Концепция спиритических досок, также известных как «говорящие доски», возникла еще до того, как Элайджа Бонд представил игру «Уиджа» (Ouija, Спиритическая сеанс) в 19 веке. Эти доски на протяжении веков были частью различных культур, служа инструментом общения с миром духов.
Доски для спиритических сеансов, или говорящие доски, отличаются некоторыми особенностями. К ним относятся алфавит, цифры от нуля до девяти и иногда дополнительные слова, включая приветствия. Однако точный состав может варьироваться в зависимости от создателя доски. Центральное место в ритуале занимает планшетка — указатель, который участники ритуала кладут на доску в поисках общения с духами.
Описание работы доски для спиритических сеансов
На протяжении всей истории спиритических досок ученые пытались развенчать предполагаемые сверхъестественные явления, связанные с ними, используя различные методы и теории, чтобы опровергнуть их «эффективность».
Центральное место в этом исследовании занимает теория идеомоторного эффекта, которая утверждает, что люди могут непреднамеренно влиять на движение планшетки или стола посредством преднамеренных или подсознательных действий. Этот феномен проявляется в двух различных формах: преднамеренная манипуляция участниками или неосознанные мышечные подергивания наблюдателей. В сочетании с горячей верой в сверхъестественные силы участники часто приписывают движения планшетки неким духовным сущностям.
Идеомоторный эффект находит наиболее яркое проявление в явлении опрокидывания стола викторианской эпохи. В этот период повышенного интереса к оккультизму столы совершали беспорядочные движения, побуждая участников бросаться за ними в безумную погоню. Однако научные исследования в конечном итоге показали, что эти явления были результатом непреднамеренных движений и мышечных подергиваний участников, а не подлинного общения с миром духов.
Исследуем историческое происхождение «говорящих досок»
Исторические корни говорящих досок уходят в Древний Китай, особенно во времена династии Лю Сун (5 век нашей эры), а их популярность возросла во времена последующей династии Сун (10-13 века нашей эры). Эти доски, известные как планшетки или фудзи (фу чи), служили средством общения с умершими и рассматривались, скорее, как форма некромантии, а не просто инструмент общения.
В практике Фудзи иероглифы создавались с помощью сита и короткой палочки, которые обычно держали два человека, чтобы выводить иероглифы на песке или золе. Считалось, что эти иероглифы создавались богами. Подобные исторические выводы проливают свет на культурное значение использования говорящих досок на протяжении всей истории.
Как доска для спиритических сеансов повлияла на современное расследование убийства
В наши дни спиритические сеансы остаются средством связи между миром живых и миром мертвых, сохраняя базовый дизайн моделей 19-го века. Однако современная «Уиджа» служит не только для развлечения, о чем свидетельствует важное судебное дело. Осужденный за двойное убийство успешно подал прошение о повторном судебном разбирательстве, сославшись на то, что четыре члена присяжных использовали доску для спиритических сеансов перед вынесением обвинительного приговора.
Стивену Янгу, 35-летнему страховому брокеру из Пембери, Англия, грозило пожизненное заключение за убийство Гарри и Николы Фуллер в Уодхерсте, Восточный Суссекс, в марте 2017 года. Повторное рассмотрение дела было разрешено из-за того, что присяжные признали, что обращались к спиритической доске, которая, по их мнению, помогла им вынести обвинительный приговор Янгу
Хотя культурное значение «говорящих досок» со временем, возможно, уменьшилось, они по-прежнему сохраняют свое значение как отвлекающие факторы или, что чаще, как провокационные вызовы. Даже в мире науки непреходящая сила человеческих убеждений и предрассудков остается мощной силой.
Источники
- Фарадей, М., 1853. “Экспериментальное исследование перемещения столов” в Атенеуме, № 1340. стр. 801-803.
- Фарадей, М., 1853. “Столоверчение” в "Таймс", № 21468. стр. 8.
- Френч, 27 апреля 2013 г. “Невидимая сила, которая управляет планшетами для спиритических сеансов и детекторами фальшивых бомб” в The Guardian. Доступно по адресу: https://www.theguardian.com/science/2013/apr/27/ouija-boards-dowsing-rods-bomb-detectors
- Марч, Р. 2007. “Элайджа Джей Бонд” в книге elijahbond.com. Доступно по адресу: http://www.elijahbond.com/
- Рид, Х.Б., 1995. “Эффект идеометра” в Энциклопедии утверждений, мошенничества и мистификаций оккультного и сверхъестественного.
- Шпиц, Герман Х.; Маркуард, Ив. 2001. “Отчет Шевреля о таинственных колебаниях ручного маятника” в журнале "Скептический исследователь". Центр исследований. 25.4. стр. 35-9.
- Вэйпан, Чао. 1943. “Происхождение и развитие фу чи” в Наньцзанском институте религии и культуры: азиатская этнология. 2. стр. 9-27. Доступно по адресу: http://nirc.nanzan-u.ac.jp/nfile/1048
- Уважаемые читатели! Мы продолжаем радовать вас интересными и поучительными фактами из «Мира чудес». А чтобы не пропустить новые публикации канала, подписывайтесь на нашу страницу в Телеграм. Там мы публикуем всё самое необычное, таинственное и загадочное.