3,1K подписчиков

Два богатыря: как братья Васнецовы переизобрели Русь

Коллаж © VK Гид. © ГТГ / Николай Кузнецов / Виктор Васнецов; Дом-музей Виктора Васнецова
Коллаж © VK Гид. © ГТГ / Николай Кузнецов / Виктор Васнецов; Дом-музей Виктора Васнецова
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие леса Вятки. Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из этой древней почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри...»
Фёдор Шаляпин

К открытию выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» мы решили больше узнать о жизни двух братьев-художников и сходили в филиалы Государственной Третьяковской галереи, а именно в Музей Виктора Васнецова и Музей Аполлинария Васнецова. Напомним, что 2024 год объявлен годом семьи, поэтому постарались разобраться, как художники относились к близким, обустраивали свои дома, наставляли друг друга и творчески развивались.

Первой нашей локацией стал Музей Виктора Васнецова. Хотим обратить ваше внимание, что некоторые работы, которые вы увидите на фотографиях, уже уехали на выставку в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Как появился дом-музей? Чем интересно здание?

В 1893 году художник приобрёл участок земли в Троицкой слободе, а к 1894-му Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) совместно с архитектором Михаилом Приёмышевым спроектировал дом в неорусском стиле — это было первое здание в Москве, построенное в духе национального романтизма. Таким образом художник обратился к национальным традициям, древнерусской старине, сделав дом похожим на настоящий терем, особенно это заметно по пристройке-башне с крышей-бочкой. В нём Васнецов прожил до самой смерти в 1926-м, а до этого он вместе с семьёй жил в съёмных квартирах в Петербурге, Москве (сменил шесть адресов) и Киеве (когда работал над росписями Владимирского собора).

«Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой, и больше ехать уже некуда, Кремль и Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным»
Из письма В .М. Васнецова В. В. Стасову, 1898 год

Когда художника не стало, родственники сразу же решили, что в доме будет музей. В 1927 году в его стенах открылась временная экспозиция «Посмертная выставка картин и рисунков Виктора Васнецова», тогда зрители впервые смогли увидеть работы из серии «Поэма семи сказок», над которой Виктор Михайлович работал до конца своих дней. На тот момент близкие не стали выставлять для публики две картины — «Ковёр-самолёт» и «Сивка-Бурка», — так как считали их незавершёнными. В первый день выставку посетили 500 человек, это большая цифра для такого маленького дома. Выставка закрылась только в 1930-х годах. Музеефикацией пространства занимались Алексей Викторович вместе с сестрой Татьяной, по выходным знакомил студентов с коллекцией отца Владимир. До передачи дома государству в нём продолжала жить семья художника, благодаря чему удалось сохранить наследие мастера.

Большинство интерьеров в здании были сохранены и остались такими же, какими были при жизни Виктора Михайловича. Дом обрёл статус музея только в 1953 году, когда родственники передали здание и художественную коллекцию в государственную собственность, а вот вхождение музея в состав Государственной Третьяковской галереи произошло уже в 1986 году.

Дом-музей находится по адресу: Москва, переулок Васнецова, д. 13. В столовой, гостиной и мастерской обстановка почти полностью сохранена. В комнатах жены и дочери сохранена значительная часть мемориальных предметов. В детской и классной организованы постоянные экспозиции, посвящённые биографии и творчеству художника.

Старинная печь, керосиновая лампа, столы, стулья, буфет-самобранка — всё в доме соответствовало древнерусским образцам. Друзья Васнецова знали, что тот собирает деревянные диковинки, и часто могли подарить ему какие-нибудь украшения для интерьера. Например, Репин и Поленов привезли ему из Владимирской губернии большую резную доску, которая до сих пор находится в столовой дома. В Абрамцеве, где часто бывали братья Васнецовы, с 1885 года функционировала столярно-резчизкая мастерская, которую основали Елизавета Мамонтова и Елена Поленова, там-то и создавали по проектам художников уникальные полочки, шкафы и табуретки, украшая их резьбой по дереву. В доме также можно увидеть большой дубовый буфет, который выполнил брат Аркадий по рисункам Виктора, так как он профессионально занимался изготовлением мебели и владел техникой художественной резьбы по дереву.

На винтовой лестнице можно заметить доспехи, они переехали сюда из коллекции Государственного исторического музея. У Виктора Михайловича такие артефакты тоже были, они помогали ему реалистично изображать могучих богатырей, поэтому он хранил их у себя в мастерской в сундуке. У его племянника Всеволода Васнецова осталось воспоминание, что в десятилетнем возрасте он пришёл в дом к дяде и решил нарядиться в его доспехи. В итоге кубарем слетел с лестницы: «…под тяжестью доспехов я оступился на последних ступеньках и с железным грохотом рухнул на пол. Из столовой выбежали испуганные родственники и увидели витязя, с трудом поднимающегося на ноги».

