубины души. Давал надежду в отчаянии, зажигал в сердцах любовь к Богу, и проповеди его актуальны на все времена.

На Орловщине была традиция у молодых незамужних особ восседать перед домом в красивых одеждах в ожидании суженого. В Болхове такова традиция была с неким искусом.

Здесь девушки считали стыдом приходить в храм до замужества, вместо того они рассаживались в своих нарядах и невестились с молодцами. И такие заседания девиц были по всему городу.

А лавочку для восседания девушки мастерил её отец. Парень подошедши к девушке должен был как-то чихнуть на нее, а девушка утершись платочком обязана дать ответ. Если в платочке колечко, к парню возвращалось-к свадьбе. А если взаимный плевок- то парень утеревшись пустым платочком (заплеванным) уходил. И выражение "утрись от сюдова" пошло от этой традиции. ( из экскурсии с Андреем Потаповым)

Как-то Владыка Макарий обходил город с посохом по улицам и увидел невестушек-красотулечек с платочками. Конечно, не удержался он и от проповедей. И потратил много времени, чтобы искоренить болховский обычай сватовства. 😄 В Алтае он много чудес среди язычников видал, но то что в Болхове творили-впервые.

-11

Архимандрита Макария любили дети и сам он был простым и искренним, но при этом он не был аскетом, помогал людям в житейских делах. Увлекался музыкой и перекладывал на ноты песнопения, сам сочинял стихи. Интересовался наукой и был очень многосторонним. Рядом с ним чувствовали уют и тепло. Учавствовал в освящении Спасо-Преображенского собора в городе.

Вообщем добрая память об этом человеке не исчезла в Болхове и Орловской земле через 50 лет и даже без малого 180 лет.

Фото из интернета. Чтобы представить образ Алтайского проповедника
Фото из интернета. Чтобы представить образ Алтайского проповедника

Поэтому обретение мощей преподобного Макария праздник не только для Алтайской епархии, но и для Орловско-Болховской.

С 24 февраля, дня официального обретения, рака с мощами находилась в Орле, Богоявленском соборе.

Прощальная служба в Вятском Посаде.
Прощальная служба в Вятском Посаде.

25 мая 2024г мощи торжественно покинули Орловскую область и вернулись в те края, где Макарий Глухарёв вел, апостольское служение. Событие пришлось на день кончины святого 30 мая.

Частица мощей, правая десница, осталась в женском Троицком монастыре.

Кстати, монастырь и сейчас посещают паломники, приезжают к иконе Богородицы с просьбами, из разных районов и даже Белоруссии.

Прошу прощения за ошибки, пишите исправлю.

Источники информации:

Епархиальные ведомости.

Экскурсия с историком, археологом, собирателем болховских традиций Андреем Потаповым.

Всем мира и добра!

#Орловщина #Болхов #церковь