8,8K подписчиков

Что хотел сказать художник по костюмам: раскрываем секреты гардероба киноперсонажей

Если вы думаете, что одежда в кинематографе — всего лишь красивый элемент, спешим вас переубедить: как правило, художники по костюму закладывают в свою работу особые смыслы и даже рассказывают истории.

«Малефисента: Владычица тьмы», 2019. Фото: кадр из фильма
«Малефисента: Владычица тьмы», 2019. Фото: кадр из фильма

По нарядам персонажей легко определить их настроение и характеры, раскрыть исторический контекст событий фильма и даже понять, чем он закончится! Об этом пишут научные работы и книги, и Культурный марафон Яндекса в этом году посвящен моде, технологиям и тому, что могут рассказать предметы нашего гардероба. Но на что может намекнуть одежда героев фильмов? Давайте разбираться!

Подсказать характер персонажей

Чтобы показать личность героев кино, художники по костюмам вкладывают в их образы метафоры: так наряд становится дополнением к характеру персонажа, которое помогает нам лучше его понять.

«Титаник», 1997

«Титаник», 1997. Фото: кадр из фильма
«Титаник», 1997. Фото: кадр из фильма

Душераздирающая история любви простолюдина Джека и девушки из высшего общества Розы разворачивается в помпезных интерьерах круизного лайнера. В них особенно ярко выделяется коралловое платье под легким черным кружевом: героиня носит его во время обеда в салоне первого класса. Цвет платья символизирует страстную, непокорную натуру Розы, а черная полупрозрачная ткань — сдержанность и чопорность, которую ожидает от нее светское общество. Такая дуальность сделала платье культовым, а работа над нарядами «Титаника» принесла художнице по костюмам Деборе Линн Скотт ее первый «Оскар».

«Криминальное чтиво», 1994

«Криминальное чтиво», 1994. Фото: кадр из фильма
«Криминальное чтиво», 1994. Фото: кадр из фильма

Когда вышел фильм про похождения Винсента Веги и Джулса Винфилда, многие зрители заметили, что их образы очень похожи. Многие даже начали спорить, одинаковые ли у персонажей костюмы. Так вот, на самом деле они не идентичные и выполнены из разных материалов! Не верите — смотрите сами: Винсент — ковбой в душе, несколько ветреный, еще и собирает все проблемы на своем пути. Чтобы подчеркнуть это, художница по костюмам Бетси Хайман одела его в лен, мнущийся и неподатливый. А вот Джулс скорее напомнил ей священника (неслучайно герой часто цитирует Библию): более строгий и собранный. И костюм у него под стать — из мягкой шерсти, с приподнятым воротником.

Намекнуть на развитие сюжета

Иногда с помощью одежды художники по костюмам не просто раскрывают характер героя, но и подсказывают, чем закончится фильм. Конечно, при поверхностном просмотре такие «спойлеры» могут быть незаметны, но если присматриваться к нарядам внимательнее, начинаешь быстро их распознавать.

«500 дней лета», 2009

«500 дней лета», 2009. Фото: кадр из фильма
«500 дней лета», 2009. Фото: кадр из фильма

Мелодрама о несложившихся отношениях Тома и Саммер — один из самых награждаемых фильмов жанра. Особенно критики отметили выбор цветов одежды главных героев: так, Саммер всегда носит синий — цвет печали и ностальгии. По задумке художницы по костюмам Хоуп Ханарфин и режиссера Марка Уэбба цвет одежды героини намекает на то, что в конце фильма отношения не сложатся и оставят после себя только ощущение светлой грусти.

«Крестный отец», 1972

«Крестный отец 2», 1974. Фото: кадр из фильма
«Крестный отец 2», 1974. Фото: кадр из фильма

Костюм Майкла Корлеоне, наследника крупнейшей мафиозной империи, меняется вместе с характером и судьбой персонажа. Невинный и невзрачный, в начале фильма он носит светлые или коричневые пиджаки и штаны: это намек на его оторванность от криминального образа жизни отца. Однако по мере его возвышения в преступном мире он все чаще надевает строгие костюмы-тройки. А к моменту, когда становится боссом мафии, и вовсе их не снимает.

«Крестный отец», 1972. Фото: кадр из фильма
«Крестный отец», 1972. Фото: кадр из фильма

Образ его второй жены Кей совершенно не соответствует облику супруга: она носит оранжевые платья и широкополые шляпы: это метафора отрешенности героини от мира, в котором живет ее муж. В нем она — аутсайдер: в итальянском клане не рады женщине-американке. В конце трилогии становится понятно, что у отношений Майкла и Кей нет будущего.