Ещё в доме висят часы XVIII века, по легенде — приданое Александры Владимировны (жены художника). Сохранилось письмо, где их старший сын Борис пишет, что в его обязанность входит заводить эти часы. Работа их рассчитана на неделю, но сотрудники музея заводят их каждые три дня.

Чьи портреты писал Виктор Михайлович?

Во всех комнатах музея размещены портреты, написанные В. М. Васнецовым. Они создавались художником не на заказ, чаще всего он писал близких и дорогих ему людей. Семья у Васнецова была большая, пятеро детей: четыре сына — Борис, Алексей, Михаил, Владимир — и дочка Татьяна. Часть портретов уже можно будет увидеть на выставке в Третьяковской галерее, например портрет жены Александры Владимировны, она, как и братья Васнецовы, была родом из Вятки. Несмотря на то что девушка получила образование, окончив первые Высшие женские медицинские курсы, себя она полностью посвятила семье и не продолжила свой профессиональный врачебный путь. Александра была тихим и немногословным почитателем таланта своего мужа, он это ценил и на портрете изобразил её в своей мастерской на фоне картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Так он подчеркнул, что жена для него была близким человеком.

Следом можно увидеть портрет тёщи — Марии Ивановны Рязанцевой, которая почти каждое лето приезжала к ним в дом. Художник изобразил её на террасе загородного имения в деревне Ваньково Дмитровского уезда, которое Васнецовы приобрели в 1901 году.  Виктор Михайлович очень скучал по своей Родине — деревне Рябово Вятской губернии, где он прожил с двух до десяти лет, поэтому свою дачу он назвал «Новое Рябово».

На другом портрете изображена племянница Людмила — дочь родного брата Аркадия Михайловича, это был её первый приезд в Ваньково. Впоследствии девушка послужила прообразом сказочных царевен в картинах цикла «Поэма семи сказок».

Кто вдохновлял, учил и профессионально сопровождал Виктора?

С ранних лет Виктор увлекался рисованием, его бабушка Ольга Александровна писала акварельные пейзажи, и для него было настоящим счастьем, когда она доставала сундучок с красками и показывала свои работы. Во время учёбы в Духовной семинарии в 1866 году, будучи на тот момент художником-самоучкой, Виктор получил от этнографа и фольклориста Ивана Трапицына первый профессиональный заказ на создание 75 иллюстраций для книги русских пословиц и поговорок. Вероятно, мужчина увидел в юном начинающем творце потенциал. Виктор мечтал поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, поэтому с 19 лет активно занимался в рисовальной школе при Обществе поощрения художников под руководством портретиста-живописца Ивана Николаевича Крамского. Как мы знаем, мечтам свойственно сбываться — художник поступил в Академию и учился там с 1868 по 1874 год. В 1869-м получил две малые серебряные медали, а в 1870-м — большую серебряную медаль.

Художественным руководителем Васнецова можно также считать археолога и историка искусства Адриана Прахова, который пригласил художника для росписи Владимирского собора в Киев, там Виктор проработал с 1885 по 1896 год. В собрании Третьяковской галереи остались эскизы росписи собора с изображениями Нестора-летописца, иконописца Алипия, князя Андрея Боголюбского, распятого Иисуса Христа, Бога Саваофа и эскизы к композициям «Крещение Руси». А в музее хранится один из живописных вариантов самой известной религиозной работы художника «Богоматерь с младенцем».

Живопись —  единственный талант художника?

Савва Мамонтов в своей усадьбе в Абрамцеве собрал большой круг творцов-единомышленников, в этом месте Виктор Михайлович проявил себя не только как живописец, но и как талантливый архитектор, спроектировав на территории усадьбы храм Спаса Нерукотворного в духе псковско-новгородских церквей, а позже ещё и разработал образ фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и особняк мецената и коллекционера Ивана Цветкова.

На этом эксперименты Виктора не закончились. На домашней сцене в Абрамцеве ставился спектакль «Снегурочка» по одноимённой пьесе Александра Островского, так художник стал ещё и автором театральных декораций и костюмов в неорусском стиле. К слову, брат Аполлинарий Васнецов тоже создавал эскизы декораций, но уже к опере Модеста Мусоргского «Хованщина».

Как выглядит мастерская?

Высокие потолки, белая печь и четырёхметровая картина «Спящая царевна» (1913–1917), которая с момента своего создания ни разу не покидала стены дома. При подготовке к главной выставке в Третьяковской галерее часть картин забрали из мастерской, поэтому мы делимся с вами фотографиями второго этажа дома-музея до перестановок и реэкспозиции. При жизни художника картины из цикла «Поэма семи сказок» на стенах не висели, они стояли на полу вдоль окна.

