607,2K подписчиков

Одни традиции заканчиваются там, где начинаются другие. Так стоит ли запретить никаб?

496 прочитали

Высказанная советником президента России, главой СПЧ Валерием Фадеевым идея, что в России стоит запретить носить никабы, которые закрывают лица женщин, оставляя открытыми только глаза, вызвала мгновенный ответ духовных лидеров ислама. Его скорость вызвана приглашением правозащитника к дискуссии представителей традиционного ислама и региональных властей страны.

   Сергей Михеев/ РГ
Сергей Михеев/ РГ

Первыми откликнулись муфтии. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов допустил, что запрет никаба вызовет напряженность в обществе. "Совет улемов Духовного управления мусульман России открыт к диалогу и готов обсудить с представителями властей вопрос ношения никаба в России, мы не пропагандируем его, - сказал муфтий Аляутдинов в интервью "РГ". - Однако попытки подвергнуть цензуре традиционные позиции богословов могут натолкнуться на непонимание мусульман страны и мировой мусульманской общественности. В исламе вопрос ношения никаба был и остается дискуссионным. Исламские ученые высказывают разные мнения на этот счет - от нейтрального до обязательности ношения, но никто не заявлял о запрете этого элемента одежды".

Сразу вспомнилось, что на недавнем международном экономическом форуме "Россия - исламский мир: KazanForum" среди гостей были гости-женщины в никабе. Так как быть, чтобы не уронить авторитет богословов, не задеть чувств верующих, но и выдержать принятые в российском обществе стандарты культуры и взаимного уважения? За ответом далеко ходить не надо. Просто надо глянуть на мировой опыт. Отсыл к запрету ношения никаба в Бельгии, Нидерландах, Франции, Швейцарии и других странах Европы может кому-то показаться некорректным: все же Россия более чем на 20 процентов - мусульманская страна. Однако не только в мусульманских республиках России не носят никаб, и там нет такой традиции, но, например, в соседних Казахстане и Киргизии его ношение запрещено, а в Узбекистане и Туркменистане не рекомендовано. Тогда почему гости из этих стран приезжают и надевают никабы в Москве, Новосибирске или Санкт-Петербурге, объясняя это "традицией", которой, как выясняется, нет. А если и есть, то в отдаленных районах, откуда часто едут нелегальные мигранты в Россию.

То есть проблема предстоящих дискуссий с духовными лидерами ислама и региональными властями, похоже, заключается в том, что одни традиции заканчиваются ровно там, где начинаются другие. И надо договариваться. И дело не только в том, что не надо ехать со своим уставом в чужой монастырь. Дело в чувстве меры, свободы и безопасности. Оно есть не только у тех, кто носит никаб, но и у тех, кто его не носит. В тех же мусульманских странах - Алжире и Тунисе власти запретили женщинам носить никаб на работе. В том числе из соображений безопасности и затруднений с выполнением работы, если это педагог, врач, телеведущая или иной публичный деятель. Тут как раз встает вопрос о том, что уважая чужие традиции, например, международного ислама, с которым у России налаживается контакт, нельзя обесценивать свои. Тем более ставить в неравное положение российских женщин и тех, кто носит никаб, будь то наблюдение за ними видеокамер в городах или угроза экстремизма.

Фото: iStock
Фото: iStock

Поэтому дискурс предстоит все же не о запрете ношения никаба, тем более цензурирования богословов, а о том, что в светском государстве принято уважать и соблюдать религиозные правила, но выбирать одежду, которая, наряду с постулатами ислама, не будет вызывать подозрения и негатива у окружающих. Или страха у детей. Другое дело, что эта проблема решаема вместе с обузданием нелегальной миграции. Тогда одним фактором, повышающим риски экстремизма и межнационального напряжения, станет меньше.