57,1K подписчиков

Главный архитектор Москвы — о визионерах в градостроительстве

Проект «РБК Визионеры» посвящен людям, которые видят стандартные вещи под другим углом, рождают идеи, предвосхищая тренды, и меняют мир вокруг себя. Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович поговорил с главным архитектором города Москвы Сергеем Кузнецовым о развитии столицы и других городов, архитектурной идентичности и, конечно, о визионерстве.

За последние 10-15 лет архитектурный ландшафт Москвы очень сильно изменился. С одной стороны, выросло число талантливых архитектурных бюро с визионерским подходом к строительству, с другой — появление концепции «публичных пространств» изменило визуальный облик столицы и вдохновило на изменения в других городах страны. Градостроительной политике Москвы следуют многие девелоперы, предлагая креативные концепции жилых комплексов, благодаря чему обеспечивается устойчивое развитие.

Кто такой визионер-архитектор

В архитектурной среде недостаточно просто прийти с нестандартным решением. Помимо нового видения, подхода и реализации идей, очень важно умение продвигать свои проекты, быть на слуху и присутствовать в медиапространстве, как это, например, делает бюро Megabudka, которое внесено экспертным советом в список визионеров проекта РБК. Способность убедить и профессиональную среду, и широкую аудиторию в важности своей идеи — вот что отличает визионеров от просто талантливых людей. «Этому уделяют мало внимания в архитектурных вузах. А ведь идея без правильного продюсирования просто не выживет. Продать идею и поселить ее в головах других людей, возможно, даже более важно, чем придумать ее. Для меня это визионерский навык, ведь идей намного больше, чем возможностей их реализовать», — комментирует Сергей Кузнецов.

Одним из самых заметных явлений на поле архитектурного проектирования Москвы можно считать то, что за последние годы количество интересных творческих архитектурных бюро выросло как минимум в пять раз. «Мы создаем поле равных возможностей и здоровую конкурентную среду — это дает самые лучшие результаты», — дополняет Кузнецов.

Продать идею и поселить ее в головах других людей, возможно, даже более важно, чем придумать ее.

Что такое архитектурная идентичность

Об идентичности в архитектуре градостроительства существует ложное представление, что она представляет собой набор черт, которые сочетаются с окружающей застройкой и повторяют ее. Хотя это в большей степени работа с уже существующим контекстом, чем идентичность. Как это ни парадоксально, все с точностью до наоборот. Идентичность создается через непохожесть на то, что уже существует. Именно такой объект, не похожий ни на что построенное до этого, может претендовать на звание символа города, на роль в его идентификации — легком распознавании среди сотен других объектов.

Примеры по-настоящему визионерских проектов — это, например, Эйфелева башня, Храм Василия Блаженного, Эмпайер-стейт-билдинг, Исаакиевский собор. Их могут ругать или хвалить, но именно за счет отличительных черт этих архитектурных объектов визуальный образ города, в котором они расположены, стал уникальным. Относительно недавним проектом — примером влияния на идентичность Москвы — можно считать «парящий мост» в Парке «Зарядье», который недавно стали печатать на обновленной 100-рублевой купюре.

Как развиваются публичные пространства

Еще 15 лет назад в российском градостроительстве не было такого понятия, как публичные пространства, — тренд на комфорт городской среды проявился только в последнее десятилетие. Сегодня существуют гранты и премии, которые поддерживают тему развития публичных пространств, а их созданием увлечены почти все крупные города страны. Парк «Зарядье» можно считать в этом смысле отправной точкой. «Если брать сухую статистику, Москва — самый зеленый мегаполис мира, но есть вопрос распределения зеленых зон по городу, и в центре такого места сильно не хватало», — рассказывает Кузнецов о «Зарядье».

Популярность этого публичного пространства связана не только с новаторской идеей интегрировать в центр Москвы «зеленый оазис», но и с тщательно проработанной PR-кампанией проекта. Что опять же отличает, по мнению Кузнецова, визионерский подход от любого другого: «Сделать архитектурный проект популярным и любимым — это сложная и долгая работа, которая всегда считывается непрофессиональной публикой. И если специалисты могут объяснить, почему тот или иной объект — шедевр, то неспециалисты просто это почувствуют и будут к нему тянуться».

Что нужно современному девелоперу, чтобы строить визионерские проекты

Сегодня в Москве строится колоссальное количество недвижимости разного сегмента — от «эконом» до «премиум» класса, и про некоторых девелоперов можно сказать, что они используют весьма концептуальный подход к созданию объектов жилищного назначения. По мнению Сергея Кузнецова, это результат планомерной градостроительной политики города.

Кто-то из девелоперов следует этой политике с большим энтузиазмом, кто-то — с меньшим. Ведь бизнес зачастую идет по пути наименьшего сопротивления и намерен зарабатывать деньги. Меценатов вроде Гуэля, который строил с Гауди знаковые дома в Барселоне, меньшинство, и рассчитывать, что такое концептуальное строительство может быть массовым невозможно. «Сегодня московские девелоперы должны большую часть своей прибыли вложить в качество архитектуры, чтобы капитализировать город, что в итоге должно принести прибыль на долгую перспективу. Это и называется устойчивое развитие», — добавляет Кузнецов.