Найти тему
Авто Mail

Дальновидность 80 уровня: что мы узнали о российском заводе Haval

Порой хочется хоть на секундочку запрыгнуть в машину времени. Быстренько смотаться в будущее, например, за спортивным альманахом или узнать тренды автомобильного рынка на пять-десять лет вперед.

Почему-то кажется, что у руководства Haval точно есть доступ к перемещению во времени.

Почему? Все очень просто. Достаточно вспомнить, что когда в 2019 году открывался завод Haval в Тульской области, многие недоуменно пожимали плечами. Мол, зачем это китайцам? Целый завод полного цикла, возведенный, считай, в чистом поле и это на рынке, где китайскими моделями мало кто интересуется.

Вы сейчас удивитесь, но по итогам 2018-го самыми популярными китайскими моделями в России были Lifan X90 (4096 экземпляров) и Lifan Myway (3220 машин). В топ-10 китайских моделей входил всего один Haval — это модель H6 с тиражом аж в 2301 автомобиль.

Понятно, что при такой статистике появились вопросики. А вообще есть ли смысл в большом и дорогом заводе?!

Оказалось — есть и еще какой!

Теперь прокручиваем пленку на fast forward и дружно удивляемся, а вернее — восхищаемся, прозорливости бизнесменов Haval. Продажи Haval на нашем рынке в 2023-м перевалили за 100 тысяч машин в год. Причем большая их часть выпускается именно на заводе рядом с Новомосковском.

Важный момент — российское предприятие первый в истории Haval завод, построенный за пределами Китая. Теперь таких всего три — помимо российского, это предприятие в Бразилии и Таиланде.

Можно еще вспомнить как в 2006-м компания «Ирито», официальный импортер Great Wall Motor, в структуру которой теперь входит и Haval, организовала в Гжели отверточную сборку внедорожников. Затем добавилась сборочная площадка в Липецкой области.

Но настоящую историю успеха начали писать немного позже. Соглашение о строительстве завода Haval полного цикла подписали в 2014 году. Строительство предприятия площадью свыше 183 тысяч квадратных метров началось осенью 2015 года в индустриальном парке «Узловая» Тульской области. Ну, а 5 июля 2019 года предприятие пустили в строй.

На первых порах завод выпускал намного меньше автомобилей, чем позволяли его мощности полного цикла — то есть со штамповкой, покраской и сборкой, — рассчитанные на 150 тысяч автомобилей в год.

Но вы знаете, что было дальше. Времена изменились, китайские автомобильные бренды захватили российский рынок, и теперь предприятие Haval в Тульской области готовится к расширению. Оно уже идет.

В марте 2024 года на территории завода состоялся запуск собственного производства двигателей. Промышленный комплекс площадью 10 тысяч квадратов — первое зарубежное предприятие Great Wall Motors по производству двигателей. Объем инвестиций в проект составил около четырех миллиардов рублей. Кроме того, моторное производство позволило создать еще 300 рабочих мест.

Все это, конечно, неслучайно.

Если в 2019-м доля локализации на предприятии в Тульской области составляла всего порядка 30%, то теперь ситуация совсем другая.

В сентябре 2020 года ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», именно так официально называется российский завод Haval, заключил специнвестконтракт (так называемый СПИК) с Минпромторгом по локализации производства. Согласно этому документу, в течение шести лет компания должна увеличить долю локальных комплектующих в производимых автомобилях до уровня выше 80%.

Завод по выпуску моторов — очередной шаг в этом направлении.

На предприятии собирают два типа бензиновых четверок. Это 1,5-литровый турбированный агрегат мощностью 150 л.с. и максимальной тягой 230 Нм, а также 2-литровый турбированный двигатель — 192 л.с. и 320 Нм.

У предприятия Haval в Тульской области есть еще собственный испытательный полигон. Конечно, не уровня «намишного» полигона в Дмитрове. Но для своих задач вполне подходящий комплекс. Здесь автомобили пробуют в различных условиях, включая ровный асфальт, скользкое и мокрое покрытие, искусственные неровности, грунтовые и гравийные дороги, спуски и подъемы. Причем дело не ограничивается стандартными тестами.

-6

Например, в настоящий момент ведутся работы по долгосрочным испытаниям антикоррозийной защиты автомобиля. По их результатам инженеры «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» будут принимать решение о возможных изменениях в составе стандартного антикор-комплекса всех выпускаемых на заводе автомобилей.

То ли еще будет, как говорится. Прямо сейчас на заводе идет строительство новой штамповочной линии. Все идет к тому, что русский завод Haval собирается увеличить объемы производства.

Всем бы китайским брендам, работающим в России, такой подход и обстоятельность.