Среди работ сказочного цикла выделяются два портрета, один из них написан Татьяной Васнецовой — она изобразила отца в красном берете с накинутой на плечи курткой на фоне сирени. Другой портрет Виктор Васнецов посвятил своему другу Михаилу Васильевичу Нестерову, с которым они вместе работали над росписью Владимирского собора. Изначально в 1925 году Нестеров нарисовал портрет Виктора, а тот в ответ нарисовал его.

У двери находится рисунок углём «Молчание». Он изображает длинноволосого юношу, прижимающего к губам указательный палец, — такой жест показывал Васнецов своим детям, если они мешали отцу во время работы. Сегодня эта работа воспринимается как знак, предупреждение для каждого, кто входит в мастерскую художника. Никаких записей об этой работе не осталось, Виктор Михайлович говорил, что он прежде всего художник, а не писатель, чтобы делать заметки и подробно рассказывать о полотнах.

Угольный скетч «Молчание», конец XIX века. © VK Гид / Александра Качалина
Угольный скетч «Молчание», конец XIX века. © VK Гид / Александра Качалина

Дальше мы отправились в Музей Аполлинария Васнецова

Как появился музей-квартира?

Музей расположен в Фурманном переулке, 6 на третьем этаже в квартирах №21–22. В 1904 году Аполлинарий Васнецов (1856–1933) вместе со своей женой Татьяной Ивановной и сыном Всеволодом поселился в этом доходном доме и прожил в нём 30 лет. Когда не стало Аполлинария Михайловича, в квартире продолжил жить сын вместе со своей женой Екатериной. Они одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Музей-квартира открылся только в апреле 1965 года и состоял из трёх мемориальных комнат: гостиной, мастерской и кабинета. В 1986-м было образовано Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», Всеволод вместе с Андреем Васнецовым (внуком Виктора Михайловича) обратился в Министерство культуры с просьбой о переводе Дома-музея В. М. Васнецова и Музея-квартиры А. М. Васнецова в ведение Третьяковской галереи. На тот момент Екатерина была заведующей музеем, после смерти мужа в 1989 году она составила завещание в пользу Третьяковской галереи о передаче всех комнат в квартире художника и имущества для расширения экспозиции Музея-квартиры А. М. Васнецова. Так с 1996 года мемориальная квартира полностью вошла в состав ГТГ.

«Поскольку они постоянно здесь жили, все вещи, которые здесь есть, это всё то, чем они пользовались, что держал в руках художник. Это не просто предметы эпохи. Музей создавал сын со своей супругой, и поскольку он здесь жил с самого детства, то обстановку квартиры он восстанавливал по памяти, но очень многое изменилось, когда в квартире была коммуналка, поэтому не всё удалось воссоздать в точности, как было при жизни художника»
Маргарита Сенющенкова, хранитель музейных предметов

Две другие комнаты в квартире №21 принадлежали Всеволоду и Екатерине, сейчас в них сохранилась атмосфера второй половины XX века. Квартиру №22 присоединили к музею в 1983 году, сейчас там представлены памятные вещи художника, этюды и картины из путешествий, а также деревянная мебель начала XX века в неорусском стиле.

Кто повлиял на творчество Аполлинария?

В семье Васнецовых было шесть братьев, среди них Виктор был единственным, кто получил художественное образование. Николай, Александр и Аполлинарий стали преподавателями, Пётр был агрономом, а Аркадий резчиком по дереву. Их родители рано ушли из жизни, поэтому Виктор стал для 13-летнего Аполлинария главным наставником, который отсматривал его альбомы с рисунками, учил рисовать с натуры, давал советы и отправил заниматься живописью к польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли, который на тот момент был в Вятке в ссылке. Аполлинарий готовился поступить в Петербургскую Академию художеств, поэтому Виктор водил его в различные мастерские, знакомил с художниками, например с Ильёй Репиным, Василием Поленовым и Марком Антокольским.

Аполлинарий уважал Виктора, благодаря ему научился чувствовать природу и прислушивался к его советам. Несмотря на большую известность и успехи старшего брата, Аполлинарий не испытывал к нему зависти, а просто искал свою дорогу в живописи. В Академию художеств он так и не поступил, вернулся в Вятку, где стал народным учителем. Проработав в Вятской губернии один год, он разочаровался в работе и приехал в Москву, чтобы посвятить себя живописи. Потом вошёл в Абрамцевский кружок, Товарищество передвижников и даже стал одним из организаторов объединения «Союз русских художников» — все эти события были важными этапами его творчества.

Будучи пейзажистом, Аполлинарий подходил к изучению природы с научной дотошностью: классифицировал облака, следил за их загадочной изменчивостью, наблюдал за ними в разное время года и при разной погоде. Он считал, что облака — столь же равноправная и важная часть природы, как леса и луга, реки и моря. Когда он был маленьким, его отец Михаил Васильевич, сельский священник, часто брал его собой на прогулки, где они вместе смотрели на небо и звёзды, учились различать голоса птиц и изучали растения. Затем в юности Аполлинарий увлёкся позитивизмом и читал философов. Он был человеком верующим, считал, что Бог есть везде, и искал некую духовность в природе.

«В отношении “стиля жизни” отец казался больше учёным, чем человеком творческой профессии», — вспоминал сын художника Всеволод Васнецов.

В 1918–1924 годах художник создал серию акварелей «Моя Родина», в которой вернулся к воспоминаниям детства и своей юности в селе Рябово. Воскрешая память о прошлом, он показывает родные края в разное время года. Посетители музея могут увидеть отчий дом, вид из его окна, общий вид родного для Аполлинария села и старую мельницу на реке Батарихе. С любовью и трепетом он изображал скромные пейзажные мотивы Вятки и окрестностей. В детстве художник увлекался геологией, поэтому в витрине около акварельных работ можно увидеть Батаринские окаменелости, найденные Аполлинарием на берегу реки за границей села.

Что любил художник?

Художник очень любил путешествовать, часто брал с собой семью и привозил из поездок различные сувениры, например ракушку, что сейчас висит на стене в мастерской. Там же стоят три мольберта — один его, а два других принадлежали его ученику и знакомому. На одном из них можно увидеть картину с памятным семейным местом — дачей в поместье Демьяново под Клином, которую семья Васнецовых снимала с 1903 по 1917 год. Поездка туда была долгожданным событием: весной, когда у Аполлинария заканчивалась преподавательская работа, а у сына начинались каникулы, они выезжали в Демьяново, где проводили много времени на природе, а художник активно занимался пленэрной живописью.

Дача не сохранилась до наших дней, но рядом с этим местом сейчас находится Мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. Раньше в это поместье с садом и маленькими домиками, помимо Васнецовых, приезжали писатель Андрей Белый с матерью, музыканты-меценаты сёстры Гнесины и профессора Санкт-Петербургского университета, среди которых был Климент Тимирязев.

Аполлинарий говорил: «Воспитали меня как художника-пейзажиста, главным образом, мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей». В залах музея можно найти множество этюдов и картин выполненных на Урале, Кавказе, в Крыму, Италии, Франции и в древних городах — Пскове и Новгороде. Художник любил создавать городские и природные пейзажи, продумывал композицию и искал интересные ракурсы.

В коллекции музея также сохранились сундук, подсвечник и старообрядческий крест, которые художник использовал для своих работ в рамках цикла «Старая Москва». Некоторые вещи Аполлинарий покупал на рынке под Сухаревой башней, которая не сохранилась до наших дней. С 1890-х годов художника заинтересовали исторические и археологические исследования Москвы, старые планы города и внешний декор усадеб и культурных памятников. Он часами бродил по улочкам вокруг Кремля, восстанавливая в голове утраченный облик города.

Были ли у братьев совместные инициативы?

Аполлинарий вместе с братом Виктором в 1910-х годах начал создавать Вятский художественный музей, привлекая к его наполнению членов объединения «Союз русских художников». Так музей пополнился работами Константина Коровина, Виктора Сурикова, Сергея Иванова, Михаила Нестерова, Сергея Виноградова и многих других выдающихся представителей национальной школы живописи. На сегодняшний день музей назван в честь братьев Васнецовых, а с 1992 года перед его зданием стоит памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков».

Как Аполлинарий переживал уход брата Виктора?

После смерти Виктора в 1926 году Аполлинарий написал картину «Шум старого парка» («Всё в прошлом»), представляющую собой аллегорию круговорота жизни и смены поколений. «Не стало Виктора — огромное опустошение произошло в моей душе. Мы имели одинаковые взгляды на искусство и на литературу. Но всё прошло... Ответы на мои вопросы о моих работах, его советы, а иногда и критические нападки — навсегда умолкли», — так о своей утрате говорил художник. Виктор заменил ему отца и был для него ближе, чем остальные братья.

Пошёл ли сын по стопам отца?

Всеволод стал исследователем полярных морей и часто уезжал в экспедиции, но отец всегда поддерживал его выбор, никогда и не пытался убедить его сменить профессию, хоть и всегда за него волновался. Когда Аполлинария Михайловича не стало, Всеволод не успел вернуться, чтобы проститься с ним, опоздав буквально на пару дней. В музее можно увидеть две комнаты, которые хранят обстановку и атмосферу второй половины XX века, именно там вместе с женой Екатериной жил наследник художника. Дополняют антураж квартиры рога косуль, оленя, лося и шкура белого медведя с Новой земли — охота была ещё одним увлечением Всеволода Васнецова.

Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения внука художника — Андрея Владимировича Васнецова. Ищите лучшие произведения трёх художников в залах 60, 61, 80–82 в здании на Крымском Валу.