Рассказать об отношениях героя с окружающим миром и с самим собой

Диалогов и монологов не всегда достаточно, чтобы объяснить зрителям, как герой чувствует себя в разном контексте. Тогда на помощь приходит костюм: он намекает на то, как персонажи относятся к разным ситуациям, и даже помогает показать, о чем они думают.

«Малефисента: Владычица тьмы», 2019

«Малефисента: Владычица тьмы», 2019. Фото: Кадр из фильма
«Малефисента: Владычица тьмы», 2019. Фото: Кадр из фильма

В продолжении фантастической истории о Малефисенте, лесной фее, и Авроре, дочери короля и ее подопечной, художник по костюмам Эллен Мирожник с помощью нарядов раскрывает героев с новых сторон. Особенно интересна эволюция принцессы Авроры, которая стала молодой женщиной и готовится к свадьбе: в официальных нарядах она всегда выглядит скованно и как будто немного не к месту. Но вот в лесу ее платья играют совершенно другими красками: выполнены они в легких и благородных оттенках с «лесными» кружевами. С помощью такого контраста художник по костюмам показывает, что принцесса чувствует себя дома именно в лесу: здесь она своя, в отличие от роскошных залов дворца.

«Отель Гранд Будапешт», 2014

«Отель Гранд Будапешт», 2014. Фото: кадр из фильма
«Отель Гранд Будапешт», 2014. Фото: кадр из фильма

В фильме-аттракционе Уэса Андерсона, который рассказывает об увлекательных приключениях консьержа Густава и его юного друга, портье Зеро Мустафы, художник по костюмам Милена Канонеро продумала наряды до мелочей. Взглянем на мадам Селин Вильнев Дегофф-унд-Таксис. Ее образ — гремучая смесь разных эпох: пальто и шляпка отсылают к 20-м, платье — к 30-м, а высокая пышная укладка — и вовсе к Belle Epoque, периоду между 70-ми годами 19 века и 1914 годом. Такой выбор не случаен: наряд призван показать приверженность мадам Селин к идеалам прошлого и неспособности его отпустить. А смесь элементов из разных временных промежутков намекает на несобранность, эксцентричность и взбалмошность героини.

Углубить исторический контекст фильма

Казалось бы, что может быть более очевидным: если в фильме присутствует корсет и пышная юбка, его события точно происходят в 19 веке. Но не всегда все так просто: иногда костюм дает подсказки о происхождении героя или помогает понять, на какие реальные исторические факты намекает режиссер.

«Аладдин», 2019

«Аладдин», 2019. Фото: кадр из фильма
«Аладдин», 2019. Фото: кадр из фильма

Культовую историю любви, вспыхнувшей между простым жителем восточного города Аграбы Аладдином и принцессой Жасмин, в очередной раз пересняли в 2019 году: ремейк может похвастаться звездным актерским составом, спецэффектами и, конечно, костюмами. Все они отсылают к арабскому наследию: яркие принты, особые накидки, струящиеся платья. Но особенно выделяется костюм Жасмин, в гардеробе которой четко прослеживаются индийские мотивы: традиционный бисер и народные узоры, накидка-вуаль. Отсылки здесь неспроста: по сюжету мать принцессы переехала в Аграбу из соседнего индийского королевства Шерабад.

«Круэлла», 2021

«Круэлла», 2021. Фото: кадр из фильма
«Круэлла», 2021. Фото: кадр из фильма

Фильм раскрывает историю взросления необычной девочки Круэллы с черно-белыми волосами и ее становление в индустрии моды, поэтому здесь костюмы играют особую роль. Главная героиня — это панк и бунтарка, противостоящая «классическому» фэшн-миру. Чтобы погрузиться в сюжет, нужно знать биографии популярных дизайнеров костюмов: фильм по сути рассказывает о битве модных домов Dior, Balenciaga и Givenchy с панк-движением и его лицом Вивьен Вествуд. Платья Круэллы — как раз намек на изделия Вествуд: от пышных юбок до эпатажных жакетов. Дизайнеру Дженни Беван пришлось пересмотреть все хроники эпичного «сражения», подобрать ткани (иногда похожие на обгоревшие!) и создать уникальные образы. Дженни до сих пор считает этот фильм самой масштабной своей работой.

Совершенно не обязательно быть Шерлоком Холмсом, чтобы разгадывать тайные смыслы нарядов героев кино. Изучите профессию художника по костюмам немного глубже, и тогда вы сможете лучше понимать характеры персонажей, особенности эпохи и даже предсказывать развитие сюжета фильма.

Присоединитесь к обсуждению этого материала в комментариях или на нашем сайте.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.