Машины на ядерном топливе - несбывшиеся мечты компании Ford.

К концу 40-ых, мир приходил в себя после двух самых тёмных страниц нашей истории. Первая и вторая мировая война принесла ужас, разрушение, а под конец ещё и ядерный пожар, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Когда уже наступило мирное время, 20-го декабря 1951-го года, в Национальной лаборатории Айдахо впервые получили электричество за счёт энергии ядерного распада, а уже через 3 года, 9 мая 1954-го года, в городе Обнинск заработал первый ядерный реактор с устойчивой реакцией. Его мощность составляла порядка 5 мегаватт. Как только человечество поняло, что можно использовать ядерную энергию не только в военных, но и в мирных целях, началась эпоха экспериментов с тем, куда ещё можно засунуть атомный реактор. В итоге, мы получили атомные ледоколы, атомные подводные лодки и... Нет, атомные автомобили, к сожалению, не получились. Но задумки были. И ещё какие.

Ford Nucleon

Наиболее известный автомобиль на атомном реакторе – это Ford Nucleon. Концепт был показан в 1958-м году. Точнее, это был даже не концепт, а макет в масштабе 3/8. Это был просто длиннющее купе с маленьким капотом и капсулой, обшитой стеклом и металлом для защиты от радиационного заражения. По бокам располагались воздухозаборники, которые, как предполагается, должны были либо охлаждать реактор, либо наоборот вгонять свежий воздух в кабину пилота.

К концу 40-ых, мир приходил в себя после двух самых тёмных страниц нашей истории.

Сам же реактор располагался в багажнике и был защищён двойным дном. По замыслу инженеров, запас хода должен составлял около 8 тысяч километров. Это вот вы в Москве вставляете в реактор урановые стержни и едете в Иркутск. А потом от Иркутска едете в Омск, и у вас останется топлива чтобы по Омску покататься. Когда топливо закончилось – его надо было отвезти на специальную сервисную станцию, и вам загружали новую порцию. Короче, что-то типа сменных аккумуляторов, только счётчик Гейгера неприятно потрескивает.

Когда Форду начали задавать логичные вопросы: Как этой бандурой управлять? Насколько сильно оно будет фонить? Что будет в случае аварии? И во сколько обойдётся обслуживание? Ваши догадки, что ответила компания на всё это? А ничего, они просто отмолчались. Видимо, сами инженеры до конца не понимали, чего им с этим концептом делать.

К концу 40-ых, мир приходил в себя после двух самых тёмных страниц нашей истории.-2

Следующее, что очень интересно – это колёсная база. Конечно, по модели судить сложно, но я нашёл информацию, что если бы концепт был в натуральную величину – она составила всего 176 см. Даже у Оки она 218 см. Такое необычное решение было из-за бешеной нагрузки на заднюю ось и задние колёса. Реактор всё же куда тяжелее обычного ДВС.

Дальше подобного концепта дело не пошло. Но уже в новом десятилетии, в 60-ых, форд нашёл у себя в офисе ещё пару пакетиков травы и выкатил… Шестиколёсный, блин, атомобиль с телевизором вместо приборной панели.

Ford Seattle-ite XXI

Новый Ford Seattle-ite XXI показали в 63-м году, на всемирной ярмарке в Сиэттле. Теперь, атомный реактор располагался не сзади, а спереди. Про запас хода инженеры решили отмолчаться, но с радостью рассказывали о технологиях, которые в нём есть – программируемый компьютер с системой GPS, данными о машине, состоянию трассы, погодными условиями и возможностью смотреть каналы. Управление всем этим было бы не кнопками, а тачскрином - как на смартфонах. И это в 62-ом году!

Четыре колеса впереди тоже были не просто так. Первые два колеса расчищали дорожное покрытие от воды, чтобы остальные четыре могли спокойно ехать. Но снова атомобиль оказался не нужен публике. Через два года, GM выпустит Pontiac GTO, а Ford наконец перестанет курить траву и представит миру великолепный Ford Mustang.

Кстати. Если вы играли в Fallout, начиная с третьей части, то на развалинах столичной пустоши, почти все автомобили представляли собой именно те самые Ford Nucleon и Ford Seattle-ite XXI, которые очень красочно взрываются при получении значительных повреждений. Смотря на всю эту зрелищность невольно задумываешься: Блин. Хорошо, что это всё так и осталось на стадии концептов.\

Атомобили из Fallout 4
Атомобили из Fallout